Условия содержания путей на сортировочных станциях в исправности далеки от идеальных. На железных дорогах нет нигде такой большой загрузки путей, как на сортировочных станциях, где трудно выключить из работы на достаточно долгий срок один из путей для производства необходимого ремонта, не говоря уже о постоянном поддержании его в исправности.
Единственной возможностью покончить с таким ненормальным положением оказалось повышение прочности верхнего строения пути. В прошлом, когда железные дороги еще не ясно представляли себе значение сортировочных станций в организации движения, укладка на них путей велась легкими рельсами второго сорта, отвод воды был организован плохо, широко применялись шпалы низкого качества, балластировка путей велась почти исключительно паровозным шлаком. Следствием этого были частые сходы подвижного состава с рельсов, а содержание путей сводилось только к выполнению самого неотложного ремонта. Современные сортировочные станции обеспечиваются хорошим водоотводом; на их путях уложены рельсы, стрелочные переводы и скрепления тяжелых типов, а шпалы и переводные брусья только пропитанные; пути уложены на подкладках и хорошо забалластированы.
Вследствие большого износа рельсов на путях сортировки на этих участках укладывают наиболее тяжелые рельсы, нередко рельсы 65,5 и 57,0 кг/пог. м. Непосредственно за стрелочными переводами и в кривых укладывают рельсы 57,0 кг/пог. м. Остальное протяжение станционных путей сортировочного парка укладывают рельсами более легких типов весом 49,6 или 44,5 кг/пог. м.
Стрелочные переводы. Иногда на сортировочных станциях применяют стрелочные переводы с крестовинами марки 10, которые относительно легко содержать в исправности. В большинстве же случаев укладывают переводы с крестовинами марок 9, 8 и 7, имеющие стрелочные кривые меньшего радиуса, учитывая, что при более коротких стрелочных кривых на сортировочных станциях с локомотивными маневрами сокращается пробег вагонов до точки назначения, сокращаются пробеги маневровых локомотивов, а сортировка вагонов как при горочной, так и при локомотивной сортировке производится более быстро.
Наибольшего внимания в отношении содержания в исправности требуют к себе стрелочные переводы. Особенно важно наличие исправных переводных брусьев. Последние необходимо заменять при первых признаках гниения, так как иначе окажется невозможным содержать стрелочные кривые по шаблону.
Остряки и сердечники крестовин ремонтируют наплавкой или заменяют их, если ремонт оказывается слишком дорогим.
Для предохранения элементов сборных крестовин от быстрого износа крестовинные болты необходимо держать туго натянутыми. Многие дороги применяют крестовины из марганцовистой стали без контррельсов. Такие крестовины просты по своей конструкции, имеют минимальное количество болтов и обладают относительно долгим сроком службы.
По некоторым стрелкам сортировочных станций в течение суток происходит особенно интенсивное движение, которое вызывает значительный их износ. На многих станциях перед остряками таких стрелок устанавливают специальные протекторы. Эти приспособления полностью оправдывают свою установку, так как их применение сокращает потребность в частых наплавках остряков и повышает безопасность движения. Другим способом продления срока службы остряков является применение остряков с остриями из марганцовистой стали, которые лучше сопротивляются износу.

Рельсосмазыватели.

На горочных сортировочных станциях с целью уменьшения бокового износа рельсов в кривых с успехом применяют рельсосмазыватели (рис. 1). Рельсосмазыватели устанавливают на обоих рельсах на рабочем скате горки между первым замедлителем и первой стрелкой. В случае установки смазывателей для рельсов и бандажей в стрелочных кривых на станциях с локомотивной сортировкой требуется особенно тщательный надзор за их исправным действием, так как они часто засоряются песком из локомотивных песочниц или, наоборот, служат причиной пробоксовывания ведущих колес локомотива.
На некоторых стрелках, где отмечаются частые случаи взреза, желательна установка автоматических стрелочных станков, которые допускают отжим остряка. Этим сокращаются простои и уменьшается количество аварий на стрелках, а также улучшаются условия их содержания.

Рис. 1. Укладка рельсосмазывателей типа Меко позади главного горочного замедлителя
Обычно одному рабочему из бригады текущего содержания станционных путей поручается наблюдение за стрелочными фонарями и мелкий ремонт переводов. Ему же поручается очистка и смазывание стрелочных остряков для уменьшения их износа при попадании песка из локомотивных песочниц. На интенсивно работающих станционных путях этой работой можно загрузить одного рабочего в течение всего рабочего дня.
На некоторых станциях с целью уменьшения расходов на содержание стрелочных переводов применяют электрические стрелочные осветители.
Зимой с целью очистки стрелочных переводов от снега и льда применяют различные приспособления, например электрические и газовые обогреватели, нефтяные снеготаялки и травосжигатели.
Изморозь и лед, намерзающие на пути в пределах стрелочных кривых, создают небезопасные условия работы для составительских бригад. С целью борьбы с этим поверхность балласта посыпают чистой солью или в смеси со шлаком.
После очень сильных снегопадов прорезку путей над рельсами производят прокаткой состава из груженых угольных полувагонов.
Очистка путей от снега на крупной сортировочной станции представляет собой серьезную проблему. Более подробно этот вопрос рассматривается в главе, посвященной вопросам снегоборьбы.

Ремонтные путевые работы.

На многих сортировочных станциях пути могут выключаться из работы только на короткое время. Это требует выполнения ремонтных работ по частям и значительной затраты времени на подноску и уборку материалов. При сплошной смене рельсов на протяжении всего пути материал для смены можно аккуратно разложить вдоль пути с тем, чтобы он не мешал работе станционных работников. Некоторые материалы, например рельсовые подкладки, можно складывать между нитями рельсов. Однако такая раскладка материалов допускается не более чем за один-два дня до производства работ и о ней должны быть оповещены станционные работники во избежание несчастных случаев.
При перекладке станционных путей на новое место со сменой стрелочных переводов материалы можно складывать на некотором расстоянии от пути. С целью экономии времени укороченные рельсы для стрелочных кривых до начала работ обрезают до нужной длины и маркируют, чтобы их можно было легко найти; рамные рельсы изгибают, а контррельсы сболчивают с путевыми рельсами. Кроме того, подготовляют место для быстрой уборки снятых с пути материалов. При одностороннем движении станционные пути закрепляют от угона, чтобы избежать кантовки шпал и бокового выпирания рельсов.
Балласт, приготовленный для сплошной подъемки пути, необходимо после выгрузки спланировать. Если для подъемки пути требуется значительное количество балласта, его выгружают в виде двух параллельных валов, причем второй вал предназначается для заполнения шпальных ящиков и для отделки балластной призмы. По окончании дневной работы на поднятом участке пути делают временные отводы с тем, чтобы привести путь в состояние, пригодное для движения.
С целью достижения наибольшей экономии во времени смену шпал следует производить одновременно со сплошной подъемкой пути при условии, что отдел движения разрешает закрыть ремонтируемый путь на целый день, что исключает необходимость затраты времени на устройство отводов пути. Однако при подъемке даже какого-либо одного пути отводы необходимо делать на каждом из прилегающих путей, что даст возможность произвести смену шпал, перешить путь по шаблону и поднять около 30 м каждого пути за корнем крестовины.
При ремонте станционных путей все большее применение находят различные механизмы. Применение механических гаечных ключей, костыльных молотков, костыледеров, домкратов, шпалозатесочных машин, рельсосверлилок, поперечных пил и шпалоподбоечных машин значительно облегчает содержание пути в пределах отводимого для этой цели ограниченного времени. Применение прочих механизмов, деррик-кранов, тяжелых моторных дрезин с прицепами и самоопрокидывающимися вагончиками облегчает погрузку, выгрузку и транспортировку как новых, так и снятых с пути материалов. Частичное использование локомотивных грейферных кранов или других самоходных кранов заметно облегчает транспортировку шпал, уборку металлолома, остатков материалов и строительного мусора, а также предупреждает возможные несчастные случаи, нередкие при выполнении такого рода работ.