Писцы записи минут и скорости расположены на одной вертикали (рис. 104), писцы записи часов и тормозное давление также расположены на одной вертикали и отодвинуты вправо от писцов скорости и времени на 20 мм. Писцы записи красного с желтым, красного, белого огней локомотивного светофора расположены на одной вертикали и отодвинуты от линии писцов скорости и минут вправо на 95,5 мм.
Рис. 104. Расположение писцов скоростомера ЗСЛ-5П
Писцы записи зеленого, желтого огней локомотивного светофора и заднего хода расположены на одной вертикали и отодвинуты вправо от линии скорости на 100,5 мм.
Записи на ленте скоростемера 3СЛ-5П и способы расшифровки. С учетом повышения скоростей движения поездов, внедрения в ближайшем будущем многозначной системы автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа с автостопом и необходимостью регистрации сигнальных огней этих устройств, а также других параметров электровоза новые скоростемеры 3СЛ-5П имеют 16 писцов. На ленте этого скоростемера осуществляются следующие записи: скорость движения в километрах в час, суточное время в часах и минутах, протяженность пройденного пути в километрах, давление воздуха в тормозной магистрали и режим торможения, направление движения (передний или задний ходы), положение ЭПК, срабатывание быстродействующего выключателя, показание сигнальных огней локомотивного светофора, зеленые, желтые, желтый огонь с красным, красный и белый. Помимо указанных, в скоростемере имеются дополнительно четыре резервных писца для регистрации других параметров при необходимости.
Диаграммная лента изготовляется из специальной теплочувствительной бумаги ТБ-1 МРТУ 13-04-15—64 длиной 20 м, шириной 180 мм.
Лента наматывается на полый бумажный патрон с внутренним диаметром 12 мм как отдельный рулон (катушка). Каждый рулон рассчитан на запись 4000 км пройденного локомотивом пути.
Верхний и нижний края ленты имеют перфорацию (рис. 105). Верхнее поле записи ленты шириной 30 мм имеет разлиновку через каждые 5 мм с оцифровкой 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30 для записи минут и 0, 4, 8, 16, 20, 24 — для записи часов.
Нижнее поле записи ленты шириной 50 мм служит для записи скорости и давления в тормозной магистрали. Поле разделено горизонтальными линиями через каждые 2 мм, на которых проставлены цифры 0, 10, 20, 30, 40 и т. д. до 250 км/ч и 0, 4, 8 через 20 мм — для записи давления.
Рис. 105. Диаграммная лента скоростемера 3СЛ-5П (а) и записи на ней (о)
Среднее поле ленты шириной 80 мм не имеет разлиновки. Оно отведено для записей остальных сигналов. На нем располагаются 16 писцов в два ряда по 8 шт. Расстояния между рядами по горизонтали и между писцами по вертикали 5 мм.
При движении ленты и отсутствии сигналов писцы пишут на ленте 16 прямых линий. Если подается сигнал, соответствующий писец перемещается по вертикали вверх на 2—2,5 мм и держится в таком положении, пока действует сигнал. При снятии сигнала писец возвращается в исходное положение,
В отличие от скоростемера 3СЛ-2М, скоростемером ЗСЛ-5П время записывается ступенчато (кривая II). Писец записи минут через каждую минуту перемещается вверх по вертикали на 1 мм, а писец записи часов — вверх по вертикали на 1,25 мм через каждый час, осуществляя постоянную запись, а не наколы. На ленте скоростемера показаны: I — линия регистрации часов; III — начало записи зеленого, желтого, желтого огня с красным, заднего хода и срабатывание быстродействующего выключателя; IV — начало записи зеленого, желтого, красного и белого огней и положения автостопа; V — начало записи часов; VI — начало записи минут и давления; VII — начало записи скорости; VIII — режим торможения; IX — кривая скорости; X — кривая заднего хода; XI — линия резервных писцов; XII — ЭПК; XIII — срабатывание быстродействующего выключателя; XIV, XV, XVI, XVII, XVIII — записи соответственно белого, желтого с красным, красного, желтого и зеленого огней.
На стоянке локомотива лента не передвигается, вследствие чего минутный и часовой писцы пишут на ленте вертикальные линии, поднимаясь вверх. Минутный писец каждые полчаса поднимается на 29 мм по вертикали и после этого падает вниз, в исходное положение, прочерчивая на ленте вертикальную линию. Аналогично работает писец записи часов, но он падает в исходное положение после 24 ч. Исходное положение обоих писцов 1 мм выше нулевой линии записи минут и часов. При стоянке локомотива до 24 ч время стоянки определяется по подъему писца записи часов и по началу и концу записи минут. Запись скорости на ленте осуществляется в виде кривой, при этом чем больше скорость, тем выше будет располагаться кривая относительно нулевой линии. Для определения скорости движения локомотива на данном участке пути необходимо измерить высоту расположения кривой относительно начала записи скорости. Каждый миллиметр по высоте соответствует скорости 3,75 км/ч.
Масштаб записи скорости меняется в зависимости от исполнения скоростемера по максимально измеряемой скорости. На скоростемерах с исполнениями 90, 120, 160, 200, 220 км/ч писец регистрации скорости при максимальных значениях скоростей также поднимается вверх по вертикали на 50 мм, но при этом меняется масштаб записи. Масштабы всех остальных параметров регистрации независимо от предела измерения не меняются.
Писец скорости расположен в крайнем левом положении (если смотреть на скоростемер с лицевой стороны). Вправо от писца скорости на расстоянии 30 мм расположены на одной вертикали писец записи минут и писец записи давления. Вправо от них на расстоянии 30 мм располагается писец записи часов. Правее от писца записи часов на расстоянии 75 мм находится первый ряд писцов, па расстоянии 5 мм от них правее располагается второй ряд писцов регистрации сигналов. Так как лента движется справа налево, а писцы расположены за лентой, записи на ленте читаются справа налево. Как было сказано выше, давление записывается на нижнем поле, где ведется регистрация скорости.
При движении ленты и отсутствии давления в тормозной магистрали писец записи давления чертит прямую линию на линии скорости 0 км/ч. При наличии давления в тормозной магистрали писец записи давления при неизменном давлении чертит прямую линию на высоте, соответствующей данному давлению [масштаб 5 мм — 0,1 МПа (1 кгс/см2)]. При давлении 0,8 МПа (8 кгс/см2) писец запишет на ленте вертикальную линию высотой 40 мм.
Порядок записи световых сигналов может быть изменен в зависимости от применяемых на локомотивах систем АЛСН. Расшифровка всех остальных параметров, записываемых писцами на ленте скоростемера 3СЛ-5П, аналогична расшифровке ленты скоростемеров 3СЛ-2М.