Главная >> Железнодорожный путь >> Сооружения и устройства на станциях для грузовых операций

Сооружения и устройства на станциях для грузовых операций

Оглавление
Сооружения и устройства на станциях для грузовых операций
Здание товарной конторы
Устройства для перевозки мелких грузов
Размеры грузовых складов под штучные грузы
Перегрузочные платформы
Устройства автомобильного сообщения
Устройства для перевалки массовых грузов

Сооружения на станциях для грузовых операций

Общие положения о конструкции и расположении сооружений и устройств для грузовых операций

Устройства для грузовых операций состоят из путевого развития и строительных сооружений, которые позволяют перегружать груз на открытых станциях в начале или в конце транспортного процесса.
На размещение и техническую конструкцию устройств для грузовых операций, которые по большей части состоят из перегрузочных устройств для штучных и массовых грузов, в значительной мере влияет следующее:
а)  выбранная форма организации грузовых перевозок и перегрузки грузов, например, создание опорных станций для переработки штучных и массовых грузов;
б)  род и количество перегружаемых грузов, в особенности их свойства по применению техники перегрузки; например, перегрузка неупакованных грузов (навалочные грузы), а также отдельных единиц груза или перегрузка грузов при комбинированных перевозках (поддоны, контейнеры, трейлерные машины);
в)  технический уровень перегрузочных устройств (механизмы, строительные постройки) и их технология;
г)  подвижной состав (транспортная емкость) железнодорожного и автомобильного транспорта, их технические характеристики, конструкции и технологические свойства.

Эти факторы взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Организация грузовых перевозок

Организация грузовых перевозок влияет также на количество устройств для грузовых операций.
Раньше при монополии перевозок железной дорогой необходимо было охватывать большие территории (густая сеть железных дорог с большим числом маленьких станций). В настоящее время стремятся к рационализации перевозок и грузовой работы благодаря разделению работы, особенно между железнодорожным и автомобильным транспортом. Автомобильный транспорт выполняет распределительные перевозки в пределах определенных ограниченных районов, в то время как железная дорога осуществляет грузовые перевозки между опорными станциями.
Опорные станции (станции для обработки штучных грузов и мелких отправок, массовых грузов и контейнеров) требуют соответствующих самому современному техническому уровню устройств и механизмов, которые должны позволить рациональную перегрузку благодаря применению производительных, стандартизированных, многократно применяемых перегрузочных механизмов и других строительных сооружений.

Перевозимые грузы.

При перегрузке учитываются следующие факторы: количество, размеры и чувствительность грузов, особенно в связи с их свойствами по применению перегрузочной техники и занимаемой площади.

Перегрузочные устройства.

Перегрузочные механизмы и устройства, выбор которых зависит от рода и количества перегружаемых грузов, а также от технической конструкции транспортных средств, также влияют с учетом их специфической технологии на размеры и конструкцию сооружений и устройств для грузовых операций.
В настоящее время используются следующие перегрузочные механизмы и строительные устройства:
а)   перегрузочные механизмы:
автотележки (тележки с вилочным захватом, вилочные погрузчики, тягачи);
механизмы прерывного действия (различные виды поворотных и портальных кранов)
механизмы непрерывного действия (ленточные и ковшовые конвейеры, а также их комбинации);
б)  строительные устройства:
платформы, эстакады;
подъезды для автомашин, путевое развитие.

Подвижной состав.

На форму и размер устройств для грузовых операций непосредственно влияют конструкция подвижного состава (открытый, крытый, цистерны), его специальное оборудование для перевозки и перегрузки (например, саморазгружающиеся вагоны для навалочных грузов или другие специальные вагоны и вагоны многоцелевого применения с разгрузкой через дно, с раздвижной крышей и большими боковыми дверями и т. д.), а также соответствующие технические характеристики (размеры, грузоподъемность, радиус поворота и т. д.).

Конструкция сооружений для грузовых операций подчинена рационализации грузового сообщения: загружать грузовые вагоны до полной грузоподъемности и быстрее перегружать грузы.

Влияние процессов эксплуатации железных дорог

На число, положение и размещение путей в сочетании со строительными устройствами для осуществления грузовых операций влияют:
эксплуатационные требования (табл.  2, рис. 43); количество подлежащих обработке вагонов; территориальные факторы.
Соответственно объему перегрузки на отдельных узлах необходимое для этого путевое развитие различно по числу путей, размерам и схеме. В то время, как на больших перегрузочных сооружениях (большие грузовые станции, промышленные станции) для каждого из описанных эксплуатационных мероприятий имеются специальные пути, то на средних и небольших сооружениях различные эксплуатационные функции могут выполняться одними и теми же определенными путевыми устройствами (рис. 44— 46). На очень маленьких сооружениях может быть в крайнем случае достаточным ответвляющийся от пути перегона тупиковый путь для выполнения всех требований.

Таблица  2
Размещение путевых устройств сооружения для грузовых операций в зависимости от эксплуатационных мероприятий (сравнить с рис. 43)


Эксплуатационные мероприятия

Название соответствующих путевых устройств

1. Перевозка
Железная дорога перевозит в поездах грузы между двумя пунктами железнодорожной сети

Путь перегона

2. Отцепка-прицепка
Поезда, имеющие в своем составе вагоны полностью (маршрутные поезда) или частично для одного узла, переводятся с пути перегона для отцепки вагонов

Пути для обгона по транспортным причинам

3. Обработка
Отцепленные вагонные группы или составы подаются на пути, где они подвергаются техническому осмотру и где происходит формирование и расформирование поездов

Сортировочные отстойные пути, пути для приема (отправления), передаточные пути

4. Сортировка
Для подачи на соответствующие пункты погрузки прибывающих вагонов необходимо иметь возможность для их сортировки. Отправляющиеся вагоны надо сортировать по направлениям

Устройство для расформирования:
вытяжной путь или сортировочная горка и сортировочные пути, выставочные пути, пути сортировочного парка

5. Обслуживание
Вагоны подаются из сортировочного устройства к местным дополнительным устройствам

Пути для подачи, обслуживания, ходовые пути

6 Перегрузка

Погрузочные пути

Рис. 43. Схема размещения путевых устройств тупикового типа с последовательным их расположением в соответствии с эксплуатационными требованиями для большого сооружения по переработке грузов (сооружения автомобильного сообщения аналогичны) . Пояснения см. в табл. 8.2
Схема размещения путевых устройств тупикового типа

Рис. 44. Схема сооружений для грузовых операций тупикового типа с расположением их элементов параллельно, Пояснения см. в табл. 8.2
При проектировании путевых устройств необходимо учитывать движение транспортного потока по схеме сеть — перегрузочные устройства — сеть на принципиально различных сооружениях с тупиковыми и сквозными погрузочными путями. На сооружениях для грузовых операций со сквозными погрузочными путями все необходимые эксплуатационные процессы, начиная с расформирования поездов и перегрузки до формирования поездов, могут осуществляться соответственно направлениям движения.
Подобные сооружения обладают большой перерабатывающей способностью (экономичны только для больших станций!), требуют, однако, дорогостоящих путевых устройств и вследствие недостаточной имеющейся территории не всегда могут быть осуществлены. На сооружениях для грузовых операций с тупиковыми погрузочными путями транспортный поток разворачивается и подвижной состав возвращается для отправления по тем же путям. Эта схема выгодна для небольших станций, а также для обслуживания существующих транспортных районов. Она встречается там чаще.
Перегрузочные устройства на грузовой станции вполне могут иметь различные схемы погрузочных путей.
Так, например, устройства для перегрузки повагонных грузов могут иметь сквозные пути (сквозная схема), в то время как перегрузочные устройства для штучных грузов (крытый склад) могут иметь тупиковые (тупиковая схема) или тупиковые и сквозные погрузочные пути (комбинированная схема). Какое расположение путей наиболее целесообразно, определяется после изучения всех местных влияющих факторов.
Сооружение для грузовых операций сквозного типа
Схема сооружений для грузовых операций сквозного типа с расположением их элементов параллельно
Рис. 45. Схема сооружений для грузовых операций сквозного типа с расположением их элементов параллельно. Пояснения см. в табл.  2
Рис. 46. Сооружение для грузовых операций сквозного типа небольших размеров. Отдельные элементы сооружения используются многократно. Пояснения см. в табл.  2

Круг задач сооружений и устройств как технологических единиц для грузовых операций и их конструирование

Сооружения и устройства для грузовых операций как звенья транспортной цепи должны выполнять в транспортном процессе определенные задачи. В соответствующих различных общих задачах могут быть выделены определенные области задач, для выполнения которых в большинстве случаев (также и при небольших объемах перегрузки) требуются отдельные устройства.
При конструировании и размещении этих устройств необходимо учитывать следующие требования·
а)  размер и перерабатывающая способность должны соответствовать количеству и виду перегрузки. Поэтому необходимо принимать во внимание увеличение перевозок и время интенсивного движения;
б)  устройства должны быть удобно размещены по отношению друг к другу для образования технологической единицы.
Сооружения для грузовых операций включают в основном следующие основные устройства
а)  устройства для управления и социальные устройства. Сюда относятся здания с помещениями для транспортной конторы, управления, а также помещения для персонала;
б)  путевое развитие;
в)  устройства автомобильного транспорта:
фронты погрузки (места для установки автомашин во время погрузки) ;
участки дорог для стоянки автомашин (стоянки);
проезжая часть для движения автомашин (грузовые перевозки);
г)  перегрузочные устройства. Сюда относятся площади для работы и стоянки перегрузочных механизмов и устройств железнодорожного и автомобильного транспорта, строительные сооружения, в том числе платформы, помосты, грузовые пути на эстакадах и в нижнем уровне и прочие стационарные приспособления;
д)  склады для промежуточного хранения и сортировочные устройства
под открытым небом хранилища, бункера, площадки;
под крышей: грузовые платформы (склады) с сортировочными площадками и площадками для хранения,
е)  вспомогательные устройства.
Сюда относятся строительные сооружения для ухода, обслуживания и ремонта перегрузочных механизмов и подвижного состава



 
« Сооружения и устройства железнодорожного транспорта   Сооружения и устройства на станциях для обслуживания пассажиров »
железные дороги