Основное оборудование стационарных моечных установок для вагонов. Материалы для мойки. Устройство и размещение управления установками. Переносные моечные установки для вагонов. Моечные установки локомотивов. Чистка колес. Щетки. Струйная обмывка

Мойка наружной части пассажирских поездов производилась ранее вручную. В последние годы появились механические установки для мойки пассажирских вагонов, которые применяются в настоящее время на многих железных дорогах. Подобные же установки также широко применяются сейчас для мойки наружной части тепловозов.

СТАЦИОНАРНЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ МОЙКИ ВАГОНОВ

Основное оборудование. Моечные установки для пассажирских вагонов бывают двух типов: стационарные и передвижные. Стационарные установки состоят из комплектов щеток, смонтированных на стальных колонках, вертикально укрепленных на краю платформы или площадки. Во многих случаях применяют две площадки; на одной из них производится чистка вагона моющими или очищающими растворами, на другой—ополаскивание. С каждой стороны поезда обычно установлено по три колонки с движущимися и вращающимися с помощью мотора щетками, из которых две колонки имеют длинные щетки и служат для мойки боковых сторон вагона и одна колонка помещается посредине и имеет короткие щетки для того, чтобы предохранить при мойке окна вагонов от повреждения. Щетки отводятся сжатым воздухом, управляемым оператором, который находится в здании, расположенном в месте, удобном для наблюдения и контроля.
Разбрызгивание моющих веществ на вагоны производится или воздухом или насосом, управляемыми оператором. Действие очищающих веществ более эффективно, если они остаются на поверхности короткое время после наложения, в связи с этим расстояние между очищающими и моечными площадками должно быть, по меньшей мере, 1.5 м. Щетки очищают вагоны, покрытые моющим раствором, после чего вагоны передвигаются к площадке для ополаскивания и обрызгиваются водой из форсунок. После этого щеточное устройство аналогичной конструкции смывает раствор и заканчивает операцию чистки.

С появлением вагонов с обзорным куполом на крыше щетки, имеющие горизонтальное вращение, стали применять для чистки куполов и крыш вагонов. Эти щетки выдвижные и действуют так же, как и боковые щетки.
Моечные площадки. Моечные площадки должны быть построены из железобетона. Приемлемые размеры площадки имеют ширину 6 100 и длину 30 500 мм. Минимальная толщина верхней плиты площадки равна 457 мм. У площадки должен быть уклон к центру — к сточному желобу, ведущему к спускному колодцу. Чтобы колодцы не засорялись щеточным ворсом, они должны быть тщательно прикрыты сеткой. В местах мойки должны применяться короткие шпалы.
Очищающие материалы. Чтобы обеспечить эффективность удаления загрязнений (пыль, масло и ржавчина), очищающие материалы должны иметь такие химические свойства, которые обеспечивали бы быстроту действия и в то же время устраняли возможность повреждения бетонных поверхностей и стальных частей моечного прибора. Рекомендуется применять очищающие материалы с ингибиторами (замедлителями), так как это значительно уменьшает повреждения открытых поверхностей.
Для защиты бетонных поверхностей моечных площадок к бетону добавляется жидкое стекло. Другим способом предохранения поверхностей является покрытие их слоем специально приготовленного асфальта толщиной от 25,4 до 38,1 мм или других химических и маслостойких материалов. Считают, что оба способа одинаково успешно содействуют уменьшению повреждений бетонных поверхностей.
Практика многих моечных установок показала, что очищающие растворы оказывают сильное корродирующее действие на стальные цистерны, обычные насосы и стальные трубопроводы, что требует больших расходов по замене деталей и уходу. Чтобы избежать этого, некоторые железные дороги применяют растворные баки, покрытые внутри резиной, и насосы, сконструированные таким образом, что все соприкасающиеся с влагой части допускают покрытие их резиной. Эти меры дали положительные результаты.
В некоторых моечных установках для вагонов в качестве очищающего агента применяется смесь в определенных количествах дизельного масла со специальным моющим веществом. Эта смесь разбрызгивается паровым инжектором на тележки вагонов. Разбрызгивание производится на небольшом расстоянии до подачи вагона к моечной площадке. Указанная смесь, проникая в грязь и смазку, оседающие на тележках и колесах, растворяет их. После этого вагон подается на моечную площадку, где грязь легко смывается.
Моечная установка для вагонов
Рис. 1. Моечная установка для вагонов. Резервуары с моющими веществами и насосы размещены в подвальном помещении
Станция и оборудование управления. Станция управления представляет собой пункт, откуда производится управление моечной установкой (рис. 1). Станция имеет электрические включатели для привода в действие водяных и моющих насосов, мотора для привода щеток и воздушных клапанов управления давлением воздуха, используемого для подачи и отвода щеток. Обслуживающий персонал помещается в остекленном выступе здания, обеспечивающем наблюдение за работой оборудования, а также видимость вагонов или локомотивов при приближении их к моечной установке, чтобы в нужный момент привести в действие щетки и распылители. Кроме того, обслуживающему персоналу должен быть виден также второй конец, чтобы своевременно выключить оборудование при проходе вагона или локомотива за зону обмывки площадки. Наиболее удобным местом расположения станции управления и обслуживающего персонала считается помещение, имеющее окно (см. рис. 6), устроенное выступом для радиального обозрения. Станция управления должна также иметь кладовую и склады для хранения сухих, жидких очищающих веществ и материалов различного оборудования, помещения для насосов по перекачке воды и химических очищающих веществ, а также для воздушного компрессора. Установку компрессора необходимо предусматривать в том случае, когда нет снабжения воздухом от внешнего источника.

ПЕРЕДВИЖНЫЕ МОЕЧНЫЕ УСТАНОВКИ ВАГОНОВ

Конструкция. Последним усовершенствованием в способе очистки вагонов является передвижная моечная установка, применяемая главным образом для мойки поездов на промежуточных пунктах. Моечная установка (рис.2) представляет собой агрегат, оборудованный водяным баком емкостью 1 130 л, который может быть установлен и работать на любой платформе, способной выдержать нагрузку от 1 800 до 2 360 кг
Передвижная моечная установка
Рис. 2. Передвижная моечная установка, оборудованная двухцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением
Действие. Моечная установка сконструирована так, что может быть управляема одним человеком и обеспечить полную очистку одной стороны пассажирского поезда в течение нескольких минут. Для очистки обеих сторон поезда во время остановки применяются две машины. Процесс обмывки заключается в следующем: сначала резким потоком воды размягчают грязь, затем очищают поверхность круглой фибровой щеткой, имеющей вертикальное положение и большое число оборотов, после чего обмывают водой; этим и заканчивается процесс работ.
Там, где это позволяют условия, применяется, как дополнение к этой установке, система с распыливанием очищающих веществ. Распылители очищающих веществ расположены на агрегате в определенном месте в процессе мойки. Распыливание воды и очищающих веществ, а также вращение щеток производится дизельным двигателем, которым оборудован моечный агрегат.
В случаях, когда мойка пассажирских поездов производится редко и ее требуется выполнить в ограниченное время, желательно устанавливать две передвижные моечные установки, сблокированные между собой и расположенные с каждой стороны пути так, чтобы поезда, требующие очистки, проходили между ними.
Моечные установки для окон вагонов. Другим нововведением является механическая моечная установка для окон. Эта установка приспособлена для работы как на конечных, так и на промежуточных станциях. По конструкции она подобна установке для мойки поездов, но меньше по размерам и весу. Машина для мойки окон сконструирована для установки ее на платформе средней грузоподъемности с откидными бортами. Она имеет собственный запас воды, находящийся в двухосной цистерне, прицепленной к заднему концу платформы самой машины и имеет свою собственную дизельную силовую установку для привода в работу гидравлического насоса, который в свою очередь приводит в движение щеточный мотор и водяной насос.
Щетка для очистки окон имеет длину 1 142 мм. Опыт показывает, что очистка окон одной стороны вагона может быть произведена в течение 1 мин. Запас воды в цистерне обеспечивает мойку одной стороны поезда, состоящего из 12 вагонов.

МОЕЧНЫЕ УСТАНОВКИ ЛОКОМОТИВОВ

Моечные установки для тепловозов практически те же самые, что и для вагонов в части, касающейся конструкции щеток, аппаратуры управления и конструкции площадок. С экономической точки зрения и ввиду меньшего количества обмываемых единиц достаточна одна площадка длиной примерно 24,4 м и один комплект из трех щеток с каждой стороны моечной установки.
Операции процесса очистки. Распылители с растворами размещены на расстоянии 7,62 м от того конца площадки, к которому подходит локомотив. Тепловоз делает один проход через моечную машину, во время которого вращающиеся щетки моющими веществами очищают его поверхность. После прохождения тепловоза через площадку он возвращается обратно и затем делает второй проход, во время которого щетки с включенными водяными распылителями очищают грязь, размягченную при первом проходе моющими веществами. Процесс очистки может быть повторен, если локомотив был особенно загрязнен и замаслен.
В процессе обмывки применяются специальные распылители, работающие под высоким давлением, для того чтобы очистить такие труднодоступные места, как верхняя часть запасного резервуара дизельного масла, где, как известно, происходит скопление масла и грязи, что является причиной пожаров в случаях попадания на них искр, раскаленных частиц и т. п.
Очистка колес. В дополнение к моечной установке одновременно применяется приспособление для очистки внутренних поверхностей колесных скатов локомотива. Ввиду того, что обычные методы очистки не достигают необходимых результатов, в скрытых местах скатов скопляется смазка и грязь, препятствующие нормальной проверке их технического состояния. Устройство для очистки скатов состоит из короткой бетонной площадки, подобной применяемой при обычной мойке локомотивов. Линия распиливающих трубопроводов проложена вдоль внутренних сторон каждого рельса по длине площадки. Распылители направлены на колеса таким образом, что раствор, состоящий из специальных очищающих веществ и масла, полностью промывает внутренние стороны колес, размягчая и смывая скопившуюся грязь и смазку, делая поверхность чистой и доступной для проверок.
Давление в распылителе создается насосом. Однако для экономии раствора имеется регулирующее устройство, приводимое в действие самими колесами локомотива и управляющее спускным клапаном, обеспечивающим подачу раствора на колеса в нужный момент. Имеется также специальное устройство, при котором весь излишний раствор, стекающий с колес локомотивов, отводится от площадки к сборному стоку, откуда он перекачивается в запасную цистерну и повторно используется. Это дает не только экономию раствора, но и значительно уменьшает возможность попадания масла в дренажи и водоотводы, где его присутствие нежелательно.
Щетки. Щетки, обычно применяемые в локомотивных и вагонных моечных установках изготовляются из растительных прочных волокон. Эти волокна связаны с одного конца металлическими полосками и вставлены в выемки в пластмассовые брусья. Брусья отштампованы таким образом, что они в собранном виде соответствуют диаметру щеточного вала. Брусья щеток имеют разъемную конструкцию, допускающую смену щеточных комплектов без нарушения общей длины щетки. Были проделаны опыты с применением нейлоновых щеток, которые по расходу средств на их изготовление себя не оправдали.
Распылители высокого давления. В последнее время для мойки вагонов и локомотивов после распыления на них моющих веществ применяется новая система, предусматривающая распыление воды под высоким давлением. Обычно у этих установок применяются распылители работающие под давлением 17 5 кг/смг без щеток, а иногда и в комбинации распылителей и щеток одновременно.
При этом способа применяется целый комплект распиливающих стендов, расположенных в виде свода или арки над промывочным путем. Наконечники распылителей установлены на стендах и в таком положении, что потоки струй раствора под сильным давлением направляются на всю поверхность вагона или локомотива, стоящего на обмывке. Мощные платформы с дренажными канавами, здание управления, в котором помещаются моечные и смесительное оборудование, насосы для подачи моющих веществ и воды, являются частью хорошо скомплектованной установки. Число распыливающих стендов и длина платформы зависят от типа и количества обмываемых единиц подвижного состава.
Преимущества такого типа установки для очистки заключаются в низкой первоначальной стоимости ее сооружения и небольших расходах по уходу за ней. Кроме того, не всегда возможно производить очистку вагонов и локомотивов всех типов моечными щеточными установками. Этот же способ мойки по сравнению с ручным щеточным требует меньших затрат труда, материала и времени.
Описанная моечная установка может быть также дополнена оборудованием для очистки колесных пар и тележек.