Содержание материала

Для обеспечения нормальной работы при ведении поезда локомотивы должны ставиться в голове поезда передним ходом, т. е. быть повёрнуты относительно направления движения так, как предусмотрено их конструкцией.
Паровозы нормально должны быть повёрнуты вперёд дымовой трубой, тепловозы — вперёд радиатором. Электровозы и некоторые типы тепловозов оборудованы двумя постами управления, поэтому их в пунктах оборота не поворачивают.
Станции, где предусмотрен поворот локомотивов, должны иметь поворотные круги, треугольники или петли.


Фиг. 1. Схема симметричного треугольника с прямым основным путём

Треугольники для поворота локомотивов

Треугольник представляет собой основной вид путевого поворотного устройства для локомотивов. Достоинствами треугольников являются: простота конструкции и содержания, лёгкость ремонта, возможность постройки и восстановления в весьма короткий срок, надёжность в работе, относительная дешевизна его сооружения при благоприятных топографических условиях.

К недостаткам треугольников можно отнести потребность в значительной площади для их размещения, а также большие пробеги локомотивов при их повороте на треугольниках, что в ряде случаев затрудняет применение последних.

Фиг. 2. Схема треугольника-звезды

Наиболее распространённым треугольником является симметричный с прямым основным путём (фиг. 1). С эксплуатационной точки зрения этот треугольник чрезвычайно удобен, стрелки на нём могут ставиться отжимные; возможно расположение его параллельно другим устройствам. Внутри треугольника в ряде случаев размещаются сооружения депо (пути склада, кочегарные канавы и др.).
В целях экономии площади и материалов верхнего строения пути часто применяют треугольник в форме звезды (фиг. 2).

Петли

На фиг. 3 изображена петля для поворота локомотивов. Достоинством петли является возможность поворачивания на ней не только локомотивов, но и целых составов для передачи поезда с приёмного пути на путь обратного направления.
Схема поворотной петли
Фиг. 3. Схема поворотной петли

 Применение петли для поворота локомотива целесообразно, если её расположение хорошо увязывается со схемой станции и депо.

Пятиугольники

Для экономии площади иногда могут быть применены для поворота локомотивов пятиугольники в форме звезды (фиг. 4) или М-образного вида (фиг. 5).
Пятиугольники имеют незначительные преимущества в экономии площади перед треугольниками.

Схема поворотного пятиугольника-звезды
Фиг. 4. Схема поворотного пятиугольника-звезды

Однако сложность конструкции пятиугольника не может противостоять при нормальных условиях небольшой экономии от занимаемой площади, а поэтому применение пятиугольников может иметь место лишь в крайних случаях, когда этим сохраняются от сноса ценные здания или достигается большая экономия в строительных затратах.

Фиг. 5. Схема М-образного пятиугольника

Пятиугольники на железных дорогах СССР не нашли применения.

Поворотные круги

Поворотные круги по сравнению с другими поворотными устройствами наиболее компактны, занимают мало места и одновременно могут служить средством для въезда в стойла веерного депо. Поворот локомотива на круге требует незначительного времени (3—4 мин.), поэтому круги наряду с треугольниками являются основным типом поворотных устройств.
Поворотные круги на тяговой территории могут размещаться: а) когда центр круга совпадает с геометрическим центром окружности, образуемой стенами здания веерного депо (веерное депо с кругом); б) на пути въезда в стойла прямоугольного или ступенчатого депо и в) на одном из проходных или тупиковых путей депо. Круги на тупиковых путях в современных депо не размещаются, так как при этом не обеспечивается поточность экипировки локомотивов; однако в депо старой постройки такое расположение кругов встречается довольно часто.
При веерном или другом типе депо с въездом через поворотный круг даже незначительная неисправность круга или сход локомотива с рельсов на круге или на пути подхода к нему парализуют нормальную работу депо и могут вызвать серьёзные затруднения в выдаче локомотивов под поезда. В силу этого постройка депо с въездом через поворотный круг допускается в настоящее время только в исключительных случаях с разрешения Министерства путей сообщения.
Применение кругов, не замыкающих депо, не вызывает таких затруднений, так как в случае порчи круга невозможен будет только поворот локомотива, вся же остальная работа депо проходит нормально.