Лабораторная работа № 3
ГОРОЧНЫЕ СТРЕЛОЧНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ
Цель работы. Изучение конструктивных особенностей горочных стрелочных электроприводов (ГСП) типа СПГБ-4, СПГБ-4М.
Краткие сведения из теории
Горочные стрелочные приводы (ГСП), так же, как и приводы ЭЦ, должны обеспечивать плотное прилегание прижатого остряка к рамному рельсу, не допускать замыкания стрелки при зазоре 4 мм и более между прижатым остряком и рамным рельсом, отводить отжатый остряк от рамного рельса на расстояние не менее 125 мм.
Кроме того, ГСП должны иметь высокое быстродействие (время перевода 0,5-0,8 с) и повышенную надежность при переводе.
До 1984 года на горках широко применялся электропривод типа СПГ-3. В настоящее время внедряют бесконтактные горочные стрелочные электроприводы типов СПГБ-4М и СПГБ-4Б. Бесконтактными они называются потому, что имеют бесконтактный автопереключатель.
В общем случае электропривод содержит: электродвигатель; редуктор, усиливающий вращающий момент электродвигателя и преобразовывающий его вращение в поступательный ход шибера и переводных тяг; фрикционное сцепление, защищающее электродвигатель от перегрузок при попадании постороннего предмета между остряком и рамным рельсом и поглощающее кинетическую энергию вращающихся частей привода в конце перевода стрелки; автопереключатель, служащий для автоматического выключения электродвигателя в конце перевода стрелки, контроля ее крайних положений и подготовки цепи реверсирования привода; контрольные линейки, исключающие контроль положения при взрезе и потере целостности одной из контрольных тяг; блокировочный контакт, выключающий цепи питания электродвигателя при осмотре привода и переводе его на ручное управление курбелем, и другие элементы (2, с. 58-65].
Принцип действия бесконтактного автопереключателя основан на изменении коэффициента взаимоиндукции между первичной и вторичной катушками трансформатора за счет пассивного шунта [2, с. 68-71].
В указанных приводах применен редуктор со встроенной фрикционной муфтой и контрольные линейки со съемными ушками [2, с. 71-74].
В горочных стрелочных приводах применяют электродвигатели постоянного тока типа МСП-0,25 с последовательным возбуждением, обладающие большим пусковым моментом и большой перегрузочной способностью. При малых моментах на валу он развивает высокую скорость, а при больших - автоматически снижает ее.
Высокое быстродействие горочных стрелочных приводов по сравнению с приводами ЭЦ достигается за счет подачи двойного напряжения (220 В) на обмотку электродвигателя МСП-0,25 (номинальное напряжение 100 В), а также изменения передаточного числа редуктора.
Оборудование и приборы
- Горочный стрелочный электропривод типа СПГБ-4.
- Горочный стрелочный электропривод типа СПГБ-4М.
- Макет бесконтактного автопереключателя.
Порядок выполнения работы
- Изучить механическую передачу привода типа СПГБ-4М и ознакомиться с особенностями стрелочного электродвигателя типа МСП-0,25 [2, с. 58-68].
Проследить порядок размыкания и замыкания контактов автопереключателя в полном цикле перевода стрелки, рассмотреть взаимодействие контрольных рычагов автопереключателя с контрольными линейками, изучить взаимодействие шестерни главного вала и шиберной шестерни в процессе замыкания и размыкания привода. Переводя курбелем привод типа СПГБ- 4М, проверить взаимодействие основных узлов в процессе нормального перевода и при работе на фрикцию.
- Изучить принцип действия и конструкцию бесконтактного автопереключателя, пользуясь литературой [2, с. 68-71] и макетом.
- Рассмотреть особенности конструкции и характеристики привода типа СПГБ-4М по источнику [2, с. 71-74] и макету привода. Рекомендуется обратить особое внимание на работу встроенного фрикционного сцепления и конструкцию контрольных линеек со съемными ушками.
Изучить взаимодействие основных узлов привода типа СПГБ-4М в процессе перевода его курбелем.
Оформление отчета
Требования, предъявляемые к горочным стрелочным приводам; типы приводов, применяемых на горках и их характеристики; краткое описание кинематической схемы привода типа СПГБ-4М; принцип действия бесконтактного автопереключателя; ответы на контрольные вопросы (по указанию преподавателя).
Контрольные вопросы
- Способы достижения быстродействия ГСП.
- Принцип внутреннего замыкания привода.
- Конструктивные особенности фрикционного сцепления привода типа СПГБ- 4М и их преимущества.
- Назначение масляной ванны на шибере.
- Назначение и устройство обогрева приводов.
- Особенности электродвигателя типа МСП-0,25.
- Трудности использования в горочных условиях электродвигателей переменного тока.
- Требования, предъявляемые к стрелочным переводам, и правила установки ГСП на стрелках.
- Взаимодействие элементов ГСП при взрезе стрелки.
- Техническое содержание ГСП.
- Техника безопасности при обслуживании ГСП.
- Правила обеспечения безопасности движения при обслуживании ГСП.