Электропневматический костыльный молоток ЭПК-3 предназначен для забивки костылей в шпалы при текущем содержании, производстве всех видов ремонта, реконструкции и строительстве железнодорожного пути.
Он состоит (рис. 44) из встроенного электродвигателя 1, конического понижающего редуктора 2, кривошипно-шатунного механизма 3, подвижного цилиндра 4 со свободно движущимся бойком, узла амортизатора 5 с рабочим инструментом 6 и кабельной вилки с выключателем.
Взаимодействие узлов и деталей в костыльном молотке осуществляется следующим образом. Электродвигатель через пару конических зубчатых колес, коленчатый вал и шатун сообщает подвижному цилиндру возвратно-поступательное движение. При ходе поршня вверх между подвижным цилиндром и свободно движущимся бойком возникает разряжение, заставляющее боек двигаться за цилиндром. При ходе поршня вниз происходит встречное его движение с бойком, воздух в подвижном цилиндре сжимается и заставляет боек остановиться, а затем двигаться с ускорением вниз. В конце хода боек наносит удар по наконечнику ударника.
Для пополнения утечки воздуха из внутренней полости цилиндра на бойке имеется кольцевая выточка, а в цилиндре — перепускные полости. Пополнение утечек воздуха происходит каждый раз при совмещении верхнего пояса бойка с полостями на цилиндре. Для перехода с рабочего режима на холостой ход костылезабивщик приподнимают, и рабочий инструмент (ударник) выдвигается из молотка до упора заплечика стержня во втулку.
Рис, 44. Электропневматический костылезабивщик ЭПК-3
Рис. 45. Электрогидравлический костыле-выдергиватель КП-1:
1— электродвигатель, 2— масляный бачок, 3 — гидронасос, 4 — силовой цилиндр, 5 — кабельная вилка, 6 — клещевой захват
Боек, не встречая на своем пути наконечника ударника, входит в направляющую втулку и останавливается, открыв при этом отверстие, выполненное в стенке цилиндра. Вследствие этого при возвратно-поступательном движении цилиндра и неподвижном бойке не происходит существенного изменения давления воздуха внутри цилиндра, чем обеспечивается устойчивость работы холостого хода. Удар бойка о втулку при переходе молотка на холостой ход смягчают резиновые кольца-амортизаторы.
Для перехода костылезабивщика с холостого на рабочий режим необходимо нажать на молоток. При этом наконечник ударника, сжимая пружину, переместится внутрь молотка, вдвигая боек в подвижной цилиндр. Отверстие холостого хода перекроется бойком, и он начнет совершать возвратно-поступательное движение.
Для успешной и бесперебойной работы костылезабивщика необходимо: своевременно смазывать все механизмы в соответствии с картой смазки; через 100 ч работы снять ствол, подвижной цилиндр, боек, направляющую втулку, ударник и промыть в керосине; удалить заусенцы и наклеп на хвостовике стержня, бойке, стволе и втулке; детали протереть и смазать компрессорным маслом; своевременно заменять износившиеся детали; не допускать резких перегибов кабеля, попадания масла, бензина, керосина на резиновую оболочку кабеля.
Электрогидравлические костылевыдергиватели КВД-1 и КП-1 (рис. 45) предназначены для выдергивания костылей из шпал при текущем содержании и ремонтах пути. Их устройство аналогично путевым домкратам, но привод гидравлического насоса выполнен электрическим. Кроме того, они снабжены клещевыми захватами костылей. Отличаются КВД-1 от КП-1 формой опорного короба и клещевых захватов.
Обслуживание и ремонт костылевыдергивателей аналогичны обслуживанию и ремонту описанных выше механизмов.