Содержание материала

Схема 8
На рис. 8 показана станция с одной горкой для переработки вагонопотоков, поступающих с нескольких направлений и отправляющихся в несколько направлений, с параллельно расположенными парками приема с каждой стороны, с горочными вытяжками и с парками отправления, которые являются составной частью сортировочного парка. Съезды или стрелочные переводы разделяют отправочные пути на две части, одна из которых служит как для сортировки, так и для отправления, а другая часть предназначена только для отправления. Специальные пути предусмотрены с горочного конца парка сортировки для отправления поездов. Эта схема напоминает безгорочную станцию, но маневры производятся с применением силы тяжести или через горку.

Схема односторонней станции с длинными сортировочно-отправочными путями и с параллельным расположением двух приемных и сортировочно-отправочного парков
Рис. 8. Схема односторонней станции с длинными сортировочно-отправочными путями и с параллельным расположением двух приемных и сортировочно-отправочного парков: 1  — парк приема; 2— горка; 3 — сортировочный парк; 4 — сортировка и отправление; 5— съезды; 6 — отправление

  1. Маневровые локомотивы. В число маневровых локомотивов входит один или два горочных локомотива и один или два локомотива для формирования поездов в зависимости от размеров вагонопотоков. Если это необходимо, можно добавить еще два локомотива для формирования составов, но производительность их, возможно, будет меньше.
  2. Прием. Поезда могут поступать с любого направления в любой конец любого из парков приема, но нужно стремиться распределять поступающие поезда равномерно между парками для создания одинаковой нагрузки для каждого из горочных локомотивов.
  3. Расформирование с горки. Горочный паровоз прицепляется к составу в парке приема, вытягивает его на вытяжку и затем надвигает и распускает состав. Если на горке работают два паровоза, один из них вытягивает состав из одного парка приема на одну вытяжку, а другой — из другого парка приема на другую вытяжку. Роспуск составов производится в этом случае поочередно. Обычно на заезд и вытягивание затрачивается времени меньше, чем на надвиг и роспуск, так что теряется только незначительная часть времени работы горки, а именно время, потребное для освобождения паровозом горки после роспуска. Когда на горке работает один паровоз, его производительность при обслуживании двух парков приема такая же, как при вытягивании составов только из одного парка.
  4. Формирсвание. Паровоз, занимающийся формированием составов, заезжает на один из коротких сортировочных путей со стороны парка, противоположной горке, для осаживания и сцепления вагонов: затем вытягивает вагоны через съезд или стрелки на свободный путь парка отправления, на котором поезд будет сформирован, и осаживает их на сортировочную часть этого пути. Вагоны с обоих путей оставляются сцепленными вместе на сортировочной части пути, а другие вагоны добавляются, если емкость пути это позволяет.

Маневровый паровоз затем собирает вагоны с нескольких других сортировочных путей, накапливая их при паровозе, а затем вытягивает их на отправочный конец длинного пути и оставляет там. Таким образом, сборка состава закончена и остается лишь соединить обе половины состава через съезд. Проба тормозов в парке и осмотр состава должны быть закончены к этому времени, чтобы маневры через съезды не прекращались на больший срок, чем требуется для прицепки поездного локомотива, опробования тормозов и отправления.
Если горочный паровоз используется для сборки состава, вагоны сцепляются, вытягиваются на горку и осаживаются на сортировочный конец длинного пути для прицепки к другим вагонам. При определенных условиях эти вагоны могут быть отцеплены от паровоза и спущены с горки под действием силы тяжести.

  1. Отправление. Поезда могут отправиться с любого конца любой группы отправочных путей.

Враждебность маршрутов. При этой схеме задержки могут возникать в результате враждебности маршрутов: между прибывающим поездом и горочным паровозом, который вытягивает состав из парка приема на горочную вытяжку; между отправляющимся поездом и горочным паровозом, вытягивающим состав из парка приема на горочную вытяжку; между отправляющимся поездом и маневрами на горке; между поездным локомотивом, следующим к составу с горочного конца, и маневрами на горке; между поездом, сцепленным через съезды для отправления, и паровозом, занятым формированием состава.

  1. применение. Эта схема подходит там, где большая часть вагонопотоков поступает и отправляется со стороны, противоположной горке, а небольшая часть вагонопотока поступает и отправляется со стороны горки. Она особенно подходит там, где поступающие вагоны могут иметь назначение с любым направлением дальнейшего следования.