Содержание материала

Общие сведения

При работе поворотного круга отдельные его конструкции, несущие значительные нагрузки, постепенно изнашиваются; нарушается величина допустимых зазоров между концами рельсов на ферме и на путях подхода; ферма поворотного круга деформируется под влиянием нагрузки; нарушается концентричность и уровень расположения кольцевого пути и круг в целом перестаёт работать нормально.
Для поддержания поворотных кругов в исправности установлены плановые периодические ремонты кругов, в систему которых входят следующие виды ремонтов: 1) годовой осмотр, 2) капитальный ремонт.
Указанием Главного управления локомотивного хозяйства МПС предусмотрены следующие сроки между капитальными ремонтами поворотных кругов:
уравновешенные круги диаметром 19,5—25 м через два года; неуравновешенные круги диаметром 25 м — через пять лет; диаметром 30 м — через шесть лет.
Однако при тщательном уходе за поворотными кругами в процессе их эксплуатации капитальный ремонт уравновешенных кругов диаметром 19,5—25 м, как показал опыт передовых коллективов, можно производить не чаще одного раза в три года.
Годовой осмотр следует производить преимущественно в летнее время.
При годовом осмотре производится освидетельствование всех ответственных частей круга, необходимый их ремонт, нивелировка и проверка концентричности кольцевого пути и проверка деформаций фермы, а также прочистка канализации круга. О выполнении годового осмотра делается отметка в техническом паспорте круга с указанием объёма произведённого ремонта.
При капитальном ремонте поворотных кругов всех типов обязательно производится подъёмка фермы круга, разборка и осмотр узлов, все части круга восстанавливаются до проектных размеров, ферма его очищается от ржавчины, грязи и старой краски и окрашивается вновь.
После капитального ремонта на ферме делается краткая запись с указанием даты ремонта. Выполнение капитального ремонта с указанием его объёма также записывается в техническом паспорте круга.
Ремонт механической части поворотных кругов в случае, если в распоряжении отделения дороги нет необходимых ремонтных средств, может передаваться начальнику паровозного депо по наряду- заказу, выдаваемому начальником отделения дороги за счёт последнего. Ремонт путевой части круга — кольцевого пути, пути на ферме, обвязочных брусьев — начальник локомотивного отдела отделения дороги согласовывает с начальником дистанций пути и выдаёт ему наряд-заказ на производство работ с оплатой за счёт отделения дороги.
Сметы на ремонт поворотных кругов составляются начальником локомотивного отдела отделения дороги и утверждаются начальником отделения дороги, начальником службы локомотивного хозяйства или начальником дороги в зависимости от суммы, на которую составлена смета.
Отремонтированный круг принимается комиссией под председательством начальника локомотивного отдела с обязательным участием представителя службы пути (дорожного мастера), ревизора по безопасности движения поездов, представителя службы зданий и гражданских сооружений и начальника депо.
Акты осмотра кругов и акты приёмки кругов после ремонта высылаются в службу локомотивного хозяйства дороги для учёта состояния кругов.

Ремонт фундаментов и подпорных стенок

 Подпорные стенки котлованов поворотных кругов делаются бетонными или бутобетонными и обычно впоследствии требуют незначительного ремонта. При повреждении подпорной стенки производится разборка прилегающей части рельсового пути, снимается деревянный обвязочный брус и р счищается повреждённая часть стенки. Затем устанавливается опалубка и заливается бетонный раствор или восстанавливается кладка. Перед заливкой бетона стенки должны быть тщательно очищены до полного удаления слоя бетона, загрязнённого смазкой, в противном случае вновь заливаемый бетон не схватится со старой стенкой.
Обвязочный брус необходимо делать двойным, т. е. вытёсывать из брусьев, уложенных в два горизонтальных ряда, так как такой брус лучше выдерживает нагрузки от локомотивов и на нём можно более прочно укрепить кронштейны центрирующих запоров. В разработанные отверстия старых брусьев под шурупы или костыли, удерживающие рельсы и кронштейны центрирующих запоров, забиваются деревянные пробки и в них ставятся костыли и шурупы. Для увеличения продолжительности службы обвязочных брусьев хорошо под концы рельсов на брусе ставить металлический лист толщиной 10—12 мм (лафет) и к этому лафету крепить кронштейны запоров.
Шпалы-коротыши кольцевого пути фундаментных кругов обычно забетонированы в кольцевой фундамент. Поэтому при их смене старые шпалы выбиваются, бетонная постель расчищается и в неё укладываются новые антисептированные шпалы. Заливка бетоном шпал производится только после окончательной пришивки к ним рельсов и контрольной нивелировки кольцевого пути.
Если шпалы укреплены к кольцевому фундаменту анкерными болтами, залитыми в фундамент, то для смены шпал нужно снять кольцевой рельс, старые шпалы при этом расколоть и вынуть, а в новых насверлить отверстия и надеть их на акерные болты сверху, после чего ставить шайбы, завинчивать гайки и укладывать кольцевой рельс.
В бесфундаментных кругах, не имеющих подпорных стенок, шпалы кольцевого пути и брусья центральной опоры укладываются на постель из баластного слоя и слоя щебёнки. Периодически, по мере загрязнения щебня, его нужно очищать, пропуская через грохоты. При усадке пути подсыпается свежий щебень. Шпалы кольцевого пути, брусья под трамплинами въездных путей, брусья опорного кольца, центральной пяты должны тщательно подбиваться. При окончательной регулировке они должны быть подбиты тонким слоем мелкого щебня размером от 7 до 25 мм.
Ремонт путей на ферме круга, на подходах, а также кольцевого пути производится по правилам и техническим условиям на ремонт пути.
Сравнительно редко, но наблюдаются случаи разрушения центральных фундаментов вследствие превышения нагрузки против той, на которую был рассчитан фундамент (при повороте локомотивов мощных серий на кругах старой постройки), а также случаи разрушения фундаментов из-за агрессивного воздействия грунтовых вод или разъедания бетона смазочными маслами.
Разрушение фундамента от воздействия превышенной нагрузки характеризуется появлением на фундаменте трещин. Незначительные вначале, они быстро увеличиваются, особенно в зимнее время, когда вода попадает в трещины и замерзает.
Развитие трещин вызывает скалывание части фундамента, разделение его на отдельные части и неравномерную их осадку. При этом часто появляются трещины и в нижней металлической опорной плите.
Разрушения фундаментов агрессивными грунтовыми водами, а также смазочными маслами, попадающими на фундамент вследствие обильной и небрежной смазки центральной опоры, характеризуются размягчением бетонного массива.
Перед осмотром или ремонтом внешняя поверхность фундаментов должна быть очищена от грязи и смазки и промыта.
При появлении следов выветривания бетона или мелких трещин фундамент следует затереть жидким бетонным раствором.
При появлении глубоких трещин в фундаменте или признаков разрушения структуры бетона, как это было описано выше, фундамент частично разбирается для ликвидации трещин или разрушенной структуры бетона. Если такой частичный ремонт фундамента не даёт желаемых результатов, фундамент восстанавливается заново. Перед производством таких работ, особенно если фундамент имел трещины, необходимо произвести поверочный расчёт фундамента, по результатам которого и принимается решение по проектированию нового фундамента.

Ремонт ферм поворотного круга

В процессе эксплуатации поворотных кругов наиболее часто возникают следующие неисправности ферм: сильная коррозия поясов, угольников и раскосов, обрывы головок заклёпок, коррозия головок заклёпок (маломерность их), деформация отдельных частей фермы вследствие ослабления заклёпочных швов или вследствие схода локомотива с рельсов.
Для суждения о необходимом ремонте производится определение деформаций фермы. Снятие диаграмм деформаций фермы и их анализ позволяют определить причины деформации и найти правильный способ ремонта круга. Анализ диаграмм обычно подсказывает, какие узлы фермы следует особенно тщательно обследовать при отыскании дефектов.
При ослаблении заклёпочных швов старые заклёпки срубают или выжигают автогеном, отверстия проверяют развёртками и ставят новые заклёпки.
Погнутые части фермы отклёпывают, выправляют в горячем состоянии и приклёпывают вновь. При этом отверстия для болтов и заклёпок проверяют развёртками. При незначительном изгибе отдельных частей они могут быть выправлены на месте без отъёмки, если это позволяет конструкция фермы. Если правка их производится на месте, то нагрев исправляемой части можно произвести с помощью подвесной жаровни или автогенной горелкой, а правка при этом производится ударами кувалды, домкратами или специальными правочными приспособлениями.
При ремонте пути на ферме круга производится замена изношенных, имеющих трещины, сбитые концы или отколы рельсов, изношенных стыковых накладок и их болтов, а также болтов, крепящих подрельсовые подушки и лапки крепления рельсов в соответствии с правилами ремонта и техническими условиями ремонта пути.
При износе закладок, ригелей и одновременном износе гнёзд чугунных рам закладок гнёзда зачищаются, а стальные закладки и ригели восстанавливаются до нужных размеров электросваркой.
Валики и оси концевых и центровых катков разрешается при их. износе наваривать электросваркой с последующей проточкой и шлифовкой, при этом бронзовые втулки катков заменяются новыми. Бронзовые втулки в катки запрессовываются на гидравлическом прессе, а по валикам и осям тщательно пришабриваются.