Содержание материала

Надежность тягового подвижного состава - обложка

Галкин В. Г., Парамзин В. П., Четвергов В. А. Надежность тягового подвижного состава. Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. Москва: Транспорт, 1981.
Освещены основные положения теории и факторы, влияющие на надежность тягового подвижного состава железных дорог. Рассмотрены система количественных показателей надежности, методы их определения и анализа. Указаны основные пути повышения надежности локомотивов, оптимизации системы их ремонта и технического обслуживания.
Книга утверждена Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений железнодорожного транспорта.

ОТ АВТОРОВ.

Ритмичная и устойчивая работа железнодорожного транспорта во многом зависит от надежности тягового подвижного состава и эффективности его использования.
В этих целях во многих локомотивных депо организованы и работают лаборатории и группы надежности. Создание вычислительных центров на дорогах и решение отдельных задач АСУТ заставляет пересмотреть прежние, чисто субъективные способы оценки состояния локомотивов и диктует целесообразность научного обоснования параметров системы технического обслуживания и ремонта с применением современных математических методов.
Очень важно, чтобы необходимыми теоретическими знаниями обладали выпускники вузов — будущие специалисты по эксплуатации п ремонту тягового подвижного состава. В программах большинства специальных дисциплин, изучаемых студентами, предусмотрены отдельные разделы по надежности подвижного состава. Однако они не дают в целом представления о проблеме надежности локомотивов. В последние годы интенсивно ведутся исследования надежности локомотивов в научно-исследовательских институтах, вузах и на предприятиях железнодорожного транспорта. Появилось немало научных публикаций, освещающих отдельные теоретические и практические вопросы надежности тягового подвижного состава. Однако из-за сложной формы изложения материала студенты не. всегда могут их использовать.
Настоящее учебное пособие является первой попыткой систематизированного изложения вопросов надежности тягового подвижного состава в эксплуатации. Книга не претендует на исчерпывающее освещение всех аспектов этой проблемы. В нее, в частности, не включены вопросы обеспечения надежности локомотивов при их создании, технологические методы повышения и восстановления работоспособности, безотказности, поскольку это рассматривается в соответствующих учебных курсах.
Авторы выражают благодарность д-ру техн. наук. Е. С. Павловичу и канд. техн. наук А. Б. Подшивалову за ценные замечания и советы, высказанные при рецензировании рукописи.

Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ.

1. ЗНАЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.

Конечный результат работы всех транспортных служб - выполнение графика движения поездов при оптимальных экономических показателях — во многом определяется надежностью технических средств транспорта, т. е. способностью любого устройства, изделия сохранять свои первоначальные технические характеристики в процессе эксплуатации.
Тяговый подвижной состав (ТПС) — электровозы, тепловозы, электро- и дизель-поезда — среди технических средств транспорта занимает ведущее место.
Надежность локомотивов в эксплуатации Нл оказывает существенное влияние на эффективность транспортного производства Этр. Такое влияние осуществляется через технико-экономическую эффективность ТЭ, представляющую собой характеристику уровня выполнения локомотивом своих функций с учетом денежных средств, трудовых и материальных затрат.
В символической форме можно записать:

где Кс — начальный уровень надежности локомотива на стадии его проектирования и постройки;
Уи — фактор, характеризующий условия использования и эксплуатации локомотива (чередование фаз его существования, профиль пути, масса и скорость движения поездов, температура и влажность воздуха, система ремонта и др.);
Ф1, Ф2, ...,Фn — прочие факторы.
В качестве одного из основных критериев для оценки технико-экономической эффективности локомотива ТЭ может быть использовано соотношение полезного эффекта ∑QL и затрат благодаря которым он получен,

Уравнение (2) при ТЭ→mах выражает требование получения максимальной эффективности, что соответствует интересам транспортного производства и народного хозяйства.

Зависимость между характеристиками надежности и технико-экономической эффективностью локомотивов может быть представлена уравнением

(3)

  1. показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности;
  2. коэффициенты, показывающие влияние соответствующих показателей на техникоэкономическую эффективность;
  3. величина, учитывающая влияние прочих эксплуатационных факторов.

Аналогичного вида зависимости могут быть получены для определения влияния характеристик надежности на себестоимость эксплуатационной работы, приведенные расходы, процент рентабельности и пр.
В заданных условиях эксплуатации оптимальной будет такая величина которая позволяет достичь плановой производительности локомотивов при минимальных трудовых, материальных и денежных затратах. Надежность ТПС еще не отвечает полностью современным требованиям, что снижает эффективность его использования, приводит нередко к срыву графика движения поездов и в конечном счете затрудняет выполнение плана перевозок пассажиров и народнохозяйственных грузов.