Содержание материала

Схема 2
На рис. 2 сплошными линиями показаны парки приема и сортировки, расположенные последовательно для переработки вагонопотоков, следующих в одно направление. Поезда отправляются из сортировочного парка. Подобная схема, показанная пунктирными линиями, может быть предусмотрена для переработки вагонопотоков противоположного направления.

Рис. 2. Схема сортировочной станции без отправочного парка с последовательным расположением приемного и сортировочного парков:
1 — главный путь; 2— парк приема; 3 — горка; 4 — сортировочный
парк; 5— вытяжка

  1. Маневровые локомотивы. В число маневровых локомотивов входит или один, или два горочных локомотива для направления вагонов, взятых в парке приема, на сортировочные пути и один или два локомотива для формирования составов в сортировочном парке в зависимости от размеров вагонопотоков.
  2. Прием. Поезда поступают в парк приема со стороны, противоположной горке, а поездные локомотивы уходят из парка приема со стороны горки, направляясь в депо по свободному пути. Различные варианты применяются для перестановки и отстоя вагонов для поездных бригад.
  3. Расформирование с горки. Горочный паровоз заезжает по свободному пути в хвост состава в парке приема для надвига и роспуска вагонов с горки. Когда применяются два горочных паровоза, один обычно заезжает от горба горки к составу, когда второй паровоз занят роспуском состава. Для сокращения задержек между роспуском очередных составов на горке паровоз, который заезжает к составу, должен быть в готовности надвигать этот состав на горку после того, как другой паровоз, распускавший состав, закончил роспуск, освободил маршрут и возвратился в парк приема по горочному пути или по параллельному обходному пути через горку или по другому ходовому пути. Если этот паровоз освобождает горку по горочному пути и другой паровоз готов надвигать состав на горку, то задержка на горке складывается из времени, потребного для освобождения горки первым паровозом, и времени, потребного для надвига состава на горку вторым паровозом. Горочные паровозы также производят осаживание вагонов в подгорочном парке и переставляют «чужаки» на соответствующие их назначению пути. При любой схеме размещения парков такая работа задерживает роспуск вагонов, когда в парке приема имеются составы, готовые к роспуску.
  4. Формирование. Паровоз, занимающийся формированием составов, заезжает на сортировочный путь со стороны парка, противоположной горке, для сцепления вагонов и, если это необходимо, для прицепки вагонов на соседних путях. Для этого состав вытягивается за разделительную стрелку и осаживается на второй путь, а вагоны сцепляются так же, как на первом пути. Если в этот же состав нужно включить вагоны с третьего пути, то эта работа повторяется порядком, изложенным выше. Маневровый паровоз выезжает обратно на вытяжку, и, когда состав сформирован, его можно вытягивать на вытяжку отправления для последующего следования на главный путь.

Вагон для поездной бригады прицепляется к хвосту состава горочным паровозом. Если в сортировочном парке имеются воздушные магистрали, вагоны сцепляются на каждом пути и воздух из этой магистрали используется для зарядки тормозной магистрали. После выкидки больных вагонов и осмотра воздушных тормозов вагоны, находящиеся на различных путях, собираются в состав.
При сцеплении вагонов сцепщику приходится идти по составу на пути сортировочного парка для открывания сцепных приборов, которые закрылись, и для проверки, все ли вагоны сцеплены. На большинстве станций приходится пользоваться ручными сигналами для передачи машинисту сигнала об осаживании состава. При работе на первом пути передача сигналов осуществляется легко, но по мере удлинения маневрового состава передача сигналов осложняется, и их приходится передавать другим работникам, если не применяются другие средства для связи.
Рекомендуется иметь вытяжку, соединяющую каждую группу путей в сортировочном парке, для обеспечения одновременного производства маневров, выкидки больных вагонов и формирования поездов на каждой группе путей.
Отправление. К составу прицепляется паровоз и производится окончательный осмотр состава. Вытяжной путь, длина которого соответствует длине самого длинного поезда, отправляемого со станции, может быть полезным для размещения на нем поезда в ожидании свободности главного пути, чтобы не мешать нормальной работе станции.

  1. Враждебность маршрутов. При этой схеме могут иметь место задержки в результате враждебности маршрутов: между прибывающим поездом и горочным паровозом, заезжающим к составу; между поездным локомотивом, выезжающим из парка приема, и поездом, который надвигается на горку; между двумя горочными паровозами; между двумя паровозами, работающими на вытяжке; между паровозом, работающим на вытяжке, и отправляющимся поездом.

Наиболее уязвимыми местами являются районы между парками сортировки и отправления, где вытяжки занимаются в течение длительного периода. Рекомендуется не только выделять отдельную вытяжку для каждого маневрового паровоза, но также установить специализацию путей таким образом, чтобы можно было формировать составы, работая только на одной вытяжке. Это является важным фактором при проектировании отправочного конца сортировочного парка.