Содержание материала

Общие сведения.

Применяемые на локомотивах и моторвагонном подвижном составе приводы предназначены для передачи вращающего момента колесных пар и приведения в действие скоростемера. Приводы устанавливают на буксах колесных пар с правой стороны по ходу. Конструкция приводов должна обеспечивать валику скоростемера правильные направления и частоту вращения, для этого редуктор должен иметь соответствующее передаточное число. Привод скоростемера выбирают в зависимости от конструкции локомотива (электро- или дизель- поезда) и расположения скоростемера.
Применяемые на подвижном составе приводы конструктивно мало чем отличаются один от другого. Они имеют следующие основные узлы: червячный (основной) редуктор, который установлен непосредственно на буксе колесной пары, промежуточный редуктор 6 с коническими шестернями, промежуточную опору, шарниры 3, 5, 7, 9 телескопический, карданный или гибкий валы. Такие узлы, как червячный редуктор 10 (рис. 31, а и б), промежуточный редуктор 6, телескопический вал 4 (см. рис. 31, а), карданный вал 4 (см. рис. 31, б), шарниры 3, 5, 7, 9, применяют почти на всех локомотивах. Привод через шарнир 2 соединяется со скоростемером 1.

Передаточное число редуктора рассчитывают из условия обеспечения частоты вращения валика скоростемера 75 об/мин независимо от диаметра колесных пар, что соответствует скорости движения локомотива 150 км/ч.


Рис. 31. Приводы скоростемеров тепловозов (а) и электровозов (б)


Для уменьшения погрешности от износа бандажа при расчете передаточного числа червячного редуктора принимают диаметр не нового бандажа, а бандажа при среднем его износе согласно табл. 1.

Червячный редуктор.

Червячные редукторы приводов скоростемеров конструктивно отличаются подшипниками и корпусами, а также передаточными числами в зависимости от диаметра бандажа.
В корпусе червячного редуктора размещены: червячное колесо 7 (рис. 32), насаженное на вал, который вращается на шариковых подшипниках 10 или в латунных втулках, и червяк 9, смонтированный на шариковых подшипниках 21 и имеющий зацепление с червячным колесом. Червячное колесо изготовляют из латуни марки ЛМ ЦОС 58-2-2-2 (допускается его изготовление также из бронзы марки ОЦС-6-6-3). Число зубьев колеса зависит от требуемого передаточного числа редуктора.
Червяк изготовляют из стали 45. Его нарезают за одно целое с валом.

Промежуточный редуктор.

По конструкции промежуточные редукторы для всех локомотивов в основном аналогичны. Промежуточный редуктор имеет корпус 17 (рис. 33), в котором размещены конические шестерни 13 и 14 с хвостовиками 16 и 9.

Рис. 32. Червячный редуктор электровоза

Рис. 33. Промежуточный редуктор тепловоза
Рис 34. Телескопический (а) и карданный (б) валы.
Рис. 35. Гибкий вал привода скоростемера тепловоза:
1-наконечник; 2, 6 - втулки; 3 — броня; 4 — стержень; 5 — гайка

Валики вращаются на шариковых подшипниках 7 и 15. Корпус закрывают крышкой 12.
Для надежного хранения смазки в редукторе на концах вертикального и горизонтального валов конических шестерен установлены сальники 3 и 10.

Телескопические и карданные валы.

Для соединения основного редуктора с промежуточным редуктором или с промежуточной опорой и последних непосредственно с валом скоростемера служат телескопические и карданные валы. Они состоят из телескопического соединения 3 (рис. 34), трубок 2 и 4 и вилок 1 и 5 кардана.

Промежуточная опора и гибкий вал.

Для соединения основного редуктора с промежуточным редуктором или последнего с валом скоростемера предназначена также промежуточная опора. В ее корпусе размещен вал, вращающийся на подшипниках. На конце вала закреплена вилка. С другой стороны к промежуточной опоре крепят гибкий вал (рис. 35). Он служит для соединения промежуточного редуктора с валом скоростемера и передачи вращательного движения от колесной пары к скоростемеру.