Разводными называются такие мосты, в которых пролетное строение (одно или более) может передвигаться, образуя свободный проход для судов, высота которых превышает подмостовой габарит.
К современным типам разводных железнодорожных мостов относятся поворотные, раскрывающиеся и подъемные.
Подъемный мост во время строительства приведен на рис.1.
Рис. 1. При реконструкции моста общей длиной около 800 м, включавшей подъемку его на 1,20 м, подъемное пролетное строение весом 1 050 т заводилось в пролет на плаву с помощью четырех барж
Поворотные мосты.
Поворотные мосты открываются вращением пролетного строения вокруг вертикальной оси, которая может располагаться в середине пролета, у одного из его концов или в промежуточной точке.
По способу опирания они разделяются на поворотные мосты с центральной осью вращения и с центральным барабаном. Эти разновидности опор иногда комбинируются.
В поворотных мостах с центральной осью вращения вес пролетного строения передается на ось вращения, а в закрытом состоянии подвижная нагрузка передается на центральный бык с помощью подклинивающего механизма. Поддерживающие колеса, помещенные под поворотной плитой, обеспечивают устойчивость пролета при повороте.
В поворотных мостах с центральным барабаном вес поворачивающегося пролетного строения передается через клепаную конструкцию в форме барабана на ряд катков, находящихся между верхним и нижним кругами катания. Радиальные связи, соединенные с кольцом, охватывающим ось вращения, и с направляющими катков, служат для центрирования вращения.
В большинстве конструкций поворотных мостов крылья устраивают одинаковой длины, и мост оказывается уравновешенным относительно центра вращения. При пересечении узких рек иногда применяют пролетные строения, наружная часть которых длиннее береговой части; в этом случае равновесие достигается при помощи противовесов.
Длина крыльев поворотного моста определяется в первую очередь требованиями норм, регулирующих ширину габарита для судоходства. Другим фактором, влияющим на назначение этой длины, является угол пересечения водотока.
В тех случаях, когда ширина судоходного габарита равна или более 15,2 м, обычно применяют сквозные фермы с ездой поверху или понизу закрытого или открытого типа. При ширине судоходного габарита 12,2 м и менее применяют сплошные балки с ездой поверху или понизу.
В прежние годы в США применяли главным образом поворотные мосты с центральным барабаном, которые были и самыми ранними из разводных металлических мостов. Таким конструкциям, а также мостам с комбинированным опиранием отдавали предпочтение перед поворотными мостами с центральной осью, особенно для тяжелых многопутных сооружений большого пролета. Однако с течением времени распространение поворотных мостов с центральной осью возрастало и в настоящее время их широко применяют в американской практике.
Важными преимуществами этого последнего типа являются простота конструкции, экономия материалов и места, уменьшение количества деталей, требующих применения специальных материалов и особой точности работ, а также легкость монтажа.
Эта конструкция допускает также уменьшение размеров центрального быка. Простота сооружения приводит к снижению стоимости.
Несмотря на все эти преимущества, применение поворотных мостов с центральной осью, если не считать отдельных примеров, ограничивается легкими однопутными пролетными строениями сравнительно небольшой длины, примерно 45—75 м. Построено лишь несколько однопутных пролетных строений такой системы пролетом 79 м и одно пролетное строение длиной 139,6 м, а также несколько двухпутных пролетных строений длиной 76—119 м.
Поворотные мосты с центральным барабаном целесообразны при сплошных и сквозных пролетных строениях длиной 30—70 м, преимущественно однопутных. Комбинированные системы поворотных мостов применяют при сквозных пролетных строениях длиной 60—152 м, главным образом двухпутных.
Поворотные механизмы обоих этих типов сильно различаются в деталях и по грузоподъемности.
Для размещения продольных и поперечных балок центрального барабана, обеспечивающего более равномерную передачу нагрузки на центральный бык, а также необходимых связей и поворотного механизма в обоих указанных типах требуется большее расстояние между подошвой рельса и головой центрального быка, чем в поворотных мостах с центральной осью.
На рис. 2 показан рельсовый замок поворотного моста.
Рис. 2. Специальные устройства (рельсовые замки) по концам поворотных пролетов для обеспечения правильного положения пути в плане и облегчения пропуска колес подвижного состава по рельсовым стыкам
Недостатком поворотных мостов является необходимость расположения центрального быка в русле водотока. Это создает известные неудобства для судоходства даже тогда, когда мост разведен и железнодорожное движение прервано. Отсюда вытекает современная тенденция перехода от поворотных мостов к раскрывающимся и подъемным.
Раскрывающиеся мосты.
В раскрывающемся мосту один конец подвижного пролетного строения закреплен. Пролетное строение вращается около шарнира или цапфы у закрепленного конца, причем свободный конец описывает вертикальную дугу. Все перемещения пролетных строений этого типа происходят в вертикальной плоскости, в отличие от поворотных, которые перемещаются в горизонтальной плоскости. Поэтому раскрывающиеся мосты целесообразны в тех условиях, когда имеются ограничения габарита по бокам моста. Другое их преимущество заключается в том, что отпадает необходимость в сооружении центрального быка и предохранительных устройств (от навала судов), благодаря чему не загромождается русло реки.
Применение раскрывающихся мостов началось уже давно, чему способствовала простота их конструкции. Однако тяжелые раскрывающиеся пролетные строения железнодорожных мостов со специальными приспособлениями, приводимыми в движение от силовых установок, появились сравнительно недавно; конструкции этого рода нуждаются в значительном улучшении.
Мосты этого типа распадаются на два основных класса: шарнирно раскрывающиеся и откатные раскрывающиеся. Наиболее широко применяются шарнирные типы, к числу которых относятся системы Брауна, Ралля, Штрауса, а также американский мост и др. В американском мосту (конструкция Абта) противовес шарнирно прикреплен к стойкам в хвостовой части и расположен со стороны русла. При подъеме крыла с помощью механизма, находящегося со стороны берега, противовес опускается вертикально вниз. В мостах системы Брауна противовес, расположенный с береговой стороны стойки, висит на конце коромысла, шарнирно связанного через тяги с подъемным крылом.
Пролетные строения системы Ралля шарнирно прикреплены в центре тяжести к тяге, на нижнем конце которой имеется неподвижный шарнир. К пролетному строению прикреплена ось, на которой свободно сидят два катка, опирающиеся на балки катания. Движение пролетного строения ограничено тягами, которые вызывают его опрокидывание.
Конструкция Штрауса разделяется на типы с противовесом, расположенным выше или ниже проезжей части, и тип с цапфой в пяте (коромысловые мосты).
Разводные пролетные строения откатно-раскрывающегося типа раскрываются при откатывании назад по криволинейным в профиле направляющим. Хорошо известной конструкцией этого рода является откатно-раскрывающийся мост Шерцера.
Подъемные мосты. В подъемном мосту отверстие освобождается при поднятии одного пролетного строения. В опущенном положении подвижная часть представляет собой обычное пролетное строение на двух опорах.
В большинстве случаев подъем осуществляется при помощи тросов, проходящих через шкивы на башнях, установленных у концов пролета. К концам тросов подвешиваются противовесы. Иногда для перемещения пролета пользуются вместо тросов шарнирными рамами.
Преимуществами подъемных мостов являются сравнительная свобода выбора длины пролета и простота конструкции. Однако подъемный механизм их довольно дорог, а содержание проволочных тросов и других частей является достаточно трудной задачей.
Далее, если в других системах разводных мостов при разведенном пролете высота подмостового габарита оказывается неограниченной, то подъемный мост нельзя поднять выше определенного, заранее фиксированного положения. Технические условия AREA на разводные мосты содержат необходимые указания по проектированию и строительству этих сооружений.
Судоходная сигнализация. На мостах над судоходными реками должна быть установлена сигнализация для судоходства, удовлетворяющая требованиям соответствующих организаций.