Схема 4
На рис. 4 показана горка для переработки вагонопотока, следующего в оба направления, причем парки приема, сортировки и отправления расположены последовательно и с каждой стороны станции имеются петлевые пути для приема и отправления.
- Маневровые локомотивы. В число маневровых локомотивов входит или один, или два горочных локомотива для направления вагонов, взятых в парке приема, на сортировочные пути, и от одного до четырех локомотивов, которые работают между сортировочным и отправочным парками в зависимости от размеров вагонопотоков.
Рис. 4. Схема односторонней сортировочной станции с последовательными парками и с петлевыми подходами для поездов направления, противоположного горочному:
- Прием. Поезда с любого направления поступают с главного пути через петлевой путь в парк приема со стороны, противоположной горке.
- Расформирование с горки. Горочный паровоз заезжает по свободному пути в хвост состава в парке приема для надвига и роспуска вагонов с горки. Когда применяются два горочных паровоза, один обычно заезжает от горба горки к составу, когда второй паровоз распускает состав. Для сокращения задержек между роспуском очередных составов на горке паровоз, который заезжает к составу, должен быть в готовности надвигать этот состав на горку после того, как другой паровоз, распускавший состав, закончил роспуск и освободил маршрут, возвратясь в парк приема по горочному пути или по параллельному обходному пути через горку или по другому ходовому пути. Если этот паровоз освобождает горку по горочному пути и другой паровоз готов надвигать состав на горку, то задержка на горке складывается из времени, потребного для освобождения горки первым паровозом, и времени, потребного для надвига состава вторым паровозом на горку. Горочные паровозы также производят осаживание вагонов в подгорочном парке и переставляют «чужаки» на соответствующие их назначению пути. При любой схеме размещения парков такая работа задерживает роспуск вагонов, когда в парке приема имеются составы, готовые к роспуску.
- Формирование. Паровоз, занимающийся формированием составов, заезжает на сортировочный путь со стороны парка, противоположной горке, для сцепления вагонов и, если это необходимо, для прицепки вагонов на соседних путях. Для этого состав вытягивается за разделительную стрелку и осаживается на второй путь, а вагоны сцепляются так же, как на первом пути. Если в этот же состав нужно включить вагоны с третьего пути, то эта работа повторяется порядком, изложенным выше. Затем паровоз переставляет состав на один из путей парка отправления и оставляет его там.
При сцеплении вагонов сцепщику приходится идти по составу на пути сортировочного парка для открытия сцепных приборов, которые закрылись, и для проверки, все ли вагоны сцеплены. На большинстве станций приходится пользоваться ручными сигналами для передачи машинисту сигнала об осаживании состава. При работе на первом пути передача сигналов осуществляется легко, но по мере удлинения маневрового состава передача сигналов осложняется, и их приходится передавать другим работникам, если не применяются портативные радиостанции или другие подобные устройства.
Требуется до четырех паровозов в смене для формирования и перестановки в парк отправления вагонов, которые были расформированы только двумя горочными паровозами.
После оставления готового состава на пути парка отправления паровозу приходится выезжать через дальний конец этого пути и возвращаться по свободному пути. После прицепки вагона для поездной бригады состав готов для окончательного осмотра. Вытяжной путь должен иметь длину, достаточную для размещения почти всех вагонов в самом длинном поезде, чтобы не приходилось использовать главный путь при отцепке вагонов с техническим браком. Если в отправочном парке со стороны сортировочного парка имеется вытяжка, то длина вытяжного пути может быть около половины длины самого длинного поезда, отправляемого со станции.
- Отправление. Поезда любого направления отправляются из парка отправления со стороны, противоположной сортировочному парку, через петлевой путь на главный путь.
- Враждебность маршрутов. Враждебность маршрутов при этой схеме такая же, как приведена выше для схемы 1. Враждебность маршрутов при приеме и отправлении поездов, описанная в отношении схемы 3, в данном случае не имеет места.
- Применение. Эта схема подходит там, где весь вагонопоток может быть переработан на одной горке, и особенно там, где поступающие вагоны могут иметь назначение с любым направлением дальнейшего следования.
Она также хорошо приспособлена для условий движения, когда большая часть поездов поступает на станцию с такого направления, что их нужно было бы принять с горочного конца парка приема, если не было бы петлевых путей, или же отправить в сторону сортировочного парка, как имеет место для схемы 3.