Для изготовления электрических машин и аппаратов применяют большое количество электротехнических материалов. К ним относятся медь, серебро, алюминий, сталь, вольфрам, молибден и др. Кроме того, имеются магнитные материалы, из которых изготавливают магнитопроводы машин и аппаратов.
Медь, кроме малого удельного сопротивления, обладает большой стойкостью против коррозии, легко спаивается, сваривается, тянется, прокатывается, отливается, что позволяет из нее делать различные изделия (ленты, проволоку, профильные сложные литые детали). Термическая обработка позволяет получить медные изделия с различными механическими характеристиками. Из меди делают обмоточные провода для якорей и катушек полюсов, коллектора, соединительные провода, контакты и т. д.
Серебро, имеющее меньшее удельное сопротивление, чем медь, из-за высокой стоимости очень редко применяют в электротехнике как проводник.
Алюминий имеет меньшую электропроводность, чем медь. Так, например, если требуется уложить алюминиевый провод такого же сопротивления, как и медный (при одинаковой длине), то сечение его должно быть в 1,65 раза больше. Алюминий широко применяют в электротехнической промышленности из-за его малой стоимости.
Сталь, имеющая очень малую электропроводность, в качестве проводникового материала применяют крайне редко.
Вольфрам, молибден, платину, имеющие высокую температуру плавления (соответственно 3370, 2600 и 1773°С), применяют в специальных устройствах электровакуумной техники, электрических приборах, нагревательных элементах и др.
Сплавы высокого сопротивления отличаются тем, что сопротивление их мало зависит от температуры нагрева. Они длительно выдерживают высокую температуру, не расплавляясь и не окисляясь. Применяют их для изготовления резисторов, устанавливаемых в различных участках схемы тепловоза. К таким сплавам относятся константан (60% меди и 40% никеля), манганин (86% меди, 12% магния, 2% никеля), нихром (1,5% магния, 55—61% никеля, 15—18% хрома, 20—28% железа) и фехраль (78—83% железа, остальное алюминий, хром, никель, магний).
В электрических машинах применяют электроугольные щетки, служащие для отвода и подвода тока на коллектор или контактные кольца. Различные марки щеток определяют составом исходного материала и технологическими режимами изготовления. Подбирают щетки к каждой машине исходя из таких характеристик, как удельное электрическое сопротивление, плотность тока, допустимая линейная скорость коллектора, коэффициент трения, твердость щетки и т. д. Различают щетки угольнографитные, графитные, электрографитные и меднографитные. На тяговые электрические машины устанавливают только электрографитные. Выбор марки щетки имеет большое значение для надежной работы машины.
Припои
Припоями называют металлы или сплавы, применяемые для соединения различных металлических изделий между собой· Кроме того, припои применяют для лужения, т. е. нанесения тонкого слоя расплавленного металла на изделия, соединяемые детали. Различают две группы припоев: мягкие и твердые. Мягкие припои требуют сравнительно низкой температуры для плавления — порядка 300°С, твердые — не менее 600°С. Наибольшее распространение из числа мягких припоев получили олово и сплавы олова со свинцом. Припои разделяют на марки в зависимости от процентного содержания в них олова. Например, припой ПОС61: ПОС означает припой оловянно-свинцовистый, цифра 61 показывает, что в припое содержится 61% олова, остальное свинец и незначительное количество (менее 1%) медь, висмут, сурьма, мышьяк. При изготовлении и ремонте машин наибольшее применение имеет припой ПОССУ61-0,5 и ПОССУ40-2, где буквы СУ означают сурьма, а цифры 0,5 и 2 — процентное содержание сурьмы в припое. Первый припой применяют при пайке петушков коллекторов, так как он имеет высокую капиллярность, хорошо заполняет тончайшие зазоры (до 0,1 мм), образованные между шлицем коллекторной пластины и витком обмотки якоря. Второй припой, имеющий большую прочность, применяют для пайки бандажей якорей. В узлах соединения проводов применяют в основном припои с меньшим содержанием олова.
Температура плавления оловянистых припоев находится в пределах 230—277°С. Размягчение у всех припоев начинается при температуре 180°С. В связи с этим мягкие припои применяют только в тех соединениях, где нагрев их при работе не достигает 180°С.
К твердым припоям относятся латунные, медно-фосфористые и серебряные. Наиболее распространенными твердыми припоями являются припои марок ПМЦ-54, ПМЦ-36 и ПМФ-7. Цифра в обозначении припоя марки ПМЦ показывает процентное содержание меди, остальное цинк, а в припое марки ПМФ-7 цифра показывает процентное содержание фосфора, остальное медь. Твердые припои применяют в соединениях узлов, работающих с большими температурными нагрузками при высокой электропроводности. Такие припои применяют при пайке коллекторной пластины к петушку генератора тепловоза, пайке обмоток катушек полюсов к выводам и т.д.
Серебряные припои наибольшее распространение получили марок ПСР-2,5. Цифра в этих припоях указывает на процентное содержание серебра, остальное медь или цинк или то и другое. Температура начала плавления этих припоев составляет 700°С. Серебряные припои более прочны, имеют высокую электропроводность. Применяют их в узлах, требующих высокой надежности. В последнее время серебряные припои (ПСР-2,5) применяют для пайки петушков коллекторов электрических машин, нагрев которых выше 180°С.
При пайке и сварке токоведущих деталей применяют флюсы, которые обладают способностью в расплавленном состоянии растворять окислы, имеющиеся на поверхности металлов. Флюсы обеспечивают хорошее смачивание спаиваемых металлов расплавленным припоем. Действие флюса можно проверить на следующем примере. Если на нагретую стальную поверхность нанести каплю расплавленного олова, то она не будет растекаться и прилипать к металлу. Если же покрыть каплю флюсом, то она расплывается по поверхности металла и соединяется с ним К наиболее распространенным флюсам относятся канифоль, бура, хлористый цинк и нашатырь. При пайке и лужении токоведущих частей электрических машин и аппаратов применяют в качестве флюса только канифоль в порошке или растворенную в бензине или спирте.
Проходят опытную проверку якоря, обмотка которых соединена с коллектором при помощи сварки без применения припоя. Вольфрамовый электрод, прикасаясь к месту соединения петушка с медными шинами обмотки, оплавляет их, образуя монолитное соединение. Сварку эту производят на специальных установках, обеспечивающих поворот якоря на необходимый угол и подачу электрода в среде инертного газа — гелия, предохраняющего свариваемый узел от окисления.