Содержание материала

При увеличении задач по сбору и передаче информации при внедрении АСУЖТ возрастет объем информации.
Принятие решений зависит не только от количества информации, но и от ее качества. 

Поэтому при создании информационной базы АСУТ следует уделять внимание методам оценки качества информации. Критериями качества являются ценность, достоверность и своевременность.
Информацию, используемую для управления в АСУЖТ, можно условно разделить на оперативную и статистическую. Исходные данные накапливаются п усредняются в течение времени, значительно превышающего возможные задержки при передаче и обработке этой информации. Однако следует иметь в виду, что в процессе накопления статистических данных могут возникнуть основания для принятия оперативных решений. Так, например, по мере накопления сведений о сезонных отказах необходимо принять меры по их оперативному предупреждению.
Поскольку источниками информации являются различные журналы и формы учета в локомотивном депо, то объективность информации, формирующейся на основе первичного учета, можно условно рассматривать с двух позиций. Сводной стороны, обеспечение достоверности может основываться лишь на личной ответственности за порученный участок работы. С другой стороны, следует контролировать достоверность информации на основе вероятностных характеристик возникновения ошибок на этапах заготовки первичных носителей, передачи и обработки информации.
При решении задач надежности локомотивов следует обеспечить достоверность, установленную техническим заданием на АСУЖТ, а именно: не более одной необнаруженной ошибки на один миллион принятых знаков.
Важным этапом обеспечения достоверности является выбор типа аппаратуры передачи данных (АПД).
В настоящее время разработан широкий комплекс технических средств, предназначенных для подготовки, передачи и обработки информации с высокой степенью достоверности. На первом этапе внедрения АСУЖТ локомотивные депо оборудуются в основном аппаратами Т-63 с использованием телеграфных- линий, имеющих вероятность возникновения ошибок в пределах (1·10-8) —— (1·10-4). Аппаратура ФКГ-Т-750 производства ГДР повышает достоверность передачи информации на два- три порядка.
Наряду с внедрением технических средств передачи данных в процессе создания АСУЖТ решающее значение приобретает совершенствование технологии сбора информации в каждом локомотивном депо. На первом этапе разработки ставится задача предоставления дорожным лабораториям надежности информации о ремонтных показателях депо и неисправностях узлов локомотивов за отчетный период.
Для примера рассмотрим как этот вопрос был решен на Забайкальской дороге. Совместно с ОмИИТом здесь разработан ряд выходных форм. Вот некоторые из них.

Анализ простоя локомотивов на плановых и неплановых видах ремонта систематизирован в таблице, где отражается номер локомотива, количество различных видов ремонта, общий простой локомотива, а также перепростой на каждом ремонте общее число локомотивов, прошедших тот пли иной вид деповского ремонта, среднее время ремонта.
Для анализа распределения расходов по видам ремонта использована таблица, в которую заносят номер локомотива, общие затраты, трудоемкость, затраты на материалы на каждом виде планового и непланового ремонтов, общее количество ремонтов и средние затраты на один вид ремонта.
Анализ нецикловых неисправностей локомотива по системам, агрегатам, сборочным единицам и деталям с выявлением вида отказа и причин, приводящих к отказу, также сводится в таблицу, где фиксируется абсолютное количество отказов, приходящихся на каждую деталь, сборочную единицу, агрегат, доля отказов их от общего количества отказов тепловоза, системы, агрегата, удельное число отказов, приходящихся на 10 тыс. ткм брутто и на 1 млн км пробега. Согласно принятой в ЦТ МПС кодировке тепловоз разбит на пять систем, следовательно, по анализу сверхцикловых неисправностей имеются пять выходных таблиц. В них отражаются неисправности, обнаруженные только на плановых ремонтах.
Для анализа распределения отказов по интервалам пробега составляют таблицу (табл. 13), где приводят граничные значения интервалов пробега от ТР-3 и для каждого интервала указывают суммарный пробег, общее, число отказов и количество их на единицу пробега. Форма учитывает только локомотивы, имеющие заход на неплановый ремонт. Непосредственно под таблицей печатаются номера локомотивов, имеющих отказы по каждому интервалу. Составленная программа дает возможность проанализировать, распределение отказов по пробегам не только всего локомотива в целом, но и по каждой сборочной позиции и детали без дополнительных программных изменений.

Таблица 13


Показатели

Значение показателей в интервалах пробега, тыс. км

0-20

20-40

40-60

320-340

Количество отказов

16

8

11

5

Суммарный пробег локомотивов, тыс. км

252

279

275

174

Число отказов на 1 млн.
локомотиво-км

63

28

40

17

Распределения ремонтов по интервалам пробега локомотивов также сводят в таблицу. Под таблицей печатаются номера локомотивов, имеющих заход на ремонт в каждом интервале пробега, что позволяет судить о равномерности постановки их в ремонт, о качестве ремонта. Таблица дает возможность установить математическое ожидание межремонтного пробега локомотива и его среднее квадратическое отклонение.