Содержание материала

Лабораторная работа №6
ГОРОЧНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Цель работы. Изучение принципа действия и схемных решений блочной горочной автоматической централизации.

Краткие сведения из теории

Блочная горочная автоматическая централизация БГАЦ-ЦНИИ служит для перевода стрелок в распределительной зоне горки по маршруту следования отцепов. Перевод стрелок осуществляется с одного пульта управления, установленного на горочном посту. Вследствие того, что отцепы при роспуске состава скатываются с горки вслед один за другим, усложняется возможность предварительной установки стрелок по всему маршруту. Поэтому передача задания на перевод каждой последующей стрелки осуществляется при вступлении отцепа на рельсовую цепь предыдущей стрелки. В системе ГАЦ стрелки, участвующие в роспуске состава, в маршрутах не запираются, и оператору предоставлена возможность в любой момент вмешаться в работу ГАЦ, переведя стрелку при помощи рукоятки на пульте.
Все элементы ГАЦ и схема управления стрелкой выполнены в блочном исполнении. В соответствии с типовыми решениями МГ-26, разработанными институтом Гипротранссвязьсигнал (ГТСС), применяются 6 типов блоков: блоки трансляции заданий I, II, III типов, блок индикации IV типа, блок - накопитель БН, стрелочный блок, блок медленнодействующих повторителей. Связь движущегося отцепа с соответствующими блоками трансляции заданий выполняется при помощи рельсовых цепей. Каждая стрелка выделяется в отдельную рельсовую цепь. Межстрелочные участки пути также разделяются на рельсовые цепи длиной 12 м каждая.
Система ГАЦ обеспечивает два режима работы по автоматическому переводу стрелок: накопление маршрутов заблаговременно для группы отцепов или для всего состава (программный режим); установление маршрутов следования отцепов непосредственно перед их подходом к головной стрелке (маршрутный режим). Имеется также ручной режим работы ГАЦ, при котором каждая стрелка переводится оператором при помощи рукоятки с пульта.
При программировании маршрутов оператор последовательно нажимает соответствующие маршрутные кнопки согласно порядку записи маршрутов в сортировочном листе. При этом количество набранных маршрутов равно десяти - по числу ступеней накопителя маршрутов ГАЦ. По мере освобождения блоков накопителя оператор может дополнить его очередными маршрутами.
При маршрутном режиме оператор нажатием соответствующей маршрутной кнопки готовит маршрут очередному отцепу в то время, когда предыдущий отцеп вступает на изолированную секцию головной стрелки.
При роспуске по маршрутному или программному режиму имеется возможность изменить маршрут следования отцепа, приближающегося к изолированному участку головной стрелки.
Отмена маршрутов в программном режиме необходима при неправильно заданном маршруте, а также тогда, когда на участке головной стрелки второй отцеп нагнал первый. Чтобы при этом третий отцеп не направился по маршруту второго, маршрут второго отцепа должен быть отменен. Если отцеп уже вступил на изолированный участок головной стрелки, то изменить его маршрут в случае необходимости можно путем индивидуального перевода всех стрелок по маршруту. При нагоне одного отцепа другим после прохождения изолированного участка головной стрелки маршрут второго отцепа автоматически погашается, а соединенные отцепы будут следовать по маршруту первого. Заданные маршруты следования остальным отцепам остаются неизменными.
Основные схемные узлы БГАЦ-ЦНИИ: схемы формирования и регистрации заданий (блоки ФЗ и Ф31; РЗ и Р31), накопитель, схемы трансляции заданий и ряд вспомогательных схем [1, с. 13-28].
Формирование задания производится последовательным нажатием и отпусканием двух из восьми маршрутных кнопок пульта, соответствующих цифрам номеров пучка и пути в пучке. Нечетные цифры шифруются возбуждением одного реле, четные - двумя. Для шифрации четных цифр в номерах применен блок с диодами.
В зависимости от установленного режима схема формирования работает совместно с блоками регистрации задания (маршрутный режим) или последней ступенью накопителей (программный режим).
Дальнейшим развитием системы управления стрелками на горке явилась горочная автоматическая централизация с контролем роспуска (ГАЦ-КР). Наряду с функциями по переводу стрелок в процессе роспуска состава эта система контролирует и регистрирует исполненный маршрут каждого отцепа и считает физические вагоны в отцепе [2, с. 39-57].
В последние годы на Белорусской железной дороге применяют компьютерную систему ГАЦ-ТРАКТ (мехгорки ст. Могилев и ст. Молодечно).

Оборудование и приборы

Лабораторный стенд блочной горочной автоматической централизации со следующими элементами управления и индикации: маршрутные кнопки 0-8 для задания маршрутов; коммутатор КРГ - для выбора режима работы ГАЦ; кнопки ОЗ и КЗ - для отмены и замены заданий; цифровые индикаторные лампы для выдачи информации о номерах маршрутов; табло желобкового типа, на котором расположены лампы для индикации состояния путей и контроля положения стрелок; рукоятки для перевода стрелок; кнопки для имитации занятия и освобождения рельсовых цепей; типовой пульт ГАЦ.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить схему формирования и регистрации задания БГАЦ [2, с. 20-22, рисунок 12].
  2. Изучить схемы накопления и трансляции задания БГАЦ [2, с. 23-28, рисунок 12, 14, 15, 16].
  3. Переключить коммутатор КРГ в положение М - маршрутный режим. Нажатием маршрутных кнопок задать маршрут (по своему выбору). Имитируя занятие рельсовых цепей, реализовать заданный маршрут. Моменты появления индикации о заданном маршруте отметить в тетради.

Проверить прохождение заданий по блокам трансляции при ложной занятости и ложной свободности одной из рельсовых цепей.

  1. Переключить коммутатор КРГ в положение П - программный режим. Задать пять маршрутов до переполнения накопителя. Отметить индикацию о маршрутах следования отцепов.

Оформление отчета

Рисунки и краткое описание схем формирования, регистрации, а также накопления и трансляции заданий БГАЦ для одного маршрута (по указанию преподавателя); ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

  1. Работа цепей блокировки сортировочных реле в блоках формирования и регистрации заданий.
  2. Влияние ложной занятости между стрелочного изолированного участка на процесс передачи заданий по блокам трансляции.
  3. Порядок стирания информации в блоках трансляции задания.
  4. Индикация о маршрутах следования отцепов на пульте управления.
  5. Сигнализация горочного и маневровых светофоров в пределах горки.
  6. Особенности системы ГАЦ-КР.
  7. Особенности построения компьютерной системы ГАЦ-ТРАКТ.