Содержание материала

ЗДАНИЕ ВОКЗАЛА ПАССАЖИРСКИХ СТАНЦИЙ

ЗДАНИЕ ВОКЗАЛА ПАССАЖИРСКИХ СТАНЦИЙ

Назначение вокзалов

Здание вокзала служит для обслуживания пассажиров, размещения их багажа, обработки грузов особой срочности и почтовых отправок. Здание вокзала является посредником при движении между привокзальной площадью и платформами и в связи с этим важной частью пассажирской станции.
План здания вокзала, сопряженного с грузовым складом
Рис. 26. План здания вокзала, сопряженного с грузовым складом, для небольшого населенного пункта в сельской местности:
1 — пульты сигналов и стрелочных переводов, а также блок-аппарат; 2 — вестибюль; 3 — общее служебное помещение; 4 — зал ожидания

Оно может быть построено очень эффектно с точки зрения градостроительства, причем оно должно также образовывать с привокзальной площадью единый транспортный комплекс. Характерными признаками этого транспортного сооружения, кроме прочего, являются наличие всегда часов, а на больших станциях — далеко выступающей крыши над входами и выходами с привокзальной площади.
К строительным расчетам и плану здания вокзала предъявляются следующие требования:
а)   для отъезжающих пассажиров:
получение справок о расписании движения поездов, покупка билетов, сдача багажа, нахождение в зале ожидания до отправления, получение ручной клади, посещение ресторана (Митропа) или зала ожидания, в пригородных перевозках также хранение велосипедов;
б)   для прибывающих пассажиров:
получение багажа, сдача ручной клади, в пригородных перевозках — получение велосипедов, отыскание привокзальной гостиницы, примыкающей к зданию вокзала, или бюро по квартиросъему;
в)   для пассажиров, делающих пересадку с остановкой на станции:
посещение ресторана и комнаты отдыха или кинотеатра (например, Дрезден-Нойштадт, Дрезден-Главный вокзал), сдача ручной клади в камеру хранения или установка в отделения автоматической камеры хранения, посещение медпункта;
г)   для посетителей:
посещение ресторана, кинотеатра или гостиницы;
д)   для перевозки грузов особой срочности: сдача и получение грузов особой срочности;
е)   для почты:
прием и выдача почтовых отправок (если в пределах станции нет собственного здания почты);
ж)   для управления железной дороги:
осуществление эксплуатации, обслуживания пассажиров, обработки грузов и управления.
Требования пи. а — е зависят по своим размерам от величины населенного пункта и окружающей местности, объем требований по и. ж зависит от эксплуатационного значения станции (промежуточная станция, станция примыкания линий, станция на пересечении линий, станция формирования поездов и т. д.).
На очень больших станциях помещение обработки грузов особой срочности может также располагаться за пределами здания вокзала. Это разделение будет проявляться в будущем сильнее вследствие введения поездов для перевозки грузов особой срочности.
Здания вокзалов в небольших населенных пунктах по соображениям лучшей загрузки обслуживающего персонала до сих пор в большинстве случаев соединялись с грузовыми складами (рис. 26). В связи с переходом к перевозкам штучных и мелких грузов между опорными станциями эти склады на новых станциях больше не требуются.

Расположение по отношению к путям

Расположение здания вокзала по отношению к перронным путям в основном зависит от местности. Здание вокзала почти всегда располагается в уровне местности, в то время как путевое развитие может располагаться:
а)   также в уровне местности;
б)  на насыпи (повышенное расположение);
в)   в выемке (пониженное расположение).
Здание вокзала при этом в большинстве случаев пп. а—в располагается сбоку путей (нормальное расположение), т. е. параллельно путям. Здание вокзала в плотно застроенном городском районе, для того чтобы не занимать дополнительной площади, кроме необходимой для путевого развития, в случае п. б может располагаться под путями, вдоль них (Берлин-Фридрихштрассе, Дрезден-Митте, станции городской железной дороги), в случае п. в — над путями, поперек них (главные вокзалы в Гамбурге, Любеке, Копенгагене).
Примеры расположения здания вокзала по отношению к путям
Рис. 27. Примеры расположения здания вокзала по отношению к путям: a — боковое, б— островное; в — частично островное, г — клинообразное; д — поперечное

По условиям прохождения путей получаются следующие характерные случаи размещения здания вокзала (рис. 27):
а)  островное между параллельными путями, в большинстве случаев между путями двух и более линий (также называется и клинообразное). Оно может встречаться на станциях следующих типов:
станциях в пунктах пересечения линий;
станциях примыкания линий.
Недостатком этого размещения является то, что здание вокзала почти всегда не может быть расширено, а подходы дорог и привокзальная площадь заужаются и не могут удовлетворять современным условиям работы транспорта;
б)  частично островное размещение между путями, связанное переходом с дополнительным зданием сбоку от путей для выхода на привокзальную площадь и вход с нее (главные вокзалы в Эрфурте, Магдебурге). Это дополнительное здание обусловлено введением перронных заграждений и невозможностью дальнейшего расширения первоначального здания вокзала;
в)  торцовое размещение поперек тупиковых перронных путей, старая применявшаяся в больших городах станционная форма для конечных перевозок (прежние тупиковые станции Берлина для поездов дальнего следования, главные вокзалы в Лейпциге, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Праге и некоторые другие).