Содержание материала

На ряде вагоноремонтных предприятий сконструированы и внедрены при ремонте цистерн различные средства механизации и автоматизации. Больших успехов достиг коллектив вагонного депо станции Московка Западно-Сибирской дороги, который создал комплексно-механизированную оснастку для ремонта цистерн, применив для этого ряд новых машин и механизмов с автоматическим циклом управления.
Весь ремонтный цикл цистерн, включающий подготовительные, ремонтные и сборочные операции, выполняется на специализированных производственных участках и отделениях вагонного депо. Пропарку, обмывку и очистку котлов производят на пропарочном пункте, находящемся вне пределов вагонного депо. 
Приспособление для постановки поглощающих аппаратов
Рис. 112. Приспособление для постановки поглощающих аппаратов 

Часть подготовительных операций (осмотр, составление описи ремонта, очистку букс от смазки и смазочных устройств) также выполняют вне механизированного цикла. Подготовленные для ремонта цистерны подают на позиции ремонта вагонного депо и включают в комплексно-механизированный цикл ремонтно-сборочных работ.
На рис. 113 приведена общая схема размещения поточно-конвейерных линий, производственных участков и оборудования в сборочном цехе депо.
На механизированных линиях и производственных участках применяется следующее оборудование и механизмы: качающиеся стационарные опоры (ставлюги) 3 для поддержания рамы и котла; самоходная тележка-манипулятор 4, предназначенная для выкатки и подкатки тележек; поперечный транспортер 6, подъемная площадка 2; моечная машина 5; кран-укосина; транспортная тележка механизированной линии; буксосъемник 7; поточно-конвейерная линия 10; конвейер для автосцепок 11; стеллажи 8; стенд для разборки и сборки тележек 9. На ремонтных позициях I вагоносборочного цеха ремонтируют котел, раму, устанавливают тормозное оборудование и части автосцепного устройства.
На Кизилорватском вагоноремонтном заводе разработан и внедряется поточный метод ремонта цистерн на комплексно-механизированной линии П-образной формы, включающей семь позиций. На каждую позицию устанавливают по три цистерны. Рабочие места позиций оснащены комплектом технологического оборудования в соответствии с содержанием операций, выполняемых на данной позиции. Позиции поточной линии связаны между собой транспортным грузоведущим конвейером, обеспечивающим передвижение цистерн с позиции на позицию по заданному ритму.
На рис. 114, а показана схема размещения специализированных позиций линии. На I позиции производят подъемку вагона, выкатку тележек, постановку котла и рамы на технологические транспортные тележки. Здесь же снимают фрикционные аппараты и другие части автосцепки.
На II позиции разбирают и снимают тормозное оборудование, выполняют цикл газорезных работ, связанных с подготовкой рамы к правке и ремонту. На III позиции производят ремонтно-правильные работы. Позиция оборудована правильным агрегатом (рис. 114, в) для вертикальной правки элементов хребтовой балки. Правильный агрегат, перемещаемый вдоль рамы цистерны, размещен в зоне правки элементов рамы.
На IV позиции котел освобождают от рамы и его поднимают. Здесь выполняют полный объем ремонтно-сварочных работ рамы. Затем цистерну передают на второй параллельный путь поточной линии и устанавливают также на IV позиции, где продолжаются работы по ремонту рамы.
На V позиции, оборудованной гидроскобой (рис. 114, б) для прошивки и клепки, производят прошивочные, клепальные и ремонтно-сварочные работы по раме. Гидроскоба смонтирована на тележке и может свободно перемещаться в продольном и поперечном направлениях относительно рамы цистерны.

 
Размещение позиций и технологического оборудования при комплексной механизации ремонта цистерн
Рис. 113. Размещение позиций и технологического оборудования при комплексной механизации ремонта цистерн


Рис. 114. Комплексно-механизированная линия ремонта цистерн

На VI позиции устанавливают на раме детали рычажной передачи тормоза, выполняют ремонтно-сварочные работы при модернизации тормоза. VII позиция оборудована установкой для подъемки и подачи фрикционных аппаратов к месту размещения и закрепления их на раме цистерны. Здесь же производят выкатку технологических тележек и подкатку вагонных тележек.