На основании данных осеннего осмотра производится заказ шпал с указанием типов их для главных и станционных путей широкой и узкой колеи и рода древесины (мягких или твердых пород леса). Лучше всего получать шпалы в тот момент, когда они требуются для смены, однако это редко выполнимо. Обычно шпалы поступают на рабочее отделение в количестве одного-двух вагонов одновременно. Если шпалы прибыли незадолго до смены, то их разгружают непосредственно на обочины в местах смены. Если же шпалы прибыли заблаговременно, то их разгружают вдоль пути или же на станциях и складывают в штабеля по 30—50 шт. в каждом. В этом случае необходимо тщательно следить, чтобы для складывания шпал были выбраны сухие места, очищенные в целях пожарной безопасности от кустарника и сорняков.
Вопросы снижения затрат на развозку шпал являются предметом тщательного изучения работников пути. При смене шпал на отдельных участках пути, подлежащих ремонту, шпалы обычно развозят из штабелей на автодрезинах с прицепами и раскладывают их в местах смены.
Развозка шпал автомашинами.
Указанный выше способ развозки шпал на автодрезинах с прицепами может также применяться и на станционных путях, но вследствие значительной занятости путей составами и ограниченности свободного для работы пространства не обеспечивает необходимых темпов производства работ. Поэтому для развозки шпал на станциях чаще всего пользуются автомашинами. Таким способом можно доставлять шпалы по кратчайшему пути, обеспечивая быструю доставку их на место. Одновременно можно подвести к месту работ рабочих и необходимый для работ инструмент. На тех же автомашинах можно ночью вывозить вынутые из пути шпалы и таким образом всегда содержать пути в чистоте и порядке, что соответствует правилам безопасности.
Развозка шпал на автомашинах получает все большее распространение и для доставки их к местам смены на перегоне. Этот способ особенно широко применяется на железных дорогах, параллельно с которыми проходит шоссе, или там, где имеется возможность проезда автомашин вдоль полосы отчуждения. Применение автомашин позволяет снизить стоимость развозки шпал, исключив необходимость оплаты высоких тарифов за пользование рабочими поездами. Развозка шпал производится без нарушения графика движения поездов. Работники пути считают этот способ особенно ценным. В прежнее время путевые бригады теряли очень много времени на ожидание местного грузового поезда, к которому прицеплялся вагон со шпалами для разгрузки его на перегоне.
Однако при развозке шпал автомашинами необходимо правильно их использовать. Перегрузка автомашин сверх нормы и проезд по местности, вызывающей перенапряжения автомашины, — плохая экономия.
Развозка шпал в вагонах и выгрузка кранами.
Обычно шпалы грузят в гондолы, крытые вагоны, а при доставке на короткие расстояния — на платформы. Шпалы грузят плашмя, укладывая их одна на другую вдоль вагона. Погрузка шпал в вертикальном положении запрещается, так как в этом случае они при выгрузке разваливаются и могут причинить увечья рабочим. На некоторых железных дорогах при погрузке шпал выше бортов гондол вдоль обоих бортов ставят несколько шпал стоя, связывая установленные у противоположных бортов шпалы проволокой.
Разгрузка шпал из вагонов вручную является трудоемкой работой и требует большой затраты времени. Для ускорения этой работы одна дорога переделала 10 гондол в специальные вагоны, из которых можно выгружать шпалы без какого-либо подъема их рабочими. Эти вагоны снабжены стойками, верхние концы которых шарнирно подвешены к продольным горизонтальным балкам, уложенным на уровне верха бортов гондолы. После погрузки шпал в вагон нижние концы стоек закрепляют.
Для разгрузки шпал нижние концы стоек освобождают и шпалы сталкивают вниз на обе стороны. Этот способ разгрузки дает значительную экономию как на рабочей силе, так и на стоимости рабочих поездов.
На станциях для разгрузки шпал из гондол с успехом применяют краны. Если оказывается возможным собрать достаточное количество гондол с открывающимися торцовыми стенками, то в этом случае для разгрузки шпал применяют небольшие гусеничные краны.
Перевозка шпал в связках.
Перевозка шпал в связках, скрепленных стальными полосами, нашла в последнее время широкое распространение, так как опыт нескольких дорог, применявших этот метод, показал возможность значительного снижения при этом стоимости разгрузки шпал. Способ этот состоит в следующем. На пропиточных заводах шпалы связывают в 30—40 см от их концов в связки двумя стальными полосами шириной 50 мм и толщиной 16 мм. Полосы затянуты слабо и служат в качестве петель при захвате шпальных связок краном для выгрузки их из гондол; связки уложены крест-накрест так, что кран при подъеме одной какой-нибудь связки не задевает соседних.
На разных дорогах существуют различные способы выгрузки таких шпальных связок. Некоторые дороги применяют для этого кран, который выгружает связки шпал из вагонов рабочего поезда и складывает их на шпалы-подкладки, предварительно разложенные по 1 шт. на обочине через определенные интервалы. Для выполнения этой работы требуется один крановщик, два рабочих и поездная бригада рабочего поезда. Разгрузка одного вагона занимает от 10 до 45 мин в зависимости от количества шпал, сменяемых в одном месте. После выгрузки шпалы освобождают от связочных полос и развозят вдоль пути на автодрезинах.
Если имеется возможность подъезда к путям на автомашинах, то шпалы в связках разгружают из вагонов рабочего поезда на перегоне автокранами; в случае небольшого расстояния от станции до места смены шпал вагон разгружают на станции.
Весьма успешным оказался еще один метод развозки шпал по местам смены рабочим поездом с разгрузкой их краном. Кран поднимает шпальную связку и, поворачиваясь, свешивает ее вдоль борта гондолы; двое рабочих, идущих рядом с поездом, выдергивают шпалы из связки в нужных местах. Чтобы выдернуть шпалы, рабочий вбивает в торец шпалы остроконечную кирку; при этом конец кирки входит в шпалу на 7—8 см, но это не портит ее, так как на этом участке антисептик глубоко проник в древесину. Некоторые дороги применяют несколько видоизмененный способ разгрузки шпал; с наружного борта гондолы подвешивают люльку, а стоящий на ней рабочий острым багром выдергивает шпалы из связки, подвешенной краном.
Разгрузка шпал в связках краном
Способы связки шпал.
Для возможности выдергивания шпал из связки поодиночке связывающие их стропы — полосы обычно не затягивают. Наличие слабины в стропах допускает свободную раскладку шпал в гондоле, причем ее не загружают выше бортов. Кроме того, при слабой завязке облегчается выгрузка шпальных связок, которые легко захватываются двойными крюками крана за верх петель.
Свободная завязка обладает и другими преимуществами. Стягивание концов стропов производится быстро, сокращается время на заведение крюков крана за стропы, кроме того, слабая завязка стропов позволяет выбирать способ раскладки шпал, разгружая их целыми связками или выбирая из связок поодиночке. Наконец, при слабой завязке стальные стропы рвутся реже, чем при тугой.
Чтобы избежать обрыва стропов, не следует применять тонкие или кривые крюки на кранах, так как они сильно коробят и ломают стальные полосы-стропы. Вместо этого следует применять поворотные крюки на шарикоподшипниках, которыми легко захватить стропы в любом месте; при подъеме они позволяют разворачивать шпальные связки в нужном положении, не рассыпая шпал.
Количество шпал в связках на разных дорогах неодинаково. Некоторые дороги считают необходимым иметь в связке от 62 до 70 шпал, что соответствует загрузке одного отсека гондолы. Другие дороги ограничивают число шпал в одной связке половиной или какой-то частью этого количества. Одна дорога считает, что шпалы следует связывать по 21 шт. и грузить по 17 таких связок в один полувагон. Эти связки разгружает бригада из четырех рабочих с десятником во главе в точках, отмеченных на обочине колышками, установленными бригадиром пути в соответствии с его подсчетами количества сменяемых шпал.
Обращение со шпалами после разгрузки.
Способы обращения со шпалами при развозке их и при разгрузке вдоль пути играют немаловажную роль, так как срок службы шпалы может быть резко снижен в случае ее повреждения перед укладкой в путь. В случае неосторожного обращения или в результате употребления шпал в качестве подкладок для других грузов может начаться преждевременное загнивание этих шпал. Чтобы предупредить подобные случаи, AREA дает следующие рекомендации.
Все операции со шпалами должны производиться так, чтобы не допустить разрушения шпал или повреждения их ударами; запрещается при выгрузке из вагонов сбрасывать шпалы на рельсы, камни или растаскивать кирками.
Если шпалы из твердых пород леса поступили без предохранительных устройств против растрескивания, то их следует установить до укладки таких шпал в путь.
После выгрузки из вагонов шпалы необходимо сложить в штабеля, руководствуясь схемами, приведенными на рис. 2 для различных типов шпал. Штабеля из пропитанных креозотом шпал необходимо защитить от попадания искр от паровозов засыпкой сверху шлаком или грунтом.
Рис. 2. Схемы укладки шпал в штабеля, рекомендованные AREA:
а — укладка в штабеля с интервалами в рядах для непропитанных шпал или для пропитанных растворами солей в тех случаях и там, где сушка их идет не очень быстро; б — укладка в штабеля с интервалами в рядах для шпал, пропитанных растворами солей там, где сушка идет очень быстро; в — укладка в штабеля шпал, пропитанных креозотом, сплошными рядами; 1 — чистообрезные шпалы и брусковые шпалы с обливами; 2 — чистообрезные шпалы; 3 — брусковые шпалы с обливами; 4 — чистообрезные шпалы; 5— чистообрезные шпалы и шпалы с обливами.
Примечания. 1. Кроме каких-либо подкладок, под штабель можно уложить две пропитанные шпалы.
2 (к позиции в). Подкладки под штабель не укладывают, если нижний ряд состоит из пропитанных шпал
Укладкой в штабеля по приведенным схемам достигается предохранение шпал от растрескивания, а также от значительной потери масляных антисептиков, которая неизбежна при облучении их жарким летним солнцем.
Имеются примеры, когда шпалы хранятся в штабелях в течение нескольких лет после пропитки. Это чаще всего является следствием завышения заявок на тот или другой тип шпал, которые не реализуются. Однако длительное хранение шпал в штабелях сверх необходимого для воздушной их сушки срока приводит к порче шпал, интенсивность которой зависит от способа хранения, рода древесины, из которой заготовлены шпалы, и способа пропитки. Шпалы следует укладывать в путь возможно скорее после потребного срока их просушки. Шпалы, оставшиеся не уложенными в путь после окончания ремонтных работ одного года, подлежат укладке на следующий год в первую очередь.