Задачу анализа технического состояния локомотивов и определения показателей их надежности следует отнести к классу информационно-поисковых задач. В связи с этим необходимо создание информационно-поисковой системы (ИПС), которая обеспечит руководство дороги научно-технической информацией, характеризующей работу локомотивного парка, его сборочных единиц и деталей в эксплуатации.
Важным условием эффективности функционирования ИПС служит разработка унифицированных форм предоставления первичной (исходной) информации. Специальная форма учета позволит создать единый метод расположения информации в запоминающем устройстве (ЗУ) ЭВМ, обеспечит единые методы поиска информации.
Исходная информация, характеризующая ремонтные параметры локомотивов, поступает из депо дороги в виде «Учетной карточки ремонта локомотивов» и в формализованном виде может быть представлена в следующей форме:
Таблица 14.
Массив | Шифр | Источник создания | Периодичность создания | Носитель |
Нецикловые неисправности | МВН | Учетная карточка ремонта локомотивов | Раз в квартал | ПЛ (перфолента) |
Справочник наименования характера неисправностей | МСНХН | Нормативносправочная информация | Пополняется по мере надобности | МЛ (магнитная лента) |
Справочник наименований причин неисправностей | МСНПН | То же | То же | МЛ |
Справочник наименований деталей | МСНД | » |
| мл |
В соответствии с таблицами-заданиями и наименованием задачи ΛΪ находится матрица U, т. е. формируется таблица результатов
где N — количество заданий, а соответственно и таблиц результатов.
Рис. 31. Алгоритм решения задач использования и надежности локомотивов
Примечание. Характер неисправности ХН кодируется двухзначной цифрой, например, 01 — излом, 02 — пробой изоляции и т. д. Двухзначный код позволяет кодировать до £9 неисправностей.
Наименование характера НХН неисправности поясняет характер неисправности в словесной форме, на печатание этого пояснения отводится 18 знаков.
Причина неисправности ПН кодируется двухзначным кодом, например, 01 —нарушение технологии, 02 — эксплуатационная.
Наименование причин неисправности НПН поясняется словесным описанием (не более 18 знаков).
Аналогично в массиве МСНД шифры С, А, У, Д кодируют вид системы или ее элемента, а НС, НА, НУ, НД служат для последующей расшифровки кода словесным пояснением. При заполнении карточки пишется лишь цифровой код того или иного характера неисправности, а ЭВМ печатает словесное пояснение, в котором должно быть не более 18 знаков.
Представленный алгоритм как один из возможных методов решения задачи анализа надежности реализован в вычислительном центре Забайкальской дороги, где решается пять задач, характеризующих работу локомотивного парка, его сборочных единиц и деталей в эксплуатации, а именно — анализ нецикловых неисправностей: вспомогательного оборудования, дизеля, экипажа и механического оборудования, тяговых двигателей, электрооборудования.
Формирование всех таблиц-результатов осуществляется единой программой; целью решения является составление ведомостей неплановых неисправностей с указанием их характера и причин по системам, агрегатам, сборочным единицам и деталям локомотива.
Задачи решают по депо дороги ежеквартально. Исходный массив для решения задачи представлен в табл. 14.
Рис. 32. Блок-схема решения задачи
Описание реквизитов записей исходных массивов представлено в табл. 15.
Задачи решают согласно алгоритму, представленному на рис. 31.
- По ключу ХН слияние массивов МВН и МСНХН для привязки наименования характера неисправности.
- По ключу ПН слияние с массивом МСНПН для привязки наименования причины неисправностей.
Для машинной реализации алгоритма, представленного на рис. 32, необходимо иметь соответствующие стандартные программы информационной обработки (сортировки, выборки, накопления и т. д.). Первый этап составления программ на базе ЭВМ «Урал-14Д» показал, что отсутствие стандартных программ не позволяет получить выходные таблицы произвольного по вертикали формата, в которых бы фиксировались результаты обработки всей выходной информации. В связи с этим было принято решение составить фиксированные таблицы, в которых по столбцу были расположены сборочные единицы и агрегаты, которые наиболее часто выходят из строя. Составление таких форм по всем пяти системам с разбиением исследуемого агрегата до сборочных единиц и деталей, а также с указанием наиболее вероятных неисправностей и причин, приводящих к их появлению, неизбежно влечет за собой потерю определенного количества исходной информации.
Таким образом, таблицы позволяют контролировать техническое состояние локомотивов с подробным количественным и качественным анализом неисправностей по всем системам, агрегатам, сборочным единицам и деталям, с учетом трудовых и материальных затрат на все виды ремонта, что служит средством для решения многих задач предупредительного ремонта локомотивов.