Схема 6
На рис. 6 показана горка для переработки вагонопотока, следующего в одно или два направления, с последовательным расположением парков приема и сортировки. Парк отправления является составной частью сортировочного парка. Съезды или стрелочные переводы разделяют длинные пути на две части, причем части путей ближе к горке используются сначала для сортировки вагонов, а затем для отправления, а другие части используются исключительно для отправления. Короткие пути используются для назначений, которые будут собраны в поезда на длинных путях, или же могут быть использованы для сборки на них коротких поездов и для отправления последних.
Рис.6. Схема односторонней станции с длинными сортировочно-отправочными путями и с последовательным расположением приемного и сортировочно-отправочного парков:
- Маневровые локомотивы. В число маневровых локомотивов входит один или два горочных локомотива и один или два локомотива для формирования составов в зависимости от размеров вагонопотоков.
Горочный локомотив может быть использован для сборки поездов со стороны горки и для помощи локомотиву, работающему на вытяжке, в сборке поезда, который должен быть срочно отправлен.
Как расформирование, так и формирование составов могут производиться одним горочным локомотивом в зависимости от размеров движения.
- Прием. Поезда с одного направления поступают в парк приема со стороны, противоположной горке, а поезда другого направления — со стороны горки.
- Расформирование с горки. Горочный паровоз заезжает по свободному пути в хвост состава в парке приема для надвига и роспуска вагонов с горки. Когда применяются два горочных паровоза, один обычно заезжает от горба горки к составу, когда второй паровоз распускает состав. Для сокращения задержек между роспуском очередных составов с горки паровоз, который заезжает к составу, должен быть в готовности надвигать этот состав на горку после того, как другой паровоз, распускавший состав, закончил роспуск и освободил маршрут, возвратясь в парк приема по горочному пути или по параллельному обходному пути через горку или по другому ходовому пути. Если этот паровоз освобождает горку по горочному пути, а другой паровоз готов надвигать состав на горку, то задержка на горке складывается из времени, потребного для освобождения горки первым паровозом, и времени, потребного для надвига состава вторым паровозом на горку. Горочные паровозы также производят осаживание вагонов в подгорочном парке и переставляют «чужаки» на соответствующие их назначению пути. При любой схеме размещения парков такая работа задерживает роспуск вагонов, когда в парке приема имеются составы, готовые к роспуску.
- Формирование. Паровоз, занимающийся формированием составов и работающий со стороны сортировочного парка, противоположной горке, осаживает вагоны по одному из коротких сортировочных путей, затем вытягивает их через съезды или заезжает на свободный отправочный путь, на котором состав должен быть сформирован, и осаживает вагоны по сортировочной части этого пути.
Вагоны с обоих путей оставляются сцепленными вместе на сортировочном конце пути, а другие вагоны добавляются, если имеется место для них.
Затем маневровый паровоз собирает вагоны с нескольких путей сортировочного парка, накапливая их при паровозе, вытягивает эти вагоны на отправочный конец длинного пути и оставляет их там. Таким образом, сборка состава закончена и остается лишь соединить обе половины состава через съезд. Проба тормозов в парке и осмотр состава должны быть закончены к этому времени, чтобы маневры через съезды не прекращались на срок больший, чем требуется для прицепки поездного локомотива, опробования тормозов и отправления.
Если горочный паровоз используется для сборки состава, вагоны сцепляются, вытягиваются на горку и осаживаются на сортировочный конец длинного пути для прицепки к другим вагонам. При определенных условиях эти вагоны могут быть отцеплены от паровоза и спущены с горки под действием силы тяжести.
- Отправление. Поезда отправляются в одно направление со стороны сортировочного парка, противоположной горке, а в другое направление — по ходовому пути, который проходит мимо горки.
- Враждебность маршрутов. При этой схеме задержки могут иметь место в результате враждебности маршрутов: между прибывающим поездом и горочным паровозом, заезжающим к составу со стороны парка приема, противоположной горке; между прибывающим поездом и составом, который распускается с горки, у горочного конца парка приема; между двумя горочными паровозами; между поездом, сцепленным через съезды для отправления, и маневровым паровозом вытяжки; между поездным локомотивом, следующим к составу, готовому к отправлению, и горочными паровозами; между поездом, отправляющимся с горочного конца, и горочными паровозами.
- Применение. Эта схема подходит там, где весь вагонопоток может быть переработан на одной горке, и особенно там, где поступающие вагоны могут иметь назначение с любым направлением дальнейшего следования.
Пропускная способность станции может быть значительно снижена, если большое число поездов прибывает с горочной стороны парка приема. Если большое число поездов отправляется с горочного конца сортировочного парка, необходимо предусмотреть отдельный парк отправления со съездами и с такими же соединениями с сортировочным парком во избежание враждебности маршрутов горочными паровозами. Порядок формирования поездов останется таким же, как там, где отправочные пути являются частью сортировочного парка, с тем исключением, что горочный паровоз не может принять участие в формировании составов.
Показанная схема должна быть эффективной и экономичной при использовании ее для промежуточной сортировочной станции, где поезда должны быть приняты, расформированы и сформированы в течение минимального времени, но где размеры вагонопотоков небольшие.
На узловой станции, где значительное количество вагонов передается на другие дороги и где вагоны должны быть поданы на подъездные пути в кратчайший срок, выгоднее отправлять поезда и передачи с сортировочного парка, экономя время на перестановку вагонов в отдельный парк отправления.