Много лет назад на большинстве дорог ремонт моторных дрезин, вагонов-травосжигателей, поливочных вагонов копров на рельсовом ходу для забивки свай, мостовых кранов, путевых стругов, экскаваторов на рельсовом ходу, жилых вагонов и другого оборудования для содержания и ремонта пути производился в общих мастерских отделов механизации дорог по ремонту подвижного состава. Это было логично, поскольку почти все путейские механизмы, как и подвижной состав, передвигались по рельсовой колее. Однако в этих мастерских первоочередными работами был ремонт подвижного состава, а ремонт путевых машин и механизмов стоял на втором плане и поэтому не всегда производился вовремя и по качеству не во всех случаях удовлетворял путейцев,
В связи с этим ряд дорог организовал в наиболее необходимых местах районные мастерские для ремонта моторных дрезин силами механиков, специально обученных этому виду ремонта. С течением времени дороги начали приобретать все большее количество механизмов, особенно с бензиновыми двигателями. Это оборудование в основном поступало для ремонта в районные мастерские по ремонту моторных дрезин, а также и в мастерские отделов механизации. В последние в основном поступало оборудование на рельсовом ходу, которое ремонтировалось в соответствии с техническими условиями Ассоциации американских инженеров на ремонт вагонов.
Такая организация ремонта в течение ряда лет устраивала путейцев. Однако в настоящее время дорогами приобретается такое большое количество механизмов, что районные мастерские уже не могут справиться с их ремонтом. Кроме того, отдельные виды ремонта не могут быть выполнены в районных мастерских из-за отсутствия в них соответствующих инструментов и оборудования. Поэтому значительная часть механизмов, подлежащих ремонту, передавалась по повышенным ценам в коммерческие мастерские.
В этот же период многие дороги стали приобретать для путевых бригад автомобили, которые для регулировки и ремонта начали направлять в местные гаражи. В связи со все большим поступлением автомобилей для большинства дорог стала совершенно очевидной необходимость устройства собственных гаражей, оборудованных необходимым инструментом и станками для наладки и ремонта автомобилей. Это подтверждалось тем, что дороги, построившие такие гаражи, начали получать большую экономию.
В настоящее время наметилась общая тенденция устраивать для ремонта всего оборудования на дорогах центральные мастерские и небольшие районные и участковые мастерские, в которых механики, работающие на линии, могли бы производить текущий ремонт механизмов. Механики, работающие в линейных мастерских, должны иметь опыт работы с машинами, а работники центральных мастерских, кроме того, — высокую квалификацию. Центральные мастерские должны быть оборудованы соответствующими специализированными станками и измерительной аппаратурой.

Планировка центральных мастерских.

Центральные мастерские для ремонта оборудования должны быть удобно расположены по отношению ко всем главным направлениям дорог; желательно их устраивать на станциях с остановками всех пассажирских поездов для того, чтобы иметь возможность быстро доставлять отдельные необходимые. детали в путевые бригады и в районные мастерские. Желательно также иметь мастерские около больших городов для того, чтобы быстро приобретать у фирм запасные части, которые обычно не держатся на складах дорог.
Большинство дорог приспосабливают для мастерских существующие здания, обычно такие, которые уже не нужны для других нужд. Некоторые дороги строят для мастерских специальные новые здания из кирпича, железобетонных блоков или здания каркасного типа с обшивкой листовым железом.
Склад запасных частей центральных мастерских
Рис. 1. Склад запасных частей центральных мастерских
Сборочный цех с мостовым краном в центральных мастерских
Рис. 1а. Сборочный цех с мостовым краном в центральных мастерских
К мастерским подходят два пути (или больше): один из них обслуживает склады, находящиеся вне мастерских, и складские помещения внутри мастерских, а другой обычно или входит в мастерские, если их пол находится на одном уровне с путем, или только подходит вплотную к мастерским, если их пол находится на одном уровне с полом подвижного состава. В этом случае машины на рельсовом ходу, доставленные для ремонта самоходом, передвигаются на рельсы, уложенные на полу мастерских. В случае когда уровень пола мастерских выше уровня окружающей местности, устраивают наклонные въезды по крайней мере у одной из дверей мастерской так, чтобы машины на колесном или гусеничном ходу могли самоходом въезжать в мастерские и выезжать из них.
На рис. 1 показан внутренний вид склада запасных частей при центральных мастерских.
Обычно мастерские делают очень поместительными. Перекрытия мастерских устраиваются в виде сквозных ферм, иногда опирающихся на продольный ряд дополнительных колон. Бетонные полы мастерских имеют небольшой уклон к сточным канавкам в полу для возможности мытья полов струей воды из шлангов. Наружные стены мастерских почти сплошь застеклены, что обеспечивает хорошее дневное освещение. Внутренние стены для лучшей освещенности помещения окрашены светлой краской. В дополнение к дневному свету имеется электрическое освещение.
План мастерских
Рис. 2. План мастерских в Скрантоне (Пенсильвания):
1—смотровая канава; 2—сборочный цех с мостовым краном; 8 — рельсовые пути;
4— вентиляционные окна; 5— механический цех; 6—буфет; 7 — умывальная комната и туалет; 8 — контора; 9— моечная площадка; 10—малярный цех; 11 — бетонная облицовка; 12 — поворотные краны; 18— место ремонта грузовых автомобилей; 14 — склад смазочных материалов
В каждой мастерской имеется сборочный цех (рис. 1а) с железнодорожным путем и мостовым краном, с помощью которого можно выгружать тяжелое оборудование из грузовых вагонов. Большая часть остальной площади мастерских обычно выделена для следующих цехов: механического, деревообделочного, моторного, электрооборудования и измерительной аппаратуры, сварочного, малярного и для помещений склада, буфета, гардеробной с умывальной комнатой и конторы. В некоторых мастерских, кроме того, имеются добавочные площади для жестяницкого цеха, кузницы, цеха пневматических инструментов и обивочного цеха.
На рис. 2 показан план мастерских в Скрантоне (Пенсильвания).

Оборудование для очистки деталей.

Перед тем как машина, подлежащая ремонту, поступит в мастерские, механики, работающие с этой машиной, и инспектора по механизмам составляют на нее соответствующие акты, из которых видно, какой требуется произвести ремонт и какие детали подлежат замене. Однако до начала ремонта производится еще детальный дополнительный осмотр. Для того чтобы лучше сделать такой осмотр и легче было выполнять ремонтные работы, машина до поступления ее в цех подвергается самой тщательной очистке. Это делается вне мастерских на специальной моечной площадке, которая представляет собой бетонную плиту соответствующих размеров, чтобы на ней могли уместиться большие машины. Поверхность плиты имеет небольшой уклон к сточной канаве, прикрытой решеткой. Промывка производится струей жидкости из шланга. В некоторых случаях над моечной площадкой устраивают подкрановые пути, являющиеся продолжением подкрановых путей мастерских, вследствие чего моечная площадка может обслуживаться мостовым краном мастерских.

Очистка разобранных частей машины от масла и грязи
Рис. 3. Очистка разобранных частей машины от масла и грязи с помощью струи пара, смешанной с моющим раствором
Существует два метода очистки — холодная и горячая.
При холодной очистке используется ранцевый или другого типа распылитель, которым моющая жидкость разбрызгивается на все доступные внешние поверхности обмываемого узла машины. После обрызгивания всех поверхностей узла моющая жидкость вместе с растворенными или суспендированными маслами и грязью стекает в канаву, а остатки ее удаляются напорной струей воды и сжатым воздухом.
При горячей очистке используется пар. Моющий концентрат смешивается с водой в передвижном баке. Очистка производится из шланга струей пара с моющим раствором (рис. 3). После того так масло с грязью растворится, окончательная очистка производится только одним паром.