3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СВАРОЧНО-НАПЛАВОЧНЫХ РАБОТАХ
3.1. Общие положения
3.1.1. Организация и выполнение сварочно-наплавочных работ должны осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.003 — 86 «ССБТ. Работы электросварочные. Общие требования безопасности», Правилами техники безопасности и производственной санитарии для рельсосварочных предприятий, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
3.1.2. Ответственность за соблюдение правил и требований техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии при производстве сварочно-наплавочных работ возлагается на инженерно-технического работника, а именно: в рельсосварочных поездах — на начальника и главных инженеров, а также на старших мастеров, мастеров цехов и наплавочных колонн;
в дорожных мастерских — на начальников и главных инженеров мастерских, начальников и мастеров цехов и наплавочных колонн;
в дистанциях пути — на начальников и главных инженеров дистанций, начальников и мастеров дистанционных мастерских и руководителей сварочно-наплавочных бригад.
3.1.3. Ответственность за соблюдение электробезопасности возлагается на инженерно-технического работника, имеющего квалификационную группу не ниже IV, о чем должен быть издан приказ по предприятию.
3.1.4. Не допускаются ремонт и чистка сварочных машин и другого электрооборудования, находящегося под напряжением.
3.1.5. Электросварщикам, производящим работу сидя или лежа на свариваемых конструкциях, должны выдаваться резиновые диэлектрические ковры в соответствии с ГОСТ 4997 — 75.
3.1.6. При работе электросварщики должны обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с Нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты рабочим и служащим железных дорог и приказами МПС.
Лица, допускаемые к эксплуатации электросварочных машин, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже II и квалификационное удостоверение.
3.1.7. Не допускается проведение сварочных работ на путях перегонов и станций во время тумана, дождя, снегопада, а также в темное время суток без специального освещения.
3.2. Меры безопасности при контактно-стыковой сварке
3.2.1. Контактно-стыковые сварочные машины должны быть оборудованы защитными экранами.
3.2.2. Переключение ступеней контактной машины должно производиться только при выключенном пускателе сварочного тока.
3.2.3. Не допускается касание руками стыкуемых рельсов и губок машины в момент зажатия свариваемых изделий.
3.2.4. При перемещении рельса под сварку не допускается удерживание его за торец.
3.2.5. На рабочем месте сварочной бригады не должно быть воспламеняющихся веществ, материалов и захламленности.
3.3. Меры безопасности при газосварочных работах
3.3.1. Работа должна осуществляться в соответствии с Правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве ацетилена, кислорода и газопламенной обработке металлов и Правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства.
3.3.2. Перед началом работ газосварщик должен проверить:
плотность и прочность присоединения газовых шлангов к горелке и газопроводу;
исправность горелки и шлангов;
состояние запорных вентилей на трубопроводах, проводящих газ и кислород.
3.3.3. Оборудование, работающее с газообразным кислородом, должно отвечать требованиям безопасности ГОСТ 12.2.052 — 81.
3.3.4. Шланги с кислородом должны быть расположены от электропроводов на расстоянии не менее 0,5 м, а шланги с ацетиленом и другими газами — не менее 1 м.
3.3.5. При газосварочных работах не допускаются перемещение газосварщика с зажженной горелкой за пределы рабочего места, ремонт горелок и другой аппаратуры.
3.3.6. При транспортировке ацетиленовых, пропановых и кислородных баллонов по фронту работ должны применяться рессорные тележки.
3.3.7. Не допускается совместная перевозка баллонов с кислородом и сосудов с горючими веществами.
3.3.8. В летнее время баллоны с газом должны быть защищены от действия прямых солнечных лучей.
3.4. Меры безопасности при электросварочных и наплавочных работах
3.4.1. Работами по наплавке рельсовых концов и крестовин стрелочных переводов, лежащих в пути, руководит бригадир пути и мастер наплавочной колонны.
Работами по приварке рельсовых соединителей (в установленном МПС порядке) руководит бригадир пути.
Ответственность за правила пожарной безопасности и соблюдение электробезопасности электросварщиками возлагается на мастера сварочно-наплавочной колонны.
3.4.2. Во время производства работ мастер наплавочной колонны должен следить за надежностью изоляции сварочных кабелей.
3.4.3. Металлические корпусы электросварочных установок должны быть заземлены. Заземление должно удовлетворять требованиям, установленным ПТЭ и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.
3.4.4. При производстве работ по приварке рельсовых соединителей сварочным аппаратом, находящимся на дрезине, корпус сварочного аппарата должен быть соединен с рамой дрезины.
3.4.5. Сварочные агрегаты, наплавочные станции, вспомогательное оборудование и материалы должны быть уложены и закреплены в пределах габарита приближения строений.
3.4.6. Во время работы электросварщику не разрешается оставлять без присмотра электродержатель, находящийся под напряжением, допускать в зону производства сварочных работ (на расстояние менее 5 м) посторонних и лиц, не занятых непосредственно на сварке.
3.4.7. Не допускается привлечение к работе вспомогательных рабочих без средств защиты глаз светозащитными фильтрами.
3.5. Меры безопасности при выполнении работ с применением передвижной рельсосварочной машины (ПРСМ)
3.5.1. Работы с применением передвижных рельсосварочных машин должны производиться при закрытом для движения поездов перегоне.
3.5.2. Перед началом работы передвижной рельсосварочной машины мастер должен обеспечить осмотр всей машины.
3.5.3. Осмотр оборудования, находящегося под платформой ПРСМ, должен выполняться при заторможенной платформе и с подложенными тормозными башмаками. На время осмотра электрошкафы должны быть закрыты.
3.5.4. При транспортировке передвижной рельсосварочной машины нахождение обслуживающего персонала и других лиц на открытой части платформы запрещается.
3.5.5. Перед сваркой стыка под колесные пары рельсосварочной машины должны быть поставлены тормозные башмаки.
3.5.6. На время прохода поезда по соседнему пути работа рельсосварочной машины должна быть прекращена.
3.5.7. При подъеме или опускании сварочной головки производить какие-либо работы со стыком рельсов, а также находиться в зоне распространения искр и частиц расплавленного металла рельсов запрещается.
3.5.8. При перемещении по фронту работ на расстояние не более 25 м сварочная головка должна быть поднята над уровнем головки рельса на 40 — 50 мм.
При движении на большее расстояние сварочная головка, должна устанавливаться на пол платформы и быть закреплена.
3.5.9. При подтягивании рельсов или рельсошпальной решетки запрещается находиться на расстоянии менее 10 м от натянутого каната.