Для контроля ширины колеи и превышения одного рельса над другим применяются ручные измерительные шаблоны и путеизмерительные тележки.
Путевой шаблон ЦУП-2Д является ручным переносным прибором точечного действия. Пределы измерения шаблона: по ширине колеи от 1510 до 1550 мм, по уровню от 0 до 160 мм; точность измерения ±1 мм.
Шаблон (рис. 46) состоит из следующих основных частей: корпуса 2, изготовленного из алюминиевой трубки, механизма измерения ширины колеи и механизма уровня. Механизм измерения ширины колеи включает в себя неподвижный 1 и подвижной 10 упоры, штангу 9, связанную с подвижным упором и стрелкой 8. Прижим подвижного упора к рельсу осуществляется пружиной 7, а отводится он при помощи рукоятки 3. Механизм уровня состоит из корпуса 4, жидкостного уровня 6 и шкалы 5 с указателем измерений. Шкала связана с винтом, на спиральную нарезку которого опирается один конец жидкостного уровня. Второй конец уровня шарнирно связан с корпусом и поджат пружиной к винту.
Путеизмерительная тележка ПТ-2 (рис. 47) предназначена для непрерывного измерения ширины колеи и уровня с записью на бумажной ленте
Рис. 46 Шаблон ЦУП-2Д
Тележка состоит из трубчатой рамы 4, внутри которой перемещаются штанги с поперечинами. На поперечинах закреплены колеса 1. Одно из них при помощи валика связано с приводом лентопротяжного механизма самописца 3. Штанги через клин и рычажные передачи связаны с пером записи ширины колеи самописца. К внутренним граням головки рельса колеса прижимаются пружинами. На раме установлен маятник 2, который при помощи рычажной передачи связан с пером записи уровня.
Пределы измерения, мм:
по ширине колеи .... 1510—1550
» уровню................................ 0—160
Точность измерения, мм . . . ± 1 Масштаб записи:
по ширине колеи ... .1:1
» уровню............................... 1:2
длины пути............................. 1:2000
Масса, кг............................... 38,2
Недостатками тележки являются большая масса, приводящая к неудобству в эксплуатации, и наличие большого числа механических передач, что повышает трудоемкость и металлоемкость изготовления.
Эти недостатки уменьшены у путеизмерительной тележки ПТ-3 (рис. 48). Ее техническая характеристика и точность измерения такие же, как у тележки ПТ-2, но масса уменьшена до 26 кг.
Рис. 47. Путеизмерительная тележка ПТ-2
Тележка состоит из рамы 4, на поперечине которой закреплены два колеса. Одно из колес при помощи гибкого вала 1 связано с лентопротяжным механизмом самописца 2. Привод перьев самописца — электрический. Сигнал на запись уровня подается с маятника 3, который является индуктивным электрическим датчиком.
Рис. 48. Путеизмерительная тележка ПТ-3
Рис. 49. Электрическая схема тележки ПТ-3
Сигнал на запись ширины колеи подается с потенциометрического датчика, связанного со штоком телескопа 5. На поперечине штока закреплены два других колеса, поджимаемых к боковой грани рельса пружиной, размещенной внутри телескопа. Отсутствие механических передач, вместо которых применены электрические датчики и передачи, позволило снизить массу тележки.
Рис. 50. Ультразвуковой дефектоскоп УЗД- НИИМ-6М
Электрооборудование тележки состоит из следующих основных элементов (рис. 49): источника питания G; выключателей питания S1, S2 и S3; тумблера контроля питания S5; биполярного стабилизатора напряжения питания, собранного на транзисторах V3—V6 и светодиодах VI и V2; операционных усилителей постоянного тока D1 и D2; генератора питания маятникового уровня D3; маятникового уровня М; аналогового решающего устройства, состоящего из диодных мостов V7—V10 и V11—V14 и переменных резисторов R25, R26, R27 прецизионного потенциометра R11 и головок самописца Р1 и Р2. Регулировка масштаба записи осуществляется переменным резистором R22, а подстройка нуля записи уровня — резисторами R25, R26, R27. Смещение границ записи ширины колеи осуществляется подбором резисторов R5 и R10. Регулировка масштаба записи ширины колеи производится переменным резистором R14. Все эти резисторы размещены на плате, их регулировка осуществляется через отверстия на передней панели самописца.
Переключатель S4 служит для смещения нуля уровня вправо или влево на 60 мм при работе в крутых кривых, где превышение одного рельса над другим более 100 мм.
Для выявления трещин и расслоений в рельсах, уложенных в путь, применяются дефектоскопы различных конструкций. Наиболее распространенным является ультразвуковой рельсовый дефектоскоп УЗД-НИИМ-6М (рис. 50).
Он применяется для одновременного контроля обеих рельсовых нитей.
Дефектоскоп состоит из съемного электронного блока 2, установленного на четырехколесной тележке 1. Между колесами тележки над каждой рельсовой нитью расположены искатели 4, которые состоят из двух прямых и одной наклонной вставки и центрирующего механизма. Искатели посылают в рельс ультразвуковые колебания частотой 750—1100 Гц. Контроль качества рельса осуществляется по отраженному сигналу, который фиксируется оператором визуально по стрелочному индикатору 3 и по звуковым сигналам в головных телефонах. При наличии дефекта в рельсе стрелка индикатора отклоняется, а звук в телефонах меняет свой тон. Рельсы перед искателями предварительно очищают. Масса дефектоскопа 80 кг.
Путеизмерительные тележки ПТ-2 и ПТ-3 и дефектоскопная тележка перемещаются по пути вручную при скорости движения до 1,4 м/с. Контроль пути и рельсов осуществляется без закрытия перегона, спереди и сзади тележки выставляются сигналисты. При пропуске поезда тележки снимаются с пути.
Ремонт тележек осуществляется специальными службами. Обслуживание их сводится к периодическим проверкам и настройкам.