8. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЕ ПМС
8.1. Меры безопасности при выгрузке, погрузке и складировании материалов верхнего строения пути и звеньев рельсошпальной решетки
8.1.1. Организация и выполнение погрузочно-разгрузочных работ осуществляются в соответствии с разделом 7 настоящих Правил.
8.1.2. За кранами или другими подъемными механизмами должны быть закреплены стропальщики (такелажники), прошедшие обучение, сдавшие экзамен в квалификационной комиссии и получившие соответствующее удостоверение.
8.1.3. Площадки, отведенные под материалы верхнего строения пути, должны быть спланированы.
8.1.4. Шпалы деревянные и железобетонные должны укладываться в штабеля. Деревянные шпалы и брусья складируются в соответствии с Инструкцией по содержанию и ремонту деревянных шпал и брусьев.
Железобетонные шпалы укладываются в штабеля с соблюдением горизонтальных рядов. Между рядами шпал должны быть уложены прокладки толщиной 40 — 50 мм на расстоянии примерно 50 см от концов шпал.
Высота ленточного штабеля деревянных и железобетонных шпал должна быть не более 5 м.
8.1.5. Рельсы укладываются на подошву в штабель пирамидальной формы высотой не более 2 м. Каждый верхний ряд штабеля по количеству рельсов должен быть меньше нижнего ряда на два рельса (на один от каждого края). Между рядами рельсов должны быть уложены прокладки. Ширина штабеля должна обеспечивать вертикальный захват рельсов кранами без подтаскивания.
8.1.6. Выгрузка и погрузка металлических деталей скреплений, поставляемых без тары, должны производиться с применением магнитной плиты.
При длительном хранении накладки и подкладки укладываются в штабеля высотой не более 1,5 м, остальные скрепления (болты, шайбы и др.) должны находиться в специальных емкостях. Детали рельсовых скреплений из текстолита, полиэти-лена, резины и резинокорда должны находиться в крытых помещениях или под навесом.
8.1.7. Звенья рельсошпальной решетки укладываются в штабеля, высота которых зависит от места расположения склада. При размещении штабелей в подкрановом пространстве высота их допускается для железобетонных шпал — 15 звеньев, для деревянных шпал — 16 звеньев. При размещении штабелей вне подкранового пространства высота их не должна превышать 10 — 12 звеньев для возможности применения путеукладочного или погрузочного кранов. Между штабелями звеньев должны быть разрывы не менее 2 м.
8.1.8. Для входа на штабель и схода с него должны применяться лестницы, изготовляемые в соответствии п. 5.2.16 настоящих Правил.
8.1.9. Погрузка, выгрузка и складирование звеньев рельсошпальной решетки должны производиться двумя козловыми кранами, путеукладочным краном (УК) или погрузочным краном (ПКД).
8.1.10. При погрузке звеньев козловыми кранами на платформы, оборудованные порталами, звенья предварительно грузятся на платформы без порталов с последующей перетяжкой пакетов.
8.2. Меры безопасности при разборке снятых с пути звеньев и сборке новых звеньев рельсошпальной решетки
8.2.1. К работе на звеносборочных и звеноразборочных линиях, не связанной с управлением механизмами линий, допускаются монтеры пути, прошедшие обучение по технике безопасности на данной линии с последующей проверкой знаний.
8.2.2. Перед началом работы необходимо проверить работу механизмов без нагрузки, правильность действия кнопок управления, магнитных пускателей.
8.2.3. При аварии или поломке механизмов необходимо немедленно остановить линию.
8.2.4. На линиях должны быть огнетушители (углекислотный или другого типа), аптечка, испытанные диэлектрические защитные средства (резиновые ковры по ГОСТ 4997 — 75, резиновые перчатки, соответствующие техническим условиям).
8.2.5. Перед укладкой звена на стойки транспортной тележки машины ЗРЛ противоугоны со звена должны быть сняты.
Запрещается производить работы под поднятым перегружателем, находиться на перемещающихся тележках, производить выгрузку скреплений из поддонов транспортной тележки во время движения.
8.2.6. При демонтаже решетки на машине ОПМС-1 звенья должны раскладываться так, чтобы подошвы рельсов не лежали на ребордах опоры. При проходе расшивочной машины на следующее звено необходимо убедиться в совпадении рельсовых стыков.
8.2.7. Раскладка старых звеньев для демонтажа вручную должна производиться на высоту не более четырех ярусов. Расшитые рельсы должны сниматься краном.
8.2.8. Старые скрепления из поддонов транспортной тележки ЗРЛ периодически выгружают на площадку складирования и сортировки. Скрепления по окончании разборки на машине ОПМС-1 и ручной расшивки собирают, транспортируют на площадку складирования или грузят на подвижной состав краном с магнитной плитой.
8.2.9. Сортировка и пакетирование шпал на ЗРЛ осуществляются на сортировщике шпал. Шпалы, расшитые на машине ОПМС-1 или при ручной разборке, сортируют и собирают в пакеты вручную. Пакеты шпал укладывают рядами в ленточный штабель. Годные и негодные шпалы складируются отдельно. Старогодные шпалы укладываются в штабель высотой не более 5,0 м.
8.2.10. Подача рельсов, шпал (деревянных и железобетонных), бункеров или контейнеров со скреплениями для сборки новых звеньев должна производиться кранами с соблюдением мер безопасности, изложенных в разделах 7.2, 7.3 настоящих Правил, и удалением рабочих из зоны возможного падения груза.
8.2.11. Производить сборку звеньев на стенде как при деревянных, так и железобетонных шпалах более чем в два яруса не разрешается.
8.2.12. Скрепления на фронте работы по сборке звеньев должны находиться в емкостях, расположенных в разрывах стендового пути или вдоль пути. Нахождение скреплений вне емкостей сборочного стендового пути не разрешается.
8.2.13. При опускании рельсов разрешается удерживать их только за головку. Удерживать рельсы за подошву запрещается.
8.2.14. Подвешивание шпал во время монтажа рельсов должно производиться с помощью специальных приспособлений.
8.2.15. При антисептировании отверстий, рассверленных в деревянных шпалах, и забивке костылей монтеры пути должны работать защитных очках и спецодежде в соответствии с приказами МПС и типовыми отраслевыми нормами.
8.2.16. Находиться и устанавливать противоугоны на звене, передвигающемся на тележках, запрещается.
8.2.17. Пакеты звеньев на платформах путеукладочного поезда должны быть закреплены в соответствии с Инструкцией по закреплению пакетов звеньев рельсошпальной решетки на четырехосных платформах и о порядке следования укладочных и разборочных поездов.
8.3. Меры безопасности при погрузке и выгрузке инвентарных рельсов
8.3.1. Погрузка инвентарных рельсов должна производиться на металлические поперечины или шпалы, уложенные на лыжи или перевернутые рельсы, установленные на роликовый транспортер. На концы перевернутых рельсов устанавливаются направляющие наконечники.
8.3.2. Рельсы должны захватываться попарно и укладываться симметрично, начиная от середины к краям поперечин. Все рельсы должны грузиться подошвой вниз по три ряда в пакете (табл. 8.1) с укладкой между рядами деревянных прокладок размером 32 х 100 мм. Крайние прокладки должны устанавливаться на расстоянии 1 — 1,5 м от торца пакета. При поперечинах из шпал крайние рельсы первого ряда должны быть пришиты костылями не менее чем на четырех поперечинах.
8.3.3. Формирование пакета из 25-метровых рельсов, образованных двумя 12,5-метровыми рельсами, которые соединены накладками, должно производиться со смещением концов смежных рельсов (через один на длину накладок).
Т а б л и ц а 8.1
Рельсы, металлические поперечины и стойки | Длина рельсов, м | |
в пакете | 25 | 12,5 |
Максимальное количество рельсов типа Р50 | | |
В том числе: |
|
|
в первом ряду (нижнем) | 15 | 15 |
во втором » (среднем) | 13 | 13 |
в третьем » (верхнем) | 11 | 11 |
Максимальное количество рельсов типов Р65, Р75 в пакете, шт. | | |
В том числе: |
|
|
в первом ряду (нижнем) | 14 | 14 |
во втором » (среднем) | 12 | 12 |
в третьем » (верхнем) | 10 | 10 |
Количество металлических поперечин, на которые укладываются рельсы, шт. | | |
Количество поперечин из шпал, шт. | 12 | 6 |
» деревянных прокладок, шт. | 8 | 4 |
» стяжных цепей, шт. | 3 | 2 |
» стоек, вставляемых в лесные скобы железнодорожных платформ (при отсутствии порталов УСО), шт. | | |
8.3.4. Для формирования и крепления при транспортировке пакета рельсов на платформах хозяйственного поезда, оснащенных съемным оборудованием типа СО или УСО, должно применяться специальное устройство (проект ПТКБ ЦП N 1179).
8.3.5. При перетяжке пакетов рельсов на платформах, оборудованных СО и УСО, рабочим необходимо находиться на расстоянии не менее 10 м от троса.
8.3.6. Пакеты рельсов должны быть надежно закреплены стяжными и ограничительными цепями. Для ограничения продольных перемещений пакетов, а также рельсов в ярусах по торцам каждого пакета устанавливаются два откидных щита. Щиты шарнирно закреплены на раме роликового транспортера. В рабочем положении (при транспортировке пакета) щит устанавливается в вертикальное положение и удерживается в нем ограничительными цепями. Наконечники с перевернутых рельсов должны быть сняты. Пакеты рельсов должны быть ограничены поднятыми упорами оборудования УСО. Подошвы стянутых обвязками рельсов во всех ярусах должны примыкать друг к другу.
8.3.7. При выгрузке рельсы снимают последовательно ряд за рядом, причем снимаются в каждом ряду поочередно крайние рельсы, симметрично расположенные от продольной оси платформы. Последними снимаются два рельса, находящиеся посередине платформы.
8.4. Складирование балластных материалов
8.4.1. Путевое развитие склада и длина разгрузочного пути должны соответствовать объему складируемого балласта.
Высота выгруженного балласта допускается до 6 м с уклоном на отводе к стрелочному переводу не круче 40%.
8.4.2. На выгрузку хоппер-дозаторы должны подаваться локомотивом вагонами вперед. Количество одновременно подаваемых на выгрузку вагонов зависит от длины разгрузочного пути и мощности локомотива, способного надвигать и удерживать состав на уклоне отвода. При подаче вагонов под выгрузку и обратном движении к стрелочному переводу включение автотормозов обязательно.
8.4.3. Разгрузочный путь должен быть тупиковым. В конце пути должен стоять металлический упор, который по мере накопления балласта поднимается вместе с путевой решеткой.
8.4.4. Скорость подачи вагонов под выгрузку в тупике должна быть не более 15 км/ч.
8.4.5. Выгрузка балласта из хопперов-дозаторов производится на концы шпал и по всей ширине с установкой дозирующих устройств на отметку +15. Скорость движения состава при выгрузке 3 — 5 км/ч.
8.4.6. Выгрузку следует производить только по одному хоппер-дозатору.
8.4.7. До подачи под выгрузку очередной партии хоппер-дозаторов выгруженный ранее балласт должен быть отвален от концов шпал и должна быть произведена подъемка разгрузочного пути. Путь должен быть приведен в состояние, обеспечивающее безопасный проезд хоппер-дозаторов.
8.4.8. Склад балластных материалов должен иметь электрическое освещение в соответствии с ОСТ 32.9 — 81 для бесперебойной выгрузки, а также помещение для обогрева рабочих и приема пищи.
8.4.9. Во всех случаях отстоя вагонов на путях склада балласта под них должны укладываться тормозные башмаки при отпущенных автотормозах, после чего отцепляется локомотив. На отводе оставлять вагоны запрещается.
8.5. Меры безопасности при производстве работ по ремонту шпал в шпалоремонтных мастерских
8.5.1. К обслуживанию оборудования для ремонта деревянных шпал допускаются монтеры пути, прошедшие специальную подготовку с последующей проверкой знаний.
8.5.2. При работе на отдельных станках, установках и оборудовании для ремонта шпал должны соблюдаться правила техники личной и пожарной безопасности, изложенные в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации соответствующих станков, установок и оборудования.
8.5.3. Станины всех станков, установок, оборудования и корпусы пультов управления, имеющие электроприводы и электроаппаратуру, должны быть заземлены на внутренний контур заземления шпалоремонтной мастерской в соответствии с Правилами устройства электроустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.