Содержание материала

Задачу анализа технического состояния локомотивов и определения показателей их надежности следует отнести к классу информационно-поисковых задач. В связи с этим необходимо создание информационно-поисковой системы (ИПС), которая обеспечит руководство дороги научно-технической информацией, характеризующей работу локомотивного парка, его сборочных единиц и деталей в эксплуатации.
Важным условием эффективности функционирования ИПС служит разработка унифицированных форм предоставления первичной (исходной) информации. Специальная форма учета позволит создать единый метод расположения информации в запоминающем устройстве (ЗУ) ЭВМ, обеспечит единые методы поиска информации.
Исходная информация, характеризующая ремонтные параметры локомотивов, поступает из депо дороги в виде «Учетной карточки ремонта локомотивов» и в формализованном виде может быть представлена в следующей форме:

Таблица 14.


Массив

Шифр

Источник создания

Периодичность создания

Носитель

Нецикловые неисправности

МВН

Учетная карточка ремонта локомотивов

Раз в квартал

ПЛ (перфолента)

Справочник наименования характера неисправностей

МСНХН

Нормативносправочная информация

Пополняется по мере надобности

МЛ (магнитная лента)

Справочник наименований причин неисправностей

МСНПН

То же

То же

МЛ

Справочник наименований деталей

МСНД

»

 

мл

В соответствии с таблицами-заданиями и наименованием задачи ΛΪ находится матрица U, т. е. формируется таблица результатов
где N — количество заданий, а соответственно и таблиц результатов.


Рис. 31. Алгоритм решения задач использования и надежности локомотивов 


Примечание. Характер неисправности ХН кодируется двухзначной цифрой, например, 01 — излом, 02 — пробой изоляции и т. д. Двухзначный код позволяет кодировать до £9 неисправностей.
Наименование характера НХН неисправности поясняет характер неисправности в словесной форме, на печатание этого пояснения отводится 18 знаков.
Причина неисправности ПН кодируется двухзначным кодом, например, 01 —нарушение технологии, 02 — эксплуатационная.
Наименование причин неисправности НПН поясняется словесным описанием (не более 18 знаков).
Аналогично в массиве МСНД шифры С, А, У, Д кодируют вид системы или ее элемента, а НС, НА, НУ, НД служат для последующей расшифровки кода словесным пояснением. При заполнении карточки пишется лишь цифровой код того или иного характера неисправности, а ЭВМ печатает словесное пояснение, в котором должно быть не более 18 знаков.

Представленный алгоритм как один из возможных методов решения задачи анализа надежности реализован в вычислительном центре Забайкальской дороги, где решается пять задач, характеризующих работу локомотивного парка, его сборочных единиц и деталей в эксплуатации, а именно — анализ нецикловых неисправностей: вспомогательного оборудования, дизеля, экипажа и механического оборудования, тяговых двигателей, электрооборудования.
Формирование всех таблиц-результатов осуществляется единой программой; целью решения является составление ведомостей неплановых неисправностей с указанием их характера и причин по системам, агрегатам, сборочным единицам и деталям локомотива.
Задачи решают по депо дороги ежеквартально. Исходный массив для решения задачи представлен в табл. 14.


Рис. 32. Блок-схема решения задачи

Описание реквизитов записей исходных массивов представлено в табл. 15.
Задачи решают согласно алгоритму, представленному на рис. 31.

  1. По ключу ХН слияние массивов МВН и МСНХН для привязки наименования характера неисправности.
  2. По ключу ПН слияние с массивом МСНПН для привязки наименования причины неисправностей.


Для машинной реализации алгоритма, представленного на рис. 32, необходимо иметь соответствующие стандартные программы информационной обработки (сортировки, выборки, накопления и т. д.). Первый этап составления программ на базе ЭВМ «Урал-14Д» показал, что отсутствие стандартных программ не позволяет получить выходные таблицы произвольного по вертикали формата, в которых бы фиксировались результаты обработки всей выходной информации. В связи с этим было принято решение составить фиксированные таблицы, в которых по столбцу были расположены сборочные единицы и агрегаты, которые наиболее часто выходят из строя. Составление таких форм по всем пяти системам с разбиением исследуемого агрегата до сборочных единиц и деталей, а также с указанием наиболее вероятных неисправностей и причин, приводящих к их появлению, неизбежно влечет за собой потерю определенного количества исходной информации.
Таким образом, таблицы позволяют контролировать техническое состояние локомотивов с подробным количественным и качественным анализом неисправностей по всем системам, агрегатам, сборочным единицам и деталям, с учетом трудовых и материальных затрат на все виды ремонта, что служит средством для решения многих задач предупредительного ремонта локомотивов.