Содержание материала

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОВОРОТНЫХ КРУГОВ
Широкое распространение па сети железных дорог СССР локомотивов мощных серий потребовало выполнения в ряде депо реконструкции поворотных кругов с целые удлинения их.
Удлинение поворотных кругов производилось:

  1. путём замены короткой фермы на более длинную;
  2. наращиванием металлической конструкции самой фермы с обеих сторон;
  3. выпуском рельсов, уложенных на ферме, за пределы самой фермы с обоих её концов (предложение т. Жукова).

Замена фермы круга более длинной

Замена фермы существующего поворотного круга фермой более длинной производится в случае, когда нужно по условиям эксплуатации более мощных локомотивов увеличить длину фермы с оставлением круга на старом месте.
Примером такой реконструкции поворотного круга может служить замена старой фермы на ферму большей длины, произведённая в одном из депо Октябрьской ж.д. в 1952 г. в связи с вводом паровозов серий Л и СО. Поворотный круг в этом депо размещался в центре круглого депо (фиг. 78) и имел один путь въезда, указанный на чертеже стрелкой. Всего к кругу подходило 22 пути радиально расположенных стойл круглого депо.
Главным управлением локомотивного хозяйства МПС предложено было установить в этом депо уравновешенную ферму длиной 25 м поворотного круга завода «Красный Профинтерн», переданную Октябрьской ж. д. после снятия в одном из депо Южной ж. д.
В основу составления проекта реконструкции круга были положены натурные обмеры котлована и самой фермы в рабочем состоянии, произведённые в депо, где намечалось установить более длинную ферму, и в депо, откуда должна была поступить 25-м ферма. Особенное внимание при обмерах было обращено на точность снятия относительных отметок центрального фундамента (по верхней кромке), кольцевого рельса и рельсов на подходах, а также на снятие точных размеров с центральной опорной плиты.

Фиг. 78. Пример решения реконструкции поворотного круга

На фиг. 78 показаны план и разрез установки круга с фермой 25 м на месте старого круга, который на чертеже показан пунктиром.
При составлении проекта реконструкции круга и проверке основных установочных размеров повой фермы выяснилось, что от наружной кромки подпорной стенки круга до стены здания депо остаётся всего 1,2 м.
При открытых стойловых воротах от кромки их до начала фермы круга оставалось всего 0,3 м. Эти обстоятельства потребовали принятия особых мер предосторожности против возможности обрушения круговой стены депо во время производства строительных работ, так как для заложения повой подпорной стенки круга фундамент внутренней степы депо подкашивался по всей окружности ниже глубины его заложения.
В качестве меры предосторожности была принята забивка сплошного дощатого шпунтового ограждения и рытьё котлована под фундамент круга частями. Так, рытьё котлована соседнего участка производилось лишь после укладки бетона кольцевой подпорной стенки на ранее отрытом участке.
При обследовании круга особенно тщательному осмотру был подвергнут фундамент центральной опоры с целью определения состояния его и грунта. Был произведён поверочный расчёт фундамента на нагрузку от новой серии паровоза.
Работы по переустройству котлована под новую ферму состояли из: а) возведения новой подпорной стенки с кольцевым фундаментом и разборки существовавшей кладки до проектной отметки; б) разборки верхней части фундамента центральной опоры на 70 см по высоте и укладки на это место новой уширенной до 3,0 м части фундамента; в) углубления дна котлована до проектной отметки с мощением его булыжником и покрытием слоем цементного раствора состава 1:3 толщиной 3,0 см; г) шпалы-коротыши под кольцевой рельс укладывались в бетон с поверхностным уклоном бетона 1: 10.

При строительстве применялись следующие материалы:
а) для фундаментов круговой подпорной стенки и кольцевого фундамента — бутобетонная кладка; бетон марки 140; б) для подпорной стенки выше обреза фундамента — бутобетон; бетон марки 170; в) для фундамента центральной опоры — железобетон; бетон марки 200. Бетонный блок центральной опоры армировался металлическими стержнями d = 12 мм в две сетки с ячейками 200 X 200 мм (фиг. 79).
Заслуживает внимания организация строительных работ. Руководством службы локомотивного хозяйства была поставлена задача закончить работы в возможно короткий срок, так как на время строительства круга закрывались подъёмочный и промывочный цехи депо.
Для сокращения периода закрытия указанных цехов работы были организованы по выборочному принципу, т. е. в первую очередь производились работы, которые можно было выполнять без остановки работы круга. Вначале была произведена разборка старой подпорной стенки и кольцевого фундамента до проектной отметки против   стойл 22-1-7 и 10-13, подготовка места и установка нового кольцевого фундамента и блочной подпорной стенки в этих же местах. При этом круг продолжал работать. После этого ферма старого круга была снята и началась вторая стадия работ с закрытием въезда паровозов в цеха подъёмки и промывки. 
Армирование блока фундамента центральной опоры
Фиг. 79. Армирование блока фундамента центральной опоры

Во второй стадии работ производилась разборка оставшейся части старой подпорной стенки и фундаментов до проектной отметки, возведение новой подпорной стенки на новом кольцевом фундаменте в местах, где это ещё не было сделано, и переделка центрального фундамента.
Для ускорения работ было применено блочное изготовление подпорной стенки. Блоки по чертежу (фиг. 80) изготовлялись на строй- дворе и готовые устанавливались на место. Промежутки между блоками подпорной стенки заливались цементным раствором 1:2.
Блок верхней части центрального фундамента также выполнен на строй-дворе (фиг. 81). Металлическая опорная плита была залита в блок при его изготовлении. 

Фиг. 80. Блок подпорной стенки котлована круга


Фиг. 81. Разрез блока фундамента центральной опоры

При изготовлении блока были залиты в его верхнюю часть по чертежу (см. фиг. 79) также штыри (15 шт.) для соединения новой части центрального фундамента с его старой частью. В старой части фундамента для штырей были сделаны отверстия, которые при постановке новой блочной части фундамента на место были залиты цементным раствором состава 1:2. Этим же составом была сделана подливка плоскостей соединяемых фундаментов.
Заливка бетоном блока производилась прямо на перевёрнутую вверх рёбрами (нижней частью) опорную плиту, заделанную в опалубке блока. Это обеспечило хорошее заполнение бетоном сложной конфигурации нижней части плиты, а следовательно, создало условия для равномерного распределения нагрузки на центральный фундамент в процессе последующей работы круга.
Трудоёмкие работы при разборке старых фундаментов, подпорных стенок, выемке из котлована грунта были механизированы. Для разборки старых бутобетонных массивов применялись отбойные пневматические молотки.
Для выемки обломков кладки и грунта, а также при постановке на место блоков подпорной стенки и центрального фундамента применялся грузоподъёмный кран ПК-6, который для этой цели устанавливался в центре круга, пока не разобрана ферма, а потом во въездных воротах депо. Для ускорения схватывания и твердения бетона применялась пропарка его.
Выемка старой фермы из котлована и постановка в котлован новой фермы производились краном грузоподъёмностью 75 т. Ввиду возможности подхода крана к котловану только через въездные ворота депо операции подъёма старой фермы и постановки новой были проделаны краном, стоящим в нише ворот.
Ферма круга транспортировалась с Южной ж. д. на сцепах 50-т платформ, а поэтому для обеспечения габаритности от неё были отклёпаны кронштейны боковых проходов с обеих сторон, кронштейн для прикрепления круговоротчика и арка токоприёмной головки.
После установки фермы па месте отклёпанные части были собраны вновь на свои места, смонтирован круговоротчик, токоприёмная головка и электросиловая линия круга.