Содержание материала

СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОЧНЫМИ СТРЕЛОЧНЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ
Цель работы. Изучение релейной и бесконтактной схем управления горочными стрелочными приводами.

Краткие сведения из теории

Схемы управления горочными стрелочными приводами обеспечивают: автоматический перевод стрелок; перевод стрелок вручную с пульта управления в любой момент до вступления отцепа на стрелочную изолированную секцию; исключение начала перевода при занятой изолированной секции; возможность окончания перевода при совпадении команды на перевод с занятостью изолированного участка, если к этому моменту стрелка вышла из замыкания; автоматический возврат стрелки в исходное положение при неполучении контроля в автоматическом режиме, если свободен изолированный участок. Если автоматический возврат не мог начаться вследствие занятости участка, то до его освобождения исключается обратный перевод стрелки при кратковременной потере шунта.
Релейная схема управления стрелкой, сосредоточенная в блоке СГ-66, - шестипроводная: три провода рабочих и три контрольных [2, с. 74-77].
Управляющую цепь включают стрелочной рукояткой или контактами сортировочных реле ГАЦ, в ней контролируется свободность стрелочного изолированного участка и наличие питания нормально-разомкнутых рельсовых цепей. Рабочая цепь замыкается через низкоомную обмотку нейтрального пускового реле, чем обеспечивается возможность окончания перевода при совпадении команды на перевод с занятостью изолированного участка. Выключается рабочая цепь контактами автопереключателя. В связи с тем, что контрольная цепь питается от рабочей батареи, избыточное напряжение на контрольных реле гасится резисторами. В автоматическом режиме при длительном отсутствии контроля с момента начала перевода стрелка возвратится в первоначальное положение. Для этого предусмотрено реле автовозврата, имеющее замедление на отпускание (1,0-1,7 с), чем перекрывается время самого затяжного перевода стрелки. Автовозврат предусматривается лишь при свободном изолированном участке, поэтому на время его занятости сохраняется цепь самоблокировки реле автовозврата через фронтовой контакт путевого реле.
Особенностью тиристорной схемы является то, что выполнение логических функций по обеспечению безопасности движения осуществляют релейные узлы, а коммутацию рабочего тока - бесконтактные.

Семипроводная тиристорная схема сосредоточена в блоке типа СГ-76У [2, с. 77-79], причем три провода использованы для рабочей цепи, а четыре - для контрольной. В схеме предусмотрено автоматическое выключение рабочей цепи и включение мигающей сигнализации на пульте при повреждении коммутирующих элементов. Для этого предусмотрено реле технической диагностики.
Появление неисправности сигнализируется на пульте миганием лампочек контроля положения.

Оборудование и приборы

  1. Лабораторный стенд с блоками СГ-66 и СГ-76У.
  2. Стрелочный электропривод типа СПГБ-4.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить релейную схему управления [2, с. 75-77].
  2. Изучить тиристорную схему управления [2, с. 77-79].
  3. Подготовить лабораторный стенд к работе; подключить шланг электропривода типа СПГБ-4 к разъему стенда; подать питание на стенд. На стенде имеются следующие элементы управления и контроля: кнопка К для выбора и подключения блока управления стрелкой; рукоятки для управления приводом (СГ-66 или СГ-76У); контрольная лампочка плюсового и минусового положений; вольтметр со шкалой 0-250 В; электросекундомер типа ПВ-55Ш.

При отжатой кнопке К электропривод подключен к блоку СГ-66, при нажатой - к блоку СГ-76У.

  1. Проследить за порядком возбуждения реле в блоках управления при переводе стрелок.
  2. Измерить время перевода стрелок и занести данные в протокол.

Оформление отчета

Требования, предъявляемые к схемам управления горочными стрелочными электроприводами; чертеж и описание управляющей, рабочей и контрольной цепей релейной и тиристорной схем (по указанию преподавателя); ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

  1. Преимущества тиристорной схемы управления.
  2. Работа схемы блока СГ-66 при переводе стрелки.
  3. Работа схемы блока СГ-76У при переводе стрелки.
  4. Способы запилы от подгорания контактов пускового реле в блоке СГ-66.
  5. Работа реле технической диагностики ГД.
  6. Работа схем управления при автовозврате стрелки.
  7. Принцип действия бесконтактного автопереключателя.