Содержание материала

Гидравлические домкраты.

Наиболее распространенным видом путевых приборов являются гидравлические домкраты. Они применяются при всех видах ремонта железнодорожного пути для подъемки рельсов, рельсо-шпальной решетки и стрелочных переводов. Подъемка производится при подбивке шпал, переводных брусьев и подсыпке балласта под них, укладке прокладок, замене элементов скрепления.
Для подъемки пути домкраты размешают в шпальных ящиках так, чтобы подошва рельса находилась в прорези грузовой гайки домкрата ПДР-8 (рис. 38, а) или над лапой подъемника домкратов ДН-1 (рис. 38, б).
При установке домкрата под опорной плитой в балласте выравнивается постель. После установки домкрата спускной вентиль запирают и приводят в действие насос, поднимая путь на требуемую высоту. Для снятия домкрата спускной вентиль открывают и, когда лапа подъема приходит в нижнее положение, домкрат вынимают из-под рельса и переносят на новое место. При подбивке шпал в одном шпальном ящике одновременно устанавливают два домкрата (под каждым рельсом), следующую пару — через 8—10 шпальных ящиков.
После того как шпалоподбойщики подошли к первой паре домкратов, их снимают и устанавливают впереди третьей пары, затем по ходу подбивки переносится вторая пара и т. д.

Рихтовочные приборы.

Гидравлические рихтовочные приборы применяются для рихтовки рельсо-шпальной решетки.
Для рихтовки используется обычно комплект, состоящий из 3—5 гидравлических рихтовщиков. В особо тяжелых условиях или при необходимости получить большие сдвижки пути за одну установку число приборов в комплекте увеличивается.
Домкрат
Рис. 38. Домкрат:
1 — насос; 2 — цилиндр с грузовой шейкой; 3,7 — опорная плита; 4 — ручка насоса; 5 — спусковой вентиль; 6 — лапа подъема

Рихтовочный прибор
Рис. 39. Рихтовочный прибор РГУ-1: 1 — насос; 2 — цилиндр; 3 — опорная плита

Особенно эффективно применение гидравлических рихтовщиков в условиях повышенного сопротивления пути сдвижке: при рельсах тяжелого типа, раздельном скреплении, на кривых малого радиуса, на бесстыковом пути с железобетонными шпалами.
Рихтовочный прибор системы Матвеенко
Рис. 40. Рихтовочный прибор системы Матвеенко:
1 — насос, 2 - корпус, 3 — шток

На сети железных дорог применяются гидравлические рихтовочные приборы РГУ-1 (рис. 39), системы Матвеенко  (рис. 40) и системы Кипоть (рис. 41). Принцип действия гидравлического узла рихтовщика аналогичен принципу действия этого узла путевых гидравлических домкратов. Только распорное усилие, прилагаемое к рельсу, в рихтовщиках направлено не вертикально вверх, а наклонно, при этом путь приподнимается и сдвигается. Для рихтовки пути гидравлические приборы устанавливаются у рельса со стороны, противоположной направлению необходимой сдвижки так, чтобы ось гидравлического толкателя располагалась под наиболее выгодным углом к горизонтальной оси. При этом необходимо подготовить в балласте углубление под опорную плиту прибора. Оптимальный режим работы рихтовочных приборов устанавливается подбором угла наклона толкателя в зависимости от массы рельсо-шпальной решетки, степени уплотнения балласта, необходимой сдвижки пути, числа приборов в комплекте.
Для уменьшения сопротивления пути сдвижке необходима вывеска пути до 15 мм, так как в результате ее шпалы отрываются от балластной постели. Вывеска на большую величину, особенно при наличии мелких фракций балласта, нежелательна, так как она может вызвать остаточное взбугривание пути. Для уменьшения вывески при рихтовке необходимо принимать следующие меры.
Учитывая, что задняя рельсовая нить (по направлению рихтовки) при приложении равных сил к обеим нитям поднимается больше передней, под нее устанавливают на 1—2 рихтовочных прибора меньше. С уменьшением сопротивления пути сдвижке уменьшается вывеска пути, поэтому у торцов шпал по направлению сдвижки необходимо отгребать или разрыхлять балласт, а на кривых участках пути ослаблять стыковые болты. Для уменьшения упругой отдачи рельсо-шпальной решетки при сбросе давления в приборах один из них не разгружают до приведения остальных приборов комплекта в действие, переставленных в соседнюю точку пути. Кроме того, целесообразно до сброса давления подтрамбовывать балласт у задних торцов шпал, а давление сбрасывать сначала в приборах, установленных на задней рельсовой нити, считая по направлению рихтовки, а затем на передней.

Рихтовочный прибор
Рис. 41. Рихтовочный прибор системы Кипоть:
I — шток; 2 — пята; 3 — насос

Разгоночные приборы.

Они служат для продольной передвижки рельсов или рельсовых плетей и применяются главным образом при восстановлении нормальных зазоров между рельсами, нарушенных в результате угона пути.
В путевом хозяйстве применяются гидравлические разгоночные приборы: PH-01, РН-01А (рис. 42), РН-02. Для разгонки рельсового зазора прибор устанавливается непосредственно над стыком и приводится в действие до раздвижки рельсов на требуемую величину.
Если заданная величина раздвижки превышает максимальную для данного прибора, необходимо вернуть прибор в исходное положение и повторить рабочий цикл. После окончания передвижки рельсов прибор приводится в транспортное положение и перемещается к другому стыку.

Разгоночный прибор РН-01А
Рис. 42. Разгоночный прибор РН-01А:
1 - замок; 2—насос; 3 — цилиндр

Ремонт гидравлических приборов.

При текущем ремонте приборов выполняют следующие операции: очистка прибора от пыли и грязи; частичная разборка прибора с проверкой состояния манжет и уплотнительных колец с заменой негодных; очистка, промывка и проверка состояния спускового вентиля, предохранительного клапана и клапанов насоса; подтяжка крепежных соединений; замена рабочей жидкости.

При годовом ремонте выполняются операции, входящие в состав текущего ремонта, и кроме того: полная разборка всех узлов; замена износившихся деталей; проверка шариков и их гнезд в клапанах с заменой негодных; регулировка прибора на грузоподъемность или распорное усилие; при необходимости замена пружин клапанов, возвратных пружин и маслоотводящих трубок.