Смена шпал

Смена шпал

Хотя в последнее время выход шпал снизился настолько, что ежегодная потребность в их смене не превышает 3% общего количества шпал, лежащих в пути, все же непрерывный рост стоимости новых шпал и удорожание рабочих рук делают этот вид путевых работ одним из важнейших в общем комплексе работ по содержанию пути.
Считая с укладкой в путь смена затраты на смену шпал составляют 6-8 % всех эксплуатационных расходов на содержание пути и зданий. Это должно привлечь внимание дорог к вопросам снижения расходов на приобретение шпал и их смену более тщательным осмотром шпал перед сменой и применением механизированных способов смены.

Когда надо менять шпалы.

Увеличение стоимости смены шпал может явиться следствием их смены до полного использования в пути. В ранние годы эксплуатации железных дорог некоторые бригадиры пути, пользуясь бесконтрольностью, меняли такое количество шпал на милю, какое казалось им необходимым для обеспечения надежного состояния пути. В результате на одних линиях шпалы нередко находились в прекрасном состоянии, тогда как на соседних, напротив, в очень плохом, что приводило к необходимости ограничения скорости движения поездов на всем участке вследствие плохого состояния шпал на некоторых милях пути.
В настоящее время лежащие в пути шпалы находятся в лучшем состоянии, чем когда-либо прежде. Это в первую очередь объясняется более тщательным осмотром шпал при назначении их к смене. Хотя многие железные дороги и сейчас доверяют осмотр шпал и назначение их к смене бригадирам пути, однако эти последние, пройдя необходимую подготовку, повысили свою квалификацию в этом вопросе. Кроме того, учитывая стремление бригадиров в большинстве случаев завысить число шпал, подлежащих смене, результаты осмотра шпал бригадиром проверяет на выдержку дорожный мастер, который ограничивает количество заменяемых шпал и обеспечивает правильное распределение новых шпал по всему участку. На некоторых дорогах осмотр шпал производится бригадиром дважды: один раз глубокой осенью для примерного определения количества шпал для закупки, а второй раз весной для окончательного назначения к смене.

Способы смены шпал.

Стоимость смены шпал с откапыванием шпальных ящиков значительно выше, чем при сплошной подъемке пути. Это является основной причиной того, что многие дороги производят при подъемке пути замену таких шпал, которые могли бы прослужить еще два года и более. Кроме того, новые шпалы, уложенные в путь при сплошной подъемке пути, лучше воспринимают приходящуюся на их долю нагрузку, чем шпалы, уложенные с отрывкой шпальных ящиков.

Смена шпал с отрывкой шпальных ящиков.

При смене шпал с отрывкой шпальных ящиков из последних отрывают балласт по всей длине ящика на глубину несколько ниже постели шпалы. После этого шпалу расшивают и сдвигают в открытый ящик, откуда ее вытаскивают на обочину. Чтобы облегчить удаление шпалы, обе нити рельсов немного поднимают домкратом. При этом необходимо следить за высотой подъемки, чтобы балласт не мог ссыпаться под соседние приподнятые шпалы, на которых в этом случае могут образоваться толчки. Старую постель подрезают на такую величину, чтобы новая шпала с подкладками плотно подошла под рельсы. После этого затаскивают новую шпалу и плотно подбивают ее около рельсов. После прохода одного или нескольких поездов укладывают подкладки и затем шпалу зашивают.
На большинстве дорог существует правило, чтобы до окончания дневной работы все подкладки были уложены на место и все шпалы полностью зашиты. Допускается одновременная расшивка не более одной шпалы на звене, если только не установлено ограничение скорости движения поездов на время работ.
Возможность применения домкратов при вытаскивании старой и затаскивании новой шпалы зависит от класса линии. На линиях со скоростным движением обычно допускается лишь очень небольшая подъемка пути, а иногда она вовсе запрещается, тогда как на боковых ветвях, где скорости меньше и не требуется такого тщательного содержания пути по уровню, домкраты применяются чаще. Во всяком случае, опытный руководитель путевых работ не допустит подрезки хорошо уплотненной старой постели под шпалой больше, чем это действительно необходимо для затаскивания новой шпалы, так как иначе значительно возрастает объем работ по подбивке шпалы, а главное новая шпала все же будет плохо подбита.

Смена шпал при подъемке пути.

Смена шпал при подъемке пути

При сплошной выправке пути или при замене балласта путь поднимают обычно в зависимости от потребности на 5—7 или 10 см, при этом после подъемки пути на домкратах балласт из шпальных ящиков идет на подбивку под шпалы, а шпальные ящики заполняют свежим балластом. Замену шпал лучше всего производить, когда путь вывешен на домкратах. Иногда производят замену балласта, при этом старый балласт из ящиков удаляют; в этом случае замену шпал производят до засыпки в путь свежего балласта.
Для смены шпал при сплошной выправке пути или при замене балласта против торцов шпал с полевой стороны откапывают канавки, путь расшивают и поднимают, после чего шпалы вытаскивают прямо на обочину. Затем выравнивают, насколько это необходимо, старые постели, затаскивают новые шпалы, укладывают подкладки забивают костыли и подбивают шпалы.

Способы механизированной смены шпал.

Для смены шпал в последнее время применяется много разнообразных машин и механизмов. В виде опыта машины применяют в различных комбинациях и одновременно варьируют число занятых на смене шпал рабочих. Во всех случаях получается при этом некоторое снижение стоимости работ по сравнению с производством работ вручную. Для повышения производительности труда и одновременного снижения стоимости работ изучалась возможность механизации каждой отдельной операции по смене шпал. Это заставило некоторые дороги пересмотреть способы работ в отношении смены шпал.
Основанный на данных ежегодных осмотров ограниченный объем работ по ежегодной смене шпал на милю пути не может оправдать использование специализированных механизированных бригад для производства этих работ, а между тем это может дать значительную экономию в расходе рабочей силы. Поэтому некоторые дороги применяют смену шпал отдельными участками. При этой системе в один год меняют шпалы на четных милях, пропуская нечетные, а в следующий год поступают наоборот. Другие дороги вместо отдельных миль чередуют более длинные участки пути. При такой системе на участке смены меняют большее число шпал, так как смене подвергаются шпалы из расчета двухгодичной нормы их выхода. При такой системе сокращается время на переход от шпалы к шпале, улучшается использование машин и увеличивается производительность труда.
Для получения тех же результатов другие дороги действуют иначе, удлиняя периоды между сменой шпал и меняя шпалы, которые не пролежат двух лет и более. Одна дорога ввела у себя практику смены всех шпал, которые не смогут прослужить в течение шести лет, исходя из предпосылки, что при большой смене шпал может быть обеспечено лучшее использование механизмов и это приведет к снижению единичной стоимости работы. При такой системе смены шпал те из них, которые могут прослужить еще некоторое время укладывают в станционные пути.
Некоторые дороги применяют на работах по смене шпал небольшие бригады из 10—24 рабочих, снабжая эти бригады легкими механизмами, которые можно быстро снять с пути и обеспечить пропуск поездов с минимальными задержками. Другие дороги для еще большего снижения единичной стоимости смены шпал используют бригады в составе до 95 рабочих и снабжают такие бригады различными специализированными машинами. Использование крупных, хорошо вооруженных механизмами бригад можно оправдать только при большом количестве смены шпал на милю пути; при ограниченном числе сменяемых шпал резко увеличится единичная стоимость смены.

 
« Смена рельсов   Смягчение уклонов в кривых »
железные дороги