Содержание материала

Схема 1
На рис. 1 сплошными линиями показаны парки приема, сортировки и отправления, расположенные последовательно для переработки вагонопотоков, следующих в одно направление. Подобная система, показанная пунктирными линиями, может быть предусмотрена для переработки вагонопотоков противоположного направления.

Схема горочной сортировочной станции с последовательным расположением парков
Рис. 1. Схема горочной сортировочной станции с последовательным расположением парков:

  1. Маневровые локомотивы. В число маневровых локомотивов входит или один или два горочных локомотива для направления вагонов, взятых в парке приема, на сортировочные пути, и от одного до четырех локомотивов, которые работают между сортировочным и отправочным парками. Такое же число маневровых локомотивов понадобится для работы в системе противоположного направления.
  2. Прием. Поезда поступают в парк приема со стороны, противоположной горке, а поездные локомотивы уходят из парка приема со стороны горки, направляясь в депо по свободному пути. Различные варианты применяются для перестановки и отстоя вагонов для поездных бригад.
  3. Расформирование с горки. Горочный паровоз заезжает по свободному пути в хвост состава в парке приема для надвига и роспуска вагонов с горки. Когда применяются два горочных паровоза, один обычно заезжает от горба горки к составу, когда второй паровоз распускает состав.


Для сокращения задержек между роспуском очередных составов на горке паровоз, который заезжает к составу, должен быть в готовности надвигать этот состав на горку после того, как другой паровоз, распускавший состав, закончил роспуск, освободил маршрут и возвратился в парк приема по горочному пути или по параллельному обходному пути через горку или по другому ходовому пути. Если этот паровоз освобождает горку по горочному пути и другой паровоз готов надвигать состав на горку, то задержка на горке складывается из времени, потребного для освобождения горки первым паровозом, и времени, потребного для надвига состава вторым паровозом на горку.
Горочные паровозы также производят осаживание вагонов в подгорочном парке и переставляют «чужаки» на соответствующие их назначению пути. При любой схеме размещения парков такая работа задерживает роспуск вагонов, когда в парке приема имеются составы, готовые к роспуску.

  1. Формирование. Паровоз, занимающийся формированием составов, заезжает на сортировочный путь со стороны парка, противоположной горке, для сцепления вагонов и, если это необходимо, для прицепки вагонов на соседних путях. Для этого состав вытягивается за разделительную стрелку и осаживается на второй путь, а вагоны сцепляются так же, как на первом пути. Если в этот же состав нужно включить вагоны с третьего пути, то эта работа повторяется порядком, изложенным выше. Затем паровоз переставляет состав на один из путей парка отправления и оставляет его там.

При сцеплении вагонов сцепщику приходится идти по составу на пути сортировочного парка для открывания сцепных приборов, которые закрылись, и для проверки, все ли вагоны сцеплены. На большинстве станций приходится пользоваться ручными сигналами для передачи машинисту сигнала об осаживании состава. При работе на первом пути передача сигналов осуществляется легко, но по мере удлинения маневрового состава передача сигналов осложняется, и их приходится передавать другим работникам, если не применяются портативные радиостанции или другие подобные устройства.
Требуется до четырех паровозов в смене для формирования и перестановки в парк отправления вагонов, которые были расформированы только двумя горочными паровозами.
После оставления готового состава на пути парка отправления паровозу приходится выезжать через дальний конец этого пути и возвращаться по свободному пути. После прицепки вагона для поездной бригады состав готов для окончательного осмотра. Вытяжной путь должен иметь длину, достаточную для размещения почти всех вагонов в самом длинном поезде, чтобы не приходилось использовать главный путь при отцепке вагонов с техническим браком. Если имеется вытяжка в отправочном парке со стороны сортировочного парка, длина вытяжного пути может быть около половины длины самого длинного поезда, отправляемого со станции.

  1. Отправление. Когда состав готов к отправлению, прицепляется паровоз и производится проба тормозов. Вытяжной путь, длина которого соответствует длине самого длинного поезда, отправляемого со станции, может быть полезным для размещения на нем поезда в ожидании свободности главного пути, чтобы не мешать нормальной работе станции.
  2. Враждебность маршрутов. При этой схеме могут иметь место задержки в результате враждебности маршрутов: для прибывающего поезда и для паровоза, заезжающего к составу; между поездным локомотивом, выезжающим из парка приема, и поездом, который надвигается на горку; между двумя горочными паровозами; между паровозом, работающим на вытяжке, с другим паровозом или с составом, который переставляется в парк отправления; между паровозом, который выезжает из парка отправления, и отправляющимся поездом.

Наиболее уязвимыми местами являются районы между парками сортировки и отправления, где вытяжки занимаются в течение длительного периода. Рекомендуется не только выделять отдельную вытяжку для каждого маневрового паровоза, но также установить специализацию путей таким образом, чтобы можно было формировать составы одновременно на каждой вытяжке. Это является важным фактором при проектировании отправочного конца сортировочного парка.

  1. Применение. Эта схема подходит там, где большинство вагонов не меняет своего направления.