Содержание материала

Транспортеры колодцеобразного типа применяют для перевозки грузов, имеющих большую высоту и, в связи с этим, не пригодных для перевозки на платформенных транспортерах. В то же время ширина этих грузов ограничена шириной колодца главной балки. На таких транспортерах перевозят рабочие колеса гидротурбин, бандажи и обечайки цементных печей, маховики, планшайбы, станины блюмингов и крупных станков и другие подобные грузы.

Колодцеобразные транспортеры отечественной постройки

Эксплуатационный парк МПС располагает несколькими типосериями колодцеобразных транспортеров грузоподъемностью от 80 до 115 т. Наиболее современные из них — восьмиосные транспортеры грузоподъемностью 110 т, которые были спроектированы и выпущены Луганским тепловозостроительным заводом (фиг. 9).
Под эти транспортеры устанавливают двухосные тележки типа МТ-50. Колодцевая часть оборудована шестью съемными поперечными балками, которые плоскими опорными поверхностями опираются на нижние горизонтальные полки продольных элементов главной балки.

Основные технические данные транспортера
Грузоподъемность, т .                                                             110
Количество осей                .                                                      8
Вес тары, т .. 58,6
Длина по осям сцепления автосцепок, мм .                            .       24950
Расстояние между центрами пятников главной балки, мм 16400
Длина колодцевой части, мм .                                            .     .      .       10000
Ширина колодцевой части, мм 2360
Нагрузка от оси па рельс, т .                                       21,08
Материал несущий конструкции .                              ... Сталь Ст. 3

Схема конструкции колодцеобразного транспортера грузоподъемностью 110 т
Фиг. 9. Схема конструкции колодцеобразного транспортера грузоподъемностью 110 т
Схема конструкции колодцеобразного транспортера грузоподъемностью 120 т
Фиг. 10. Схема конструкции колодцеобразного транспортера грузоподъемностью 120 т:
1 — концевая балка; 2 — главная балка; 3 — шарнирная опора поперечной балки: 4 — главный пятник; 5 — поперечная балка

Недостатком колодцеобразного транспортера грузоподъемностью 110 т является то, что затруднены погрузка и крепление круглых грузов в связи с жесткой (неповоротной) установкой попе речных балок.
В 1961 —1962 гг. по заказу МПС па Луганском тепловозостроительном заводе на базе восьмиосного транспортера создан проект транспортера колодцеобразного типа грузоподъемностью 120 т. В 1963 г. Попаснянский вагоноремонтный завод МПС в кооперации с другими предприятиями приступил к постройке таких транспортеров. Схема конструкции транспортера грузоподъемностью 120 т показана на фиг. 10.
Главная несущая балка этого транспортера изготовлена из низ колегированной стали 09Г2. Она состоит из двух боковых продольных элементов двутаврового сечения, соединенных рядом поперечных ребер и двумя концевыми элементами коробчатого сечения, на которых размещены сферические пятники. Высота сечения главной балки в концевых частях 586 мм, а в средней части 1540 мм.
Боковые продольные элементы образованы горизонтальными поясами с размерами сечения 45x360 мм и вертикальной стенкой толщиной 16 мм, высота которой переменна. В средней части балки ее пояса усилены дополнительными накладками сечением 20Х240 мм. Толщина поперечных ребер 12 и 16 мм. Концевые части балки сверху перекрыты сплошным листом толщиной 12 мм. Колодец балки по продольной оси имеет длину в верхней части 10800, а в нижней—10000 мм. Ширина колодца 2420 мм.
В колодцевой части транспортера на верхней поверхности нижних поясов боковых элементов установлено шесть пар стальных опорных подушек для цапф съемных поперечных балок. Две средние пары подушек имеют по три гнезда, остальные — по одному.
Транспортер оборудован четырьмя съемными поперечными балками с цилиндрическими цапфами диаметром 150 мм. В зависимости от размеров перевозимых изделий поперечные балки можно перестанавливать на различные пары подушек. Главная балка транспортера через сферические пятники опирается на две концевые балки, которые в свою очередь опираются на четыре типовые Двухосные тележки ЦНИИ-ХЗ-0. Концевые балки по своей конструкции унифицированы с аналогичными балками транспортера платформенного типа с пониженной погрузочной площадкой грузоподъемностью 110 т.
Транспортер оборудован типовой автосцепкой СА-3, автоматическим тормозом с воздухораспределителем МТЗ-270 и ручным тормозом.
В 1963 г. ВНИИ вагоностроения проводил прочностные и хо довые испытания опытного образца такого транспортера.

Основные технические данные транспортера
Грузоподъемность, т .. 120
Количество осей . 8
Вес тары, т ... 55,5
Длина по осям сцепления автосцепом, мм .                           .      24950

Расстояние между пятниками  главной балки, мм 16400
Длина колодцевой выемки, мм;
по верху 10800
по низу .. 10000
Ширина колодцевой               выемки, мм                                      2420
Нагрузка от оси на                 рельс, т  .                                        21,95

В связи с расширением объема перевозок крупногабаритных грузов Министерством путей сообщения принято решение о необходимости постройки колодцеобразных транспортеров грузоподъемностью J80 т. Проект такого транспортера в настоящее время разрабатывается.

Колодцеобразные транспортеры зарубежной постройки

Колодцеобразные транспортеры менее распространены за рубежом по сравнению с платформенными, в связи с чем о них мало сведений.
В табл. 3 приведены некоторые технические данные о конструкциях транспортеров колодцеобразного типа постройки США.

Таблица 3


Грузоподъемность, т

Число осей

Вес тары, m

Длина колодца, мм

Ширина колодца, мм

Длина по осям сцепления автосцепок, мм

87,7

4

24,8

5131

2286

11963

112,5

6

10568

23 !6

81

4

28,7

7727

2438
1

14452 (по раме)

Данные таблицы позволяют установить, что величина осевых нагрузок у американских транспортеров колодцеобразного типа составляет 27,5—28 т, то есть характерна тенденция применения повышенных осевых нагрузок. Необходимо отметить, что благодаря применению повышенных величин осевых нагрузок транспортеры США имеют более простую конструктивную схему и, следовательно, меньший вес тары, чем наши отечественные и западноевропейские равной грузоподъемности. Например, американский транспортер грузоподъемностью 112,5 т выполнен шестиосным, тогда как отечественные транспортеры такой грузоподъемности имеют не менее 8 осей.
На фиг. 11 показана схема конструкции двенадцатиосного колодцеобразного транспортера Британских железных дорог, предназначенного для перевозки трансформаторов.
Особенность конструкции этого транспортера — отсутствие поперечных балок. Перевозимый груз располагается в колодце главной балки и специально предусмотренными в конструкции груза  кронштейнами опирается на ее боковые продольные элементы, то есть перевозится в подвешенном состоянии. Грузоподъемность транспортера 136 т, вес тары 73,7 т.

Ходовые части транспортера состоит из четырех трехосных тележек с жесткой рамой. База трехосной тележки составляет около 3070 мм. Две трехосные тележки каждого конца транспортера объединены промежуточной балкой. Буферные устройства и сцепка смонтированы непосредственно на рамах концевых тележек.
Транспортер оборудован механизмом поперечного перемещения, с помощью которого можно сдвигать главную балку с грузом па расстоянии до 300 мм в любую сторону от продольной оси транспортера.