Содержание материала

При капитальном ремонте и при годовом осмотре центральные опоры должны быть разобраны.
Разборка центральных опор производится также в случаях, когда круг, ранее легко поворачивавшийся, внезапно стал поворачиваться с трудом и имеется опасение, что произошло повреждение опорного подшипника — излом роликов, смятие или излом шариков, излом опорных колец подшипника.


Фиг. 58. Подклинивание фермы круга перед разборкой центральной опоры

При разборке центральных опор, когда не требуется подъёмка фермы, в целях сокращения времени на производство работ и сохранения регулировки фермы по высоте, ферма круга подклинивается для разгрузки подвесных болтов центральной опоры. Для этого между кольцевым фундаментом и нижним поясом фермы, по концам её, выкладываются шпальные клетки и забиваются деревянные клинья 1 (фиг. 58) возможно плотнее. Под центральные катки подкладываются металлические клинья.
После подклинивания фермы приступают к отвёртыванию гаек 3 подвесных болтов центральной опоры. Гайки равномерно, крест- накрест отвёртывают и снимают, после чего болты проваливаются вниз.
Для снятия верхней плиты в отверстие 1 (фиг. 59) завёртывается специальный стержень с кольцом 2. Над верхней плитой устанавливается подъёмная тележка 3 (или козлы) с подвешенной к её верхнему брусу талью грузоподъёмностью 0,5 т.
Крюком тали захватывают кольцо 2 и, приподняв верхнюю плиту, отводят тележку в сторону, опускают плиту и освобождают таль. После этого кольцо 2 ввёртывают в нарезанное отверстие 4 сферического подпятника и таким же порядком вынимают подпятник.
Затем разбирают центральный опорный подшипник: снимают предохранительное кольцо, верхнее опорное кольцо подшипника, ролики (или шарики), сепаратор и нижнее опорное кольцо. Ролики и шарики во избежание утери при разборке укладывают в коробку.
Все трущиеся части тщательно обмывают, насухо протирают концами и осматривают. Осмотр дисков, роликов и шариков лучше всего производить при помощи лупы или проверять дефектоскопом.
При самых незначительных трещинах на поверхности опорных колец они должны браковаться. Малейшее смятие шарика, ничтожная трещина на ролике, безусловно, недопустимы, и такие шарики и ролики должны заменяться новыми.
При частичной постановке новых шариков или роликов взамен изношенных их нужно тщательно обмерять, так как для правильной работы подшипника необходимо, чтобы все размеры шариков и роликов были совершенно одинаковы.

Фиг. 59. Подъёмная тележка для разборки центральных опор

После того как подпятник опоры будет вынут, осматривается зачищается от царапин и забоин сферическая головка стояка и перед обратной постановкой подпятника смазывается консистентной смазкой.     
При необходимости стояк шариковой или роликовой опоры вынимают вверх при помощи тележки и тали. Крюк тали захватывает при этом кольцо хомута, укреплённого на стояке.
После осмотра и замены отдельных деталей производится сборка опоры в обратном порядке. Шариковые и роликовые подшипники при сборке набиваются консистентной смазкой.
При сборке подшипника надо произвести обязательно проверку зазоров а, а1 а2 (см. фиг. 59), которые должны быть не менее 5 мм. При отсутствии зазоров или недостаточной их величине сразу же после сборки опорного подшипника или спустя некоторое время, после износа частей верхняя подвесная плита своим опорным выступом будет непосредственно касаться подпятника, что затруднит поворот круга.
В гидравлических опорах после отвёртывания гаек подвесных болтов снимаются при помощи тали верхняя подвесная плита 5 (тип I) или цилиндр 3 (тип II, см. фиг. 27), а затем поршень. При разборе опоры второго типа во время снятия цилиндра надо предохранить поршень от падения его на бок, так как возможно повреждение его об острые края верхней панели фермы. В этих целях по мере поднятия цилиндра нужно поршень расклинить доской, затем снять чечевичный упор 6, ввернуть кольцо в дно поршня и вынуть поршень.
После сборки подшипника и установки верхней подвесной плиты на место один из рабочих поочерёдно поднимает подвесные болты, на которые рабочие, находящиеся сверху, навинчивают гайки. При подъёме болта рабочий, находящийся внизу, устанавливает на болты специальной формы прямоугольные шайбы для правильной установки болтов на место.
Проникнуть к стояку можно через люк в верхней панели фермы или пролезая под фермой.
Подвесной болт центральной опоры должен иметь вверху квадрат с просверленным отверстием 6, в которое при разборке продевается проволока. При сборке этой проволокой болт подтягивают вверх, что облегчает труд рабочих и ускоряет постановку болтов.
Гайки должны завинчиваться равномерно крест-накрест до тех пор, пока не ослабнут клинья, подложенные под центровые катки фермы. После этого выбивают клинья, забитые под её концы, и разбирают шпальные клетки, на которые опиралась ферма.
Для осмотра опор неуравновешенных 30-м фундаментных и бесфундаментных кругов, опор системы Становского и Рубана, а также опор 25 м кругов завода «Красный Профинтерн» фермы поднимаются на необходимую высоту при помощи домкратов или железнодорожных кранов. На время осмотра и ремонта опор под фермы подкладываются шпальные клетки.
Для осмотра опоры неуравновешенного 30-м круга необходимо поднять фермы на высоту не менее 0,5 м. При подъёмке домкратами с каждого конца фермы устанавливается не менее двух домкратов и по одному домкрату с каждой стороны под поперечную балку. Подъёмку ферм домкратами необходимо производить равномерно. Верхний балансир опоры, укреплённый болтами к поперечной балке, поднимается вместе с ней, нижний балансир остаётся на месте и снимается отдельно. После этого снимаются и осматриваются бронзовый диск и упорное кольцо.
При осмотре опоры системы Становского и Рубана ферму для удобства работы необходимо поднимать на величину не менее 750 мм. При подъёмке домкратами под концы фермы ставят по два домкрата. Верхняя чашка 8 (см. фиг. 26) опоры при этом остаётся на месте и снимается отдельно после подъёмки фермы. Затем снимается верхний конусный диск 7, вынимаются ролики вместе с надетыми на их хвостовики упорными шарикоподшипниками, а также сепаратор 3.

При осмотре центральных опор следует обращать внимание на состояние поверхности опорного кольца, по которой перекатываются центральные опорные катки. Эта поверхность не должна иметь выработок, препятствующих свободному перекатыванию катков. Разрешается оставлять без исправления желобчатую дорожку центрового катка, если каток равномерно изношен и приработался к этой дорожке. При постановке новых катков желобчатая выработка должна быть устранена. При стальных опорных кольцах поверхность катания наваривается и обрабатывается на станке. Чугунные опорные кольца, отлитые заодно с опорной пятой, при износе проверяются проточкой на станке.
Ввиду большого размера опорных плит (около 2 м в диаметре) обработку их в условиях депо следует производить на колёсотокарных станках.
Сферическая поверхность подпятника должна быть проверена на станке и отшлифована во избежание появления рисок и задиров.

Фиг. 60. Беговая дорожка шароопорного кольца
Фиг. 61. Схема пригонки конических роликов к опорной поверхности колец

При наличии трещин на шаро- или роликоопорных кольцах последние необходимо сменить.
При шелушении беговых дорожек для шариков или плоскостей катания роликов канавки и плоскости необходимо отшлифовать и твёрдость опорных колец восстановить термообработкой.
Шарики или ролики, имеющие трещины, задиры, вмятины и следы ржавчины, заменяются новыми.
Для правильной работы шариков необходимо беговые дорожки подшипников выполнять по радиусу, большему, чем радиус шарика (фиг. 60), и тщательно их отшлифовать. При двухрядном и трёхрядном подшипниках, если шароопорные кольца — верхнее и нижнее — сделаны неразрезными, нужно тщательно пригнать глубину беговых дорожек для равномерного давления на все шарики. Точная пригонка достигается шлифовкой закалённых дисков.
При ремонте роликового подшипника необходимо соблюсти условие равенства угла α (фиг. 61), конусности роликов и опорных колец. Конусность опорных колец и роликов должна быть равна углу а, вершина которого находится на оси вращения подшипника в центре О. При несоблюдении этого условия нагрузка передастся не на всю поверхность ролика, удельные давления в местах их соприкосновения будут очень велики, что вызовет заклинивание и разрушение роликов и опорных колец.
Рабочая поверхность роликов и опорных колец закаляется и шлифуется.
Перед постановкой на место подвесные болты предварительно проверяются дефектоскопом. Болты, имеющие трещины и надрывы, изношенную или забитую резьбу, заменяются новыми.
При износе вкладышей гладких сферических опор их необходимо проверить на станке. Закалённый стальной вкладыш, если он имеет незначительный износ, разрешается прошлифовать без последующей термической обработки. При значительном износе производится отжиг стального вкладыша, обработка на станке и последующая закалка.
После обработки вкладышей на станке восстанавливаются нормальные размеры смазочных канавок и прочищаются смазочные отверстия.
При ремонте центральных опор 30-м поворотных кругов бесфундаментного типа необходимо проверить сохранность дубовых брусьев, находящихся под станиной опоры. Сгнившие брусья заменяются новыми, пропитанными антисептиками.
Особое внимание должно быть обращено на состояние тяжей. Тяжи, имеющие срез резьбы или надрывы в теле, заменяются новыми. Для обеспечения правильной работы тяжей (на растяжение) следует проверить сферичность шаровых шайб и подкладок.
Перед постановкой тяжи должны обязательно проверяться дефектоскопом.
Проверяется горизонтальность установки трущейся поверхности опоры. Для этого при разобранной опоре на трущуюся поверхность станины кладётся уровень и поворачивается в разные положения. Если наблюдается отступление от горизонтали, выправление станины достигается подтягиванием гаек соответствующих болтов подвески.
При износе бронзовых опорных дисков 30-м кругов разрешается проточка их с последующим пришабриванием. Разрешается выводить задиры на стальных опорных поверхностях пришабриванием. Наименьшая толщина диска допускается 20 мм. Зазор между станиной и нижним балансиром по фланцу (см. фиг. 18) должен быть 10 мм. Разрешается при всех видах ремонта уменьшение зазора при износе бронзового диска до 5 мм.
Ремонт центральных гидравлических опор заключается в периодической смене износившихся или разорвавшихся манжет поршня, в промывке и прочистке трубопровода, подводящего рабочую жидкость от насоса к цилиндру опоры и отводящего её от опоры к насосу.
При капитальном ремонте рабочая поверхность цилиндра шлифуется, манжеты заменяются новыми.
При ремонте гидравлического насоса заменяются втулка плунжера и плунжер, а также клапаны с тщательной притиркой их к гнёздам. Плунжер пригоняется к втулке притиркой и испытывается. Притёртый плунжер должен держать керосин под давлением 5 кг/см2 не менее двух минут. При сборке гидравлическая система опоры проверяется на герметичность.
Для испытания на круг ставится наиболее тяжёлый из обращающихся на данном участке локомотивов, после этого насосом в системе поднимается давление, при котором вращающаяся часть опоры приподнимается на высоту не более 10 мм, затем замеряется рабочее давление. После 10 минутной выдержки система считается пригодной к эксплуатации, если вращающаяся часть опоры понизилась не более чем на половину первоначального подъёма. В дальнейшем при повороте локомотива давление должно подниматься до рабочего (полученного при испытании).