Содержание материала

В рамках этой статьи могут и излагаются только те факты и функциональные зависимости, которые значительно влияют и определяют план здания и взаимное размещение транспортных устройств.
План здания вокзала должен широко учитывать предъявляемые к нему требования. Здание вокзала схоже в определенной степени с промышленным зданием, конструкция которого определяется постоянно осуществляющейся в нем технологией. Хотя транспортные процессы во всех зданиях вокзалов аналогичны или одинаковы, однако планы зданий более или менее различны. Это обусловливается имеющейся в каждом случае площадью в сочетании с расположением здания к сети улиц, величиной подлежащих учету транспортных потоков и внутренней работой, подлежащей одновременному выполнению, которая вытекает из эксплуатационного процесса (например, конечные поезда). Форма плана здания должна соответствовать следующим требованиям:
а)  по возможности прямые и короткие пути следования от привокзальной площади и обратно. При этом не предусматривать отклонения под углом более 90° и избегать ненужных подъемов;
б)  соблюдать движение по направлениям (разделение между отъезжающими и прибывающими пассажирами) и правостороннее движение, а также устраивать в соответствии с этим помещения для обслуживания, например, кассы для продажи билетов и приема багажа для отъезжающих пассажиров последовательно (без билета не может быть сдан багаж) с правой стороны. Помещения для пассажиров (рестораны, залы ожидания и т. д ) находятся с левой стороны;
в)  хорошая обзорность благодаря удобному расположению помещений.

Рис. 28. Здание вокзала, вытянутое в длину с боковым расположением для города средней величины
Здание вокзала, вытянутое в длину
А — справочная, Аb — прием и выдача багажа, В — контролер, D — служебная комната; F — кассы, Н — хранение ручного багажа, L — киоски; N — касса дополнительных билетов, Т — туалеты, W — хозяйственные помещения, WF — тамбуры

Характерными формами плаца здания вокзала является форма вытянутого здания (называемое также продольным зданием), зачастую с небольшим выступом в сторону привокзальной площади (рис. 28), и поперечная форма здания, в которой соблюдается строгий прямоугольный план всего здания (рис. 29). Для новых сооружений вытянутое по ширине здание лучше подходит к современному планировочному решению в виде легкой конструкции павильонного типа.
Обе формы плана здания должны быть увязаны с правосторонним движением, причем пассажир  входящий в здание, сначала попадает к кассам продажи билетов, потом к помещению сдачи багажа или непосредственно к перронному заграждению, если такое еще имеется, и тем самым к пассажирскому тоннелю. Камера хранения и помещение для обработки багажа и грузов особой срочности расположены по соседству. Это имеет то преимущество, что в часы интенсивного движения оба помещения могут обслуживаться отдельным персоналом, а в другое время совместным персоналом. Помещение для багажа, кроме того, необходимо располагать так, чтобы транспортные средства могли подъезжать к нему непосредственно, не затрудняя при этом вход и выход пассажиров через главный вход здания вокзала.
Установка автоматов для хранения багажа (запирающихся ячеек) разгружает камеру хранения ручной клади. Эти ячейки, расположенные по высоте до четырех рядов, могут быть распределены по всему зданию вокзала.
Информацию и расписание движения поездов надо располагать по возможности в помещении для продажи билетов.
Необходимые помещения для почты надо предусматривать в самом конце правого крыла, где также могут находиться служебные помещения станции и лестница к другим служебным помещениям на втором этаже. Туалеты должны располагаться как можно ближе к переходу на платформы (пешеходный тоннель).

Здание вокзала, вытянутое в ширину
Рис. 29. Здание вокзала, вытянутое в ширину, с боковым расположением для города средней величины:
АЬ, В, N, Т, W, WF — то же, что и на рис 28, SZ — специальное помещение

В левой части здания вокзала располагаются зал ожидания и ресторан, над ними при необходимости служебные комнаты.
По соображениям обзорности и экономичности всегда стараются располагать отдельные устройства без ненужного разделения друг от друга и излишнего увеличения их числа.
На рис. 30 показан новый вокзал (1958 г.) чехословацких железных дорог на магистральной линии от Праги в восточном направлении, который имеет обычный на этой линии раздельный пешеходный тоннель и постройки с различным числом этажей (до семи этажей с гостиницей), представляющий собой строительный комплекс с подчеркнуто вытянутой формой. Помещения для багажа и ручной клади расположены последовательно в зале между обоими тоннелями.
На конечных станциях больших железнодорожных обществ за океаном (например, Канада), а теперь также и на некоторых государственных станциях в Европе в многоэтажном здании вокзала располагаются одновременно управления железных дорог. Так, разрушенный во Вторую мировую войну вокзал Кеннон Стрит в Лондоне после своего восстановления и реконструкции в 1965 г. (представляет собой 16-этажное здание (с размерами основания 15X67 м) с четырехэтажным блоком над частью платформ, расположенных на повышенных отметках.
Над главным вокзалом в Берне в районе платформ устраиваются гаражи, конторские помещения и павильоны для продажи товаров.

 Потребность в площади.

Необходимая общая площадь определяется планом помещений, в котором должны учитываться не только требования перевозки пассажиров, но и требования по эксплуатации и управлению. Форма высокого здания целесообразна с точки зрения архитектуры и пространства, а также обусловлена соображениями строительства, но часто занимает большую площадь, чем это необходимо.

Рис. 30. Современное здание вокзала, вытянутое в ширину, на чехословацких железных дорогах:
здание вокзала, вытянутое в ширину
А — дежурный; D — служебное помещение; F — стойка для велосипедов; Fk — билетные кассы, О — багаж и ручной багаж; Н — зал; К — касса; О — автобусная станция; R — ресторан; V — административные помещения; WS — зал ожидания
Определение размера вокзала на первой стадии проектных работ оассчитывается по различным эмпирическим формулам.
Общая площадь, служащая для перевозок пассажиров, Fa, т. е. без учета отдельных помещений (управление станции, помещения для кондукторов поездов и т. д.), дополнительно необходимых для внутренних целей, определяется по формуле

где Сп — специфическая транспортная потребность (число поездок на жителя в год CR = 15 20);
Е — число жителей населенного пункта.
Для площади здания Fu (без почты) берется

где k — коэффициент уменьшения в зависимости от Cr (табл. 1).
Для площади Fw залов ожидания и приема пассажиров берется
Fw = (0,35-0,40) Fu.
Число жителей Е является неподходящей основой для определения площади в особых условиях (курорты, пограничные станции и т. д.).
Для областей, подлежащих обслуживанию транспортом, в Советском Союзе размер здания вокзала не может быть увязан с числом жителей, а назначается по числу производящих посадку пассажиров. Соответственно этому имеются типовые проекты на 50, 100, 200 пассажиров и т. д.
Учет социальных и гигиенических требований. В планировании и проектировании зданий вокзалов должна участвовать медицинская служба, чтобы размещение и конструкция помещений соответствовали медицинским требованиям.

Таблица 1
Зависимость коэффициента уменьшения k от специфической транспортной потребности Св


Св

От 3 до 5

От 5 до 7

Больше 7

к

От 0,004 до 0,0025

От 0,0025 до 0,002

От 0,002 до 0,0017

Наряду с требованием наибольшей степени гигиены (достаточное наличие санитарных устройств высокого качества) выдвигается требование хорошей обзорности в зале (кассы, расписания движения и т. д.), на привокзальной площади (остановки транспортных средств пригородного сообщения), по пути к платформе, а также на платформах. При этом должно обеспечиваться безопасное следование по платформам, тоннелям и т. д., а их строительная конструкция должна обеспечивать соответствующую скорость движения пассажиров.
Далее необходимо учитывать все технические условия по устранению любой шумовой нагрузки. Это относится к устранению гудения строительных частей, в том числе пролетных строений мостов, плит над пешеходным тоннелем и т. д., имеющих форму мостов из листовой стали, а также к борьбе с шумом от подвижного состава и правильному озвучиванию информации пассажиров через громкоговорители.
Требование высокой культуры обслуживания вызывает необходимость создания соответствующего комфорта и определенного удобства, в том числе при длительных поездках за счет сооружения разнообразных помещений и устройств (рестораны, помещения для отдыха, гостиница, кинотеатр, комнаты матери и ребенка, магазины и киоски, бюро по квартиросъему, помещение для багажа, самообслуживание при хранении ручной клади, эскалаторы и т. д.).