После четырехлетнего перерыва организации-учредители InnoTrans - VDB, UNIFE, VDV, ZVEI и DVF - с ощутимым волнением открыли выставку железнодорожного транспорта № 1 в мире, на которой представлено более чем 8000 экспонентов.
В своем вступительном слове Мартин Экниг, генеральный директор Berlin Messe подчеркнул, что транспортная отрасль все больше уделяет внимание устойчивому развитию, изменениям климата и энергетическому переходу. Поэтому, по его словам, неудивительно, что в этом году на InnoTrans появился раздел «Мобильность+», что обозначает сквозную мобильность для решения всех этих вопросов.
Мартин Шмитц из VDV отметил, что акция «билет за 9 евро» продемонстрировала, что «люди готовы ездить на поезде, и фактически, 10% воспользовались поездом вместо того, чтобы сесть за руль автомобиля, поэтому уже ведутся переговоры о продлении этой акции».
Андре Джон, ответственный за мобильность в ZVEI, рассказал о роли 4 «D» - цифровизации, демографии, декарбонизации и разнообразия в цепочке поставок: «Важно, чтобы Германия и Европа были готовы продемонстрировать всему миру, что переход к чистому нулю не только реален, но и выгоден для всех участников рынка в условиях крупной, развитой экономики».
Доктор Хайке ван Хоорн.
Соединив эти темы, доктор Хайке ван Хоорн из DVF сказала: «Пандемия, российская военная агрессия в Украине и изменение климата - все это доказывает, что железнодорожная отрасль незаменима, так как она доказала свою способность обеспечивать необходимые трансграничные грузовые перевозки, когда автотранспортные и морские перевозки были недоступны. При этом железнодорожные перевозки наиболее эффективны с точки зрения выбросов CO2». Она обратилась к политикам: «Конечно, железнодорожная инфраструктура стоит дорого, это долгосрочные финансовые обязательства, но до сих пор финансирование было половинчатым».
Железнодорожные ассоциации.
Поставщики, больше были сосредоточены на представлении инновационных технологий, в какой-то мере сформированных политикой. Например, исторически сложилось так, что вагоны получали сертификацию только для перевозки конкретных грузов, например, зерна. Но гибкий и модульный вагон m2 компании DB Cargo, что означает «многофункциональный и модульный», сумел «обойти» это условие, так как благодаря новой конструкции только базовый несущий вагон попадает под эту категорию, а в остальные вагоны могут перевозить более широкий список грузов.
Однако главной темой обсуждения на InnoTrans стали водород и аккумуляторные батареи. С тех пор, как компания Alstom представила Coradia iLint на выставке InnoTrans-2016, постоянно идут дискуссии о том, «есть ли будущее у аккумуляторных технологий (которые тогда предлагала Bombardier Transportation) или будущее за водородом». Сегодня стало очевидно, что все зависит от способа использования транспорта.
Водород обеспечивает больший запас хода. Аккумуляторы поддерживают водород, и при самостоятельном развертывании им не требуется дополнительная инфраструктура, которую создает водород, поэтому их легче внедрить.
Предложения в пассажирском секторе представила Siemens Mobility - Mireo Plus H для Германии (также на выставке представлена версия Mireo Plus B с батареей) и FLIRT H2 от Stadler для американского рынка.
Siemens Mobility - Mireo Plus H.
Поезд Mireo Plus H питается от топливного элемента производства Ballard и ионно-литиевой батареи. Он оснащен системой рекуперативного торможения и потребляет на 15% меньше энергии, чем другие эксплуатируемые в настоящее время транспортные средства.
В сотрудничестве с Deutsche Bahn, Siemens тестирует Mireo Plus H, как часть комплексной системы, которая включает остановку на 15 минут для дозаправки с помощью мобильного заправщика, что обеспечивает поезду запас хода в 1 000 километров в пассажирском режиме.
Stadler - FLIRT H2.
Компания Stadler планирует поставить свой водородный поезд FLIRT H2 транспортному управлению округа Сан-Бернардино (SBTCA) в середине 2023 года. Это будет первый пассажирский поезд, работающий на водороде, который будет эксплуатироваться в США.
Представитель Stadler отметил, что, поскольку большинство железнодорожных линий в США не электрифицированы, то компания рассматривает Соединенные Штаты в качестве наиболее подходящего рынка для водородных технологий. После окончания выставки InnoTrans водородный поезд FLIRT H2 пройдет серию тестовых поездок.
PESA - SM42-6Dn.
Возможность использования водорода в качестве альтернативы дизельному топливу изучается не только для пассажирских поездов.
Например, польский концерн PESA представил первый водородный маневровый локомотив, произведенный в Европе - SM42-6Dn.
Прототип четырехосного маневрового локомотива вырабатывает энергию с помощью двух водородных элементов мощностью 85 кВт. Он также оснащен системой автономного вождения и технологией распознавания препятствий.
Кабина машиниста расположена в центре транспортного средства, что обеспечивает безопасные и комфортные условия работы, и при этом придает локомотиву современный вид. Локомотив SM42-6Dn демонстрируется на выставке InnoTrans-2022 вместе с мобильным устройством для заправки водородом.
Локомотив PESA, как и многие другие транспортные средства, представленные на выставке, оснащен аккумуляторными батареями для работы на «последней миле», вместо традиционно используемого дизельного топлива в неэлектрифицированных местах, таких как порты, депо и маневровые станции. Для пассажирских перевозок такие аккумуляторы применяются для коротких маршрутов, что позволяет избежать излишнего шума и загрязнения воздуха, и, по словам представителя Hitachi Rail, является ключевым преимуществом поезда Blues для Trenitalia.
Представитель PESA сказал, что в настоящее время компания использует опыт, полученный в этом проекте, для создания пассажирского железнодорожного транспорта с водородным двигателем, прототип которого будет готов к 2025 году.
Таким образом, тенденции развития железнодорожного транспорта позволяют сделать вывод, что будущее железных дорог за беспроводными технологиями.