Содержание материала

Схема 7
На рис. 7  показана горка для переработки вагонопотоков, следующих в оба направления, с последовательным расположением главного парка приема, сортировочного и отправочного парков. Параллельно главной системе парков расположен дополнительный парк приема для поездов, которые не поступают непосредственно в главный парк приема.

  1. Маневровые локомотивы. В число маневровых локомотивов входит один или два горочных локомотива для направления вагонов, взятых в парке приема, на сортировочные пути и от одного до четырех локомотивов, которые работают между сортировочным и отправочным парками.

Схема односторонней сортировочной станции с раздельными приемными парками обоих направлений
Рис. 7. Схема односторонней сортировочной станции с раздельными приемными парками обоих направлений:
1  — главный путь; 2— парк приема; 3— горка; 4 — сортировочный парк; 5 — парк отправления

  1. Прием. Поезда с одного направления поступают в главный парк приема со стороны, противоположной горке, а поезда с другого направления или поступают в этот парк со стороны горки, или принимаются в дополнительный парк приема и затем вытягиваются в главный парк приема для роспуска с горки. Поезда принимаются в дополнительный парк приема, когда прибытие их в главный парк приема помешает маневровой работе на горке или когда нужно выполнить особые операции, как, например, снабжение льдом вагонов со скоропортящимися грузами, перед расформированием состава.
  2. Расформирование с горки. Маневровая работа по расформированию составов с горки производится таким же порядком, как указано выше для схемы 1, за исключением того, что поезда, которые были приняты в дополнительный парк приема, вытягиваются на путь главного парка приема и затем надвигаются на горку.
  3. Формирование. Паровоз, занимающийся формированием составов, заезжает на сортировочный путь со стороны парка, противоположной горке, для сцепления вагонов и, если это необходимо, для прицепки вагонов на соседних путях. Для этого состав вытягивается за разделительную стрелку и осаживается на второй путь, а вагоны сцепляются так же, как на первом пути. Если в этот же состав нужно включить вагоны с третьего пути, то эта работа повторяется порядком, изложенным выше. Затем паровоз переставляет состав на один из путей парка отправления и оставляет его там.

При сцеплении вагонов сцепщику приходится идти по составу на пути сортировочного парка для открывания сцепных приборов, которые закрылись, и для проверки, все ли вагоны сцеплены. На большинстве станций приходится пользоваться ручными сигналами для передачи машинисту сигнала об осаживании состава. При работе на первом пути передача сигналов осуществляется легко, но по мере удлинения маневрового состава передача сигналов усложняется, и их приходится передавать другим работникам, если не применяются портативные радиостанции или другие подобные устройства.
Требуется до четырех паровозов в смене для формирования и перестановки в парк отправления вагонов, которые были расформированы только двумя горочными паровозами.
После оставления готового состава на пути парка отправления паровозу приходится выезжать через дальний конец этого пути и возвращаться по свободному пути. После прицепки вагона для поездной бригады состав готов для окончательного осмотра. Вытяжной путь должен иметь длину, достаточную для размещения почти всех вагонов в самом длинном поезде, чтобы не приходилось использовать главный путь при отцепке вагонов с техническим браком. Если имеется вытяжка в отправочном парке со стороны сортировочного парка, длина вытяжного пути может быть около половины длины самого длинного поезда, отправляемого со станции.

  1. Отправление. Поезда отправляются с любого конца парка отправления в зависимости от направления их следования. Поезда, которые отправляются со стороны парка отправления ближе к сортировочному парку, обходят сортировочный парк по отправочному обходному пути, который проходит под горочным путепроводом и примыкает к главному пути. Направление поездов под горку таким способом устраняет значительную часть враждебности маршрутов с маневровой работой на горке или с прибывающими поездами, которая имела бы место, если бы эти поезда пересекали горку в одном уровне.
  2. Враждебность маршрутов. При этой схеме задержки могут возникать в результате враждебности маршрутов: между маневрами на горке и поездами, прибывающими в главный парк приема со стороны горки; между поездным локомотивом, выезжающим из парка приема, и составом, надвигающимся на горку; между двумя горочными паровозами; между двумя паровозами, занятыми формированием составов, или паровозом, занятым формированием, и паровозом, выставляющим состав в парк отправления; между паровозом, выходящим из парка отправления, и отправляющимся поездом.

Для обеспечения наиболее производительной работы нужно предусмотреть отдельную вытяжку для каждого маневрового паровоза, занятого формированием составов, а пути сортировочного парка должны быть специализированы таким образом, чтобы обеспечить формирование каждого состава только с занятием одной вытяжки.

  1. Применение. Эта схема подходит там, где весь вагонопоток может быть переработан на одной горке, и особенно там, где поступающие вагоны могут иметь назначение с любым направлением дальнейшего следования. Она так же хорошо приспособлена для условий движения, когда большое число поездов поступает со стороны горки.