Содержание материала






3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ТЕРРИТОРИЯМ, ЗДАНИЯМ, ПОМЕЩЕНИЯМ, УСТРОЙСТВАМ И СООРУЖЕНИЯМ ДЕПО И ПТОЛ

3.1. Территория депо

3.1.1. На территории депо здания и сооружения необходимо располагать в соответствии с генеральным планом депо. Пути передвижения подвижного состава, автомобильного и внутрицехового транспорта и работников по территории депо должны быть по возможности короткими, число пересечений - минимальным.
3.1.2. Для проезда  тележек, электро- и автокаров, автомашин, а также для прохода людей на территории локомотивных депо должны быть дороги и дорожки с твердым покрытием в соответствии со СНиП П-89-80.
Схемы маршрутов безопасных проходов по территории депо и станции должны быть вывешены на видных местах. Маршруты прохода следует обозначать указательными знаками в соответствии с Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта.
Ширина прохода для людей должна быть не менее 1,5 м, а для проезда транспортных средств - 3,5 м.

В местах проездов и переходов через рельсовые пути устраивают настилы в уровень с головками рельсов и устанавливают предупредительные знаки.
3.1.3. Территория депо должна постоянно содержаться в чистоте. В зимнее время деповские пути, проезды и проходы на территории депо, а также фермы и котлованы поворотных кругов необходимо систематически очищать от снега и наледи. Проходы и проезды при необходимости должны посыпаться песком. Путевое развитие депо по возможности оборудуется устройствами централизованного 5управления стрелочными переводами с автоматической очисткой их от снега.
Ямы, канавы и другие углубления, устраиваемые на территории депо для технических целей, должны иметь настилы или ограждения на высоту не менее 1 м, с отступлением от края не менее чем на 0,75 м.
3.1.4. Территория депо должна быть ограждена в соответствии с требованиями СНиП П-89-80 и СН 441-72.
Территория депо должна быть озеленена, при этом зеленые насаждения размещают таким образом, чтобы не нарушилась видимость сигналов при движении по деповским путям, а также не затемнялись оконные проемы производственных и вспомогательных зданий.
3.1.5. Вокруг территории депо должна быть стометровая санитарно-защитная зона до границы жилой застройки. В санитарно-защитной зоне могут располагаться только вспомогательные здания (столовые,
прачечные и другие по перечню, согласованному с санитарной и пожарной инспекциями).
При расположении на территории депо площадки реостатных испытаний, открытых позиций для ТО и экипировки размеры санитарно-защитной зоны должны быть увеличены так, чтобы на ближайшей территории жилой застройки уровень шума не превышал параметров, установленных Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки.
3.1.6. Открытые позиции для реостатных испытаний тепловозов должны быть оборудованы устройствами для защиты от шума (глушители, шумозащитные экраны), а вокруг посажены зеленые насаждения. Реостаты должны быть ограждены заборами или решетками и заземлены. Кроме того, должны быть установлены знаки с надписью "Внимание! Опасное место".
3.1.7. Территории резервуарных парков и баз топлива должны соответствовать требованиям СНиП П-106-79 и действующим Правилам и инструкции по технической эксплуатации металлических резервуаров и очистных сооружений, утвержденных Главнефтеснабом РСФСР.
3.1.8. Эксплуатация водоотводных, канализационных и очистных сооружений и сетей должна осуществляться согласно ГОСТ 12.3.006-75.
3.1.9. Открытые позиции для ТО и экипировки ТПС на путях станции и депо должны постоянно содержаться в надлежащем порядке и обеспечивать удобный и безопасный доступ к оборудованию ТПС.

3.2. Здания и помещения цехов и отделений

З.2.1. Здания и помещения цехов и отделений должны соответствовать требованиям строительных, санитарных, противопожарных норм, правил проектирования промышленных предприятий и норм технологического проектирования депо.
Для зданий и помещений старой постройки, не отвечающих действующим нормам проектирования и настоящим Правилам, администрацией депо по согласованию с органами санитарного надзора, пожарной инспекцией и технической инспекцией труда ЦК Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей должны быть определены допустимые по местным условиям временные требования, действующие до реконструкции этих зданий и помещений.
3.2.1. Здания и помещения должны содержаться в исправном состоянии и чистоте. Для каждого цеха, отделения должен быть установлен порядок уборки помещений и график осмотра перекрытий, а также очистки от пыли и загрязнений оконных проемов и крышевых фонарей.
В зимнее время крыши и карнизы зданий необходимо своевременно очищать от снега и наледей. Крыши зданий ПТОЛ и экипировки необходимо регулярно очищать от скопления песка.
3.2.3. Полимерные материалы, применяемые для ремонта зданий, помещений и сооружений депо и ПТОЛ, должны соответствовать требованиям Перечня полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве, и дополнения к Перечню, утвержденных Министерством здравоохранения СССР.
3.2.4. Депо и ПТОЛ должны быть обеспечены в необходимом количестве технической и питьевой водой. При наличии двух видов водоснабжения (технического и питьевого) должны быть приняты меры, чтобы вода, предназначенная для технических надобностей, не использовалась для питья и приготовления пищи.
3.2.3. В депо, ПТОЛ и экипировочных сооружениях должна быть канализация для удаления производственных и бытовых сточных вод в общедеповские, общестанционные или городские очистные устройства, обеспечивающие очистку сбрасываемых вод в соответствии с санитарными нормами.
3.2.6. Проходы внутри цехов и отделений должны иметь ширину не менее 1 м. Ширина проездов для авто- и электрокаров вдоль цеха должна быть 1,8 м, а вдоль торцовых стен -Зм. Границы проходов* и проездов необходимо разметить белыми линиями. Проходы и проезды не допускается загромождать оборудованием и различными материалами.
3.2.7. Полы в депо и ПТОЛ должны содержаться в исправном состоянии и иметь ровную, удобную для очистки поверхность.
Все траншеи, каналы и углубления в полах должны быть плотно и надежно закрыты или ограждены.
Материалы покрытия полов в отапливаемых производственных помещениях на постоянных рабочих местах при работе стоя должны иметь коэффициент теплоусвоения не более 6 ккал/(м2-оС). Допускается применение теплоизолирующих и нескольких настилов.
3.2.8. В цехах топливной аппаратуры, аккумуляторных, гальванических, водоподготовительных отделениях, смазкораздаточных и других помещениях, в которых применяют нефтепродукты, кислоты, щелочи и другие агрессивные вещества, полы и стены должны быть устойчивы к этим веществам и не допускать накопления (сорбции) их. Для отведения пролитых на пол жидкостей необходимо иметь стоки (уклоны) к сборным колодцам.
3.2.9. Ворота в стойловой части депо и ПТОЛ должны плотно закрываться. Открытие (поднятие) и закрытие ворот должны быть механизированы. Механизм открытия ворот стойловой части должен быть сблокирован с устройством включения тепловых завес. Калитки ворот и зданий должны плотно закрываться и быть утеплены.
В стойловых помещениях проходного типа должна быть блокировка противостоящих торцовых ворот, исключающая возможность их одновременного открытия с противоположных сторон.
В холодное время года ворота следует открывать только при подходе ТПС (крана) и закрывать немедленно после его прохода в стойло депо или ПТОЛ.
В здании депо, расположенных в северной строительно-климатической зоне, должны быть устроены тамбуры в соответствии со СНиП 2.09.02-85.

3.2.10. Дверные проемы должны соответствовать габаритам применяемых внутрицеховых транспортных средств. Высота порогов (с. пандусами) должна быть 0,15 м. Двери, как правило, должны быть двустворчатыми, открывающимися в обе стороны. "
3.2.11. Оконные проемы зданий, расположенных в северной строительно-климатической зоне, по СНиП 2.01.01-82 должны иметь двойные рамы. Устройство внутренних рам должно позволять производить протирку внутренних поверхностей стекол,
3.2.12. Смотровые канавы должны иметь гладкие, легкомоющиеся стены, освещение, отопление, а дно канав - уклон к сборным колодцам.
Ниши, устраиваемые для размещения светильников и присоединения обдувочных воздушных рукавов, должны быть защищены от попадания смазки и загрязнений.
Вход в смотровые канавы, находящиеся на электрифицированных путях, для ремонта или осмотра ТПС разрешается только при снятом с контактного провода напряжении.
Для перехода через смотровые канавы на два локомотива или более необходимо устраивать переходные мостики, имеющие ширину не менее 800 мм. Поверхность металлических мостиков должна быть выполнена с насечкой.
3.2.13. Канавы для одиночной выкатки колесных пар и колесно-моторных блоков, а также станки для обточки колесных пар без выкатки должны быть закрыты щитами-настилами с рифленой поверхностью или ограждены барьером высотой 0,9 м. У таких канав необходимо установить предупреждающие знаки.
3.2.14. В стойловой части депо должны быть технологические боковые платформы и пониженные полы. Верхние площадки технологических платформ для выхода на крышу ТПС должны быть на высоте 4,2 м от уровня головки, рельса, а нижние для входа в кузов (вагон) -на высоте 1,9 м от уровня головки. На этом же уровне следует разместить откидные торцовые площадки. По наружным краям площадок должны быть перила высотой 0,9 м; нижняя часть перил на высоту 140 мм должна выполняться сплошной.
3.2.15. В стойлах, имеющих контактный провод, верхние площадки боковых платформ должны иметь калитки для выхода на крышу ЭПС, запоры которых сблокированы с секционным разъединителем. На лестнице для подъема на площадку или на самой площадке необходимо установить сигнализацию о наличии или отсутствии напряжения в контактной сети.
Под технологическими платформами должны быть предусмотрены светильники в закрытом исполнении, обеспечивающие освещение рабочих мест слесарей.
3.2.16. Производственные помещения, участки, позиции и рабочие места следует располагать по технологическому потоку ТО и ТР ТПС так, чтобы пути передвижения ремонтируемого подвижного состава, его агрегатов и узлов, внутрицеховых транспортных средств и работников были минимальными и перекрещивались как можно реже. Ремонтно-комплектовочные участки должны быть приближены к цехам ТР.
3.2.17. Секции стойловой части депо, помещения ремонтно-комплектовочных и заготовительных отделений и служебно-бытовые помещения должны быть соединены между собой теплыми переходами.
3.2.18. Позиции подготовки (обдувка, очистка, обмывка, сушка тяговых электродвигателей и др.) к ТО2, ТОЗ и ТР, расположенные в закрытых стойлах, необходимо отделять от других цехов и отделений депо звуконепроницаемыми стенами. Эти стойла должны, как правило, располагаться рядом с цехами ТО и ТР и иметь необходимое оборудование для механизированной обдувки, очистки, обмывки и сушки ТПС и его узлов.
Пульт управления указанным оборудованием следует располагать в помещении, изолированном от позиции обмывки и машинного отделения.
3.2.19. Позиции для малярных работ по окраске ТПС должны, как правило, располагаться в отдельных изолированных стойлах, соответствующих Правилам техники безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта и ГОСТ 12.3.005-75.
Установка для окраски кузовов ТПС в электрическом поле должна эксплуатироваться в закрытом изолированном помещении.
Позицию для окраски кузова необходимо оборудовать общей приточновытяжной и местной вытяжной вентиляцией, средствами противопожарной автоматики и первичными средствами пожаротушения.
З.2.20. Закрытое стойло для реостатных испытаний тепловозов должно быть отделено от других цехов и отделений звуконепроницаемыми стенами и иметь приточно-вытяжную вентиляцию и сквозной путь, допускающий въезд и выезд тепловоза с любой из двух сторон.
В закрытом стойле и, как правило, на открытой позиции реостатных испытаний управление и контроль за работой дизель-генераторной установки тепловоза следует осуществлять из специального помещения, имеющего звукоизоляцию. Из этого помещения должна быть устроена переходная площадка с перилами высотой 0,9 м к входной двери тепловозу. Одно из окон должно быть расположено против бокового окна кабины машиниста тепловоза.
3.2.21. Отделение испытательной станции электрических машин должно располагаться в пролете электромашинного цеха и быть ограждено металлической сеткой высотой не менее 1,8 м. Стенды для установки испытываемых электрических машин должны быть расположены в подкрановом поле электромашин го цеха.
Замок двери ограждения испытательной станции должен иметь блокировку в цепи предупредительной сигнализации о подаче напряжения. Ограждения электрооборудования, размещенного на испытательной станции (щитов, пультов, колодок с выводами и т. п.), должны иметь блокировки, не допускающие появления напряжения на испытываемых объектах при открытии ограждений.
Машинные агрегаты и другие источники шума при возможности должны быть вынесены в отдельные помещения или размещены под полом.
3.2.27, Рабочие места для разогрева и нанесения графитовой смазки на полозы токоприемников на позиции их ремонта должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией.
Медные накладки полозов токоприемников следует заменять на металлокерамические пластины или угольные вставки.
3.2,23. Пропиточно-сушильное отделение должно быть расположено в отдельном помещении, изолированном от соседних отделений и участков сплошными огнестойкими перегородками. Помещение этого отделения необходимо оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией. Электрооборудование, расположенное на высоте до 2 м от пола пропиточно-сушильного отделения, должно быть выбрано для взрывоопасного помещения класса В-16 в соответствии с Правилами устройства электроустановок.

Аппараты открытого исполнения для включения и отключения оборудования пропиточно-сушильного отделения следует вынести за пределы этого помещения.
3.2Л4. Аккумуляторное отделение должно располагаться в помещениях, изолированных от других цехов и отделений. Двери, ведущие в аккумуляторное отделение, должны плотно закрываться. Все помещения отделения должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией. Наряду с общеобменной вентиляцией в помещении зарядной станции должны быть встроенные местные отсосы от отсеков для заряда аккумуляторных батарей. При отключении вентиляции заряд батарей должен автоматически прекращаться.
В аккумуляторном отделении должны быть отдельные помещения для приготовления электролита, ремонта и заливки аккумуляторов, а также для заряда. Ремонт, приготовление электролита и заряд кислотных и щелочных батарей необходимо производить в разных помещениях.
Полы и стены на высоте до 2 м от пола в аккумуляторной отделении должны иметь в зависимости от типа аккумуляторов кислого- или щелочестойкое покрытие. Полы должны иметь уклон в сторону трапов для стока жидкостей.
Электроосветительное и другое электрооборудование зарядного помещения в аккумуляторном отделении, расположенное на 1/3 высоты от потолка, должно быть выбрано для взрывоопасного помещения класса В-16 в соответствии с Правилами устройства электроустановок.
3.2.25. Отделение по ремонту и испытанию топливной аппаратуры дизелей должно располагаться в двух помещениях: одно - для испытательных стендов форсунок, плунжерных пар, топливных насосов,
регуляторов частоты вращения, другое — для ремонта топливной аппаратуры. Помещение для испытаний должно быть отделено от других помещений звуконепроницаемыми стенами и иметь вытяжную вентиляцию с местными отсосами.
3.2.26. В гальваническом отделении должны быть изолированные помещения для травления и обезжиривания, полировки, гальванических покрытий и приготовления электролита. Эти помещения должны иметь уклон к трапу для сточных вод. Стены на высоте до 2 м от пола должны иметь покрытие из влагостойких материалов.
Отделение должно иметь приточно-вытяжную вентиляцию.
3.27. Газогенераторное помещение следует отделить от других помещений противопожарной стеной. Двери должны открываться наружу и иметь замок. Иловые карбидные остатки, удаляемые из газогенераторов, необходимо укладывать и вывозить в металлических или полимерных ящиках в специально отведенные места.
3.2.28. В помещении сварочного отделения должны быть оборудованы фиксированные рабочие места, огражденные стенами или щитами. Каждое место должно иметь местную вытяжную вентиляцию со скоростью отсасывания воздуха, рассчитанной в зависимости от силы тока сварки и качества электродов.
3.2.29. Помещения для ремонта стеклопластиковых кожухов, а также для изготовления и ремонта других полимерных деталей должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
3.2.30. В отделениях приготовления охлаждающей воды и насосных обмывочных установок полы должны быть водонепроницаемыми и иметь уклон для стока.
В местах постоянного пребывания рабочих полы следует покрыть теплоизолирующими настилами.
3.2.31. Помещение кладовой масел должно быть оборудовано стеллажами для бочек, баками с устройствами для подогрева масел, кран-балкой для подъема бочек на стеллажи и установки их над баками.
Помещения раздаточной и насосной необходимо оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией.
Окна и двери насосных, раздаточных, регенерационных, сепараторных помещений и тарных складов должны открываться наружу.

3.3. Экипировочные сооружения и устройства

З.3.1. Резервуары для, хранения дизельного топлива и масел, складские здания и сооружения для хранения нефтепродуктов в таре должны соответствовать требованиям СНиП П-10.79, ГОСТ 1510-84 и действующих Правил и инструкции по технической эксплуатации металлических резервуаров и очистных сооружений, утвержденных Главнефтеснабом РСФСР.
Раздаточные топливные и масляные колонки должны быть установлены, как правило, между экипировочными путями и снабжены дистанционным пуском насосов.
Снабжение дизельным топливом и маслом тепловозов может производиться непосредственно на ремонтных стойлах из раздаточных колонок с помощью раздаточных пистолетов.
3.3.2. Для слива дизельного топлива и масел должны быть сооружены из огнестойких материалов сливные эстакады, имеющие устройства для подогрева нефтепродуктов в цистернах (переносные, паровые, змеевиковые подогреватели и т. п.).
По обоим концам эстакады должны быть лестницы с поручнями. Боковые лестницы необходимо устраивать через каждые 60 м. На входе необходимо вывесить запрещающие знаки "Запрещается пользоваться открытым огнем".
Для перехода со сливной эстакады на котел цистерны на эстакаде должны быть устроены откидные переходные мостики с деревянным покрытием.
3.3.3. Работы по зачистке и удалению остатков нефтепродуктов из цистерн следует производить с соблюдением требований ГОСТ 1510-84 и ОСТ 32.13- 80.
3.3.4. Эксплуатация и ремонт металлических резервуаров для хранения нефтепродуктов должны производиться в соответствии с Правилами и инструкцией по технической эксплуатации металлических резервуаров и очистных сооружений, утвержденными Главнефтеснабом РСФСР, и ГОСТ 1510-84.
З.З.5. На каждый резервуар, находящийся в эксплуатации, должны быть технический паспорт, технологическая карта, калибровочная таблица и журнал записей текущего обслуживания.
Технологическая карта должна быть вывешена в помещении насосной.
Работники, обслуживающие резервуары, должны хорошо знать схему расположения трубопроводов и назначение всех задвижек.
3.3.6. Сушка песка, выдаваемого на локомотивы, должна осуществляться в специальных пескосушильных установках с механизацией загрузки сырого песка, выгрузки и раздачи сухого песка на локомотивы.
Бункер или воронку для приема сырого песка необходимо оборудовать защитными решетками.
Очистку питателя пескосушильной установки производить только после его остановки.
Очищать топку барабанного сушила можно только при выключенном дутье и включенном дымососе.
3.3.7. Пескораздаточные бункера и башенные склады сухого песка должны быть оборудованы пылезадерживающими устройствами.
Для контроля за уровнем песка в башне, пескораздаточных бункерах и выжимных баках должны быть установлены специальные датчики, связанные с сигнализаторами на пульте управления и следящие за работой пескораздаточных  устройств.
3.3.8. Для подъема на крышу и площадки башенного склада сухого песка и для осмотра и ремонта пескораздаточных бункеров следует устраивать ограждения площадки с лестницами.
3.3.9. В зоне пескораздаточных устройств несущий трос контактной подвески должен быть снижен с таким расчетом, чтобы при наиболее неблагоприятных метеорологических условиях (минимальной температуре -45 °С или скорости ветра 30 м/с) и наибольшем подъеме контактного провода (до 6,8 м) зазор между несущим тросом и пескопроводами, пересекающими экипировочные позиции, составлял не менее 200 мм при постоянном токе и не менее 350 мм при переменном.
3.3.10. Очистка от пыли и мусора салонов моторвагонного подвижного состава в закрытом помещении должна производиться вакуумными установками для механизированной уборки.
Позиция механизированной уборки должна быть оборудована сигнализацией о запрещении или разрешении въезда (выезда) на нее. Постановка электропоезда на позицию должна осуществляться при помощи специального тягового устройства.
Уборочные платформы должны иметь стационарные лестницы и перила, за исключением зон расположения дверей вагонов, где должны быть сделаны съемные ограждения в виде цепей, сдвигаемых перил и других устройств.
Запрещается производить влажную уборку полов при поднятом токоприемнике электропоезда.
3.3.11. Наружную обмывку ТПС на открытых площадках следует производить на механизированных установках, представляющих собой щеточно-душевое устройство.
С нерабочей стороны моечной установки (за щетками) должны быть установлены металлические защитные кожухи, предотвращающие разбрызгивание воды.
Для осмотра и ремонта установки на уровне верхнего обреза щеток необходимо устанавливать площадки, имеющие лестницы и ограждающие перила.
Перед въездом на установку боковые окна кабины машиниста должны быть закрыты.
Скорость передвижения по позиции ТПС не более 3 км/ч.
Участок контактного провода над моечной установкой должен быть секционирован. Моечная установка должна быть снабжена сигнализацией, запрещающей или разрешающей въезд (выезд) на установку.
На позицию наружной обмывки электропоезд (тепловоз, дизель-поезд) должен передвигаться своим ходом.
Передвижение электровозов производят на пониженном напряжении.
Мойка крыш электровозов и моторвагонного подвижного состава при поднятом токоприемнике и наличии напряжения на секционированном участке контактного провода запрещается.
Устройство для подачи воды в поворотные консоли для мойки крыши должно срабатывать только при снятом с секционированного участка контактного провода напряжении.
Доворотные консоли для обмывки лобовых частей ТПС в рабочем состоянии должны находиться в пределах габарита приближения строений.
Все работы, связанные с ремонтом моечных щеток и подъемом на высоту, производят при снятом напряжении с записью в книге заявок о даче напряжения в контактный провод, приведенной в обязательном приложении 3.
3.3.12. Поворотный круг должен иметь сигнальный указатель, хорошо видимый с приближающегося локомотива.
Перед поворотным кругом должна находиться предупредительная надпись о том, что скорость передвижения локомотива при въезде на поворотный круг и съезде с него должна быть не более 3 км/ч.
3.3.13. Настил фермы поворотного круга и котлован круга следует содержать в чистом и исправном состоянии.
Перила поворотных кругов (если это предусмотрено конструкцией) должны быть высотой 0,9 м. Проход по ферме поворотного круга, не имеющего настила, запрещается.
Дно котлована должно быть выполнено с уклоном, вымощено булыжником, покрыто асфальтом или бетоном для лучшего стока воды и удобства очистки.
3.3.14. На поворотных кругах, где затруднено забрасывание закладок в гнезда, закидные закладки должны быть заменены на выдвижные с механическим или другим приводом.
Для осмотра и снятия токоприемных головок, установленных на металлических арках, необходимо устраивать специальные площадки с лестницей.
Для осмотра и ремонта концевых катков и их подшипников в рабочем положении фермы в подпорной стенке котлована круга должна быть ниша, закрываемая сверху при работе круга прочным настилом.
Локомотивы, а также отдельные колесные пары, стоящие на путях, выходящих к поворотному кругу, должны быть постоянно подклинены.

3.3.15. Управление электрифицированным поворотным кругом должно осуществляться из будки, на полу которой должен находиться диэлектрический резиновый коврик. Будки мотористов поворотных кругов, расположенных в I, П, Ш климатических районах, должны быть утеплены и иметь отопительный прибор. В холодное время года температура в будках должна быть не ниже 10 оС. Расположение окон должно обеспечивать хорошую видимость зоны работы.

3.4. Освещение, цветовое оформление и знаки безопасности 

3.4.1. Естественное и искусственное освещение производственных, вспомогательных и санитарно-бытовых помещений и открытых территорий должны соответствовать требованиям СНиП П-4-79.
3.4.2. Светильники следует устанавливать таким образом, чтобы была обеспечена защита, глаз работающих от слепящего действия источников света.
Для выполнения работ на ТПС (кранах) необходимо применять местные стационарные и переносные светильники с лампами напряжением не более 50 В.
3.4.3. Окна производственных и вспомогательных помещений депо, обращенных на солнечную сторону, должны иметь приспособления для защиты работающих от прямых солнечных лучей (козырьки, шторы или побелка стекол в летнее время).
Запрещается загромождать окна и другие световые проемы помещений агрегатами, материалами, инструментом и другими предметами.
3.4.4. Светильники в производственных помещениях с воздушной средой, содержащей в рабочей зоне пыль, дым, копоть в концентрации от 1 до 5 мг/м3 (кузнечные, сварочные отделения), необходимо очищать 6 раз в год, менее 1 мг/м3 (цехи ремонта ТР-1, ТР-2, сборочные, колесные, тележечные, механические, инструментальные) - 4 раза в год. Окна необходимо очищать ежемесячно, а стекла крышевых фонарей - не реже 2 раз в год.
3.4.5. Наружное и внутреннее цветовые оформления зданий, сооружений и оборудования помещений должны быть выполнены в соответствии с рекомендациями по оптимальному цветовому оформлению объектов железнодорожного транспорта, утвержденными Главсанупром МПС.
3.4.6. На производственных участках и в отделениях депо и ПТОЛ должны быть установлены знаки безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 и Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта, а также вывешены средства наглядной информации по технике безопасности.

3.5. Отопление и вентиляция

3.5.1. Обогрев производственных участков следует осуществлять системами водяного (парового), воздушного отопления или воздушного, совмещенного с приточной вентиляцией. В качестве теплоносителя должна использоваться перегретая вода с температурой не более 150 °С или пар высокого давления (более 0,07 МПа).
3.5.2. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне при всех видах ТО и ТР ТПС (кранов), включая кабины крановщиков, должны соответствовать ГОСТ 12.1.005-88, а концентрация вредных веществ не должна превышать предельно допустимую.
3.5.3. Системы отопления, теплозащиты и воздушно-тепловые завесы в стойловой части депо должны обеспечивать температуру воздуха в помещениях на постоянных рабочих местах на время открывания ворот не ниже 12 °С с восстановлением до нормальной в течение 10 мин.
При отсутствии рабочих мест вблизи дверей, ворот и технологических проемов допускается понижение температуры воздуха при их открывании в этой зоне до 5 °С с восстановлением до нормы через 20 мин.
В холодное время года температура в ПТОЛ должна быть не ниже 5 оС.
3.5.4. Для участков, имеющих избыточное тепловыделение более 23 Вт/м3 и газовыделения, воздух необходимо подавать в рабочую зону; выпускать воздух через полочные насадки необходимо на высоте 1,5-1,8мот пола.
3.5.5. Включение встроенных отсосов должно быть сблокировано с органами управления оборудованием.
3.5.6. Постоянные места сварочных работ необходимо оборудовать местными вытяжными устройствами.
3.5.7. В холодный и переходный периоды года во все помещения, оборудованные местной вытяжной вентиляцией, должен подаваться подогретый приточный воздух.
3.5.8. Для рециркуляции допускается использовать воздух помещений, в которых отсутствует выделение вредных веществ или если выделяющиеся вещества относятся к 1У классу опасности и концентрация этих веществ в подаваемом в помещение воздухе не превышает 30% предельно допустимых концентраций.
З.5.9. Выбросы воздуха, удаляемого общеобменной и местной вентиляцией, не должны загрязнять воздух жилых районов вредными веществами и в концентрациях, превышающих предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха.
3.5.10. Вентиляционные установки должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.021-75.

3.6. Мероприятия по снижению шума и вибраций

3.6.1. Уровни шума в производственных помещениях и на территории депо не должны превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.003-83.
3.6.2. Уровни вибраций производственного оборудования и инструмента не должны превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.012-90.
3.6.3. Процессы и оборудование, создающие шум и вибрацию, превышающие установленные нормы, необходимо изолировать с помощью специальных устройств или вынести в изолированные помещения.
3.6.4. Мероприятия по ограничению шума в депо и ПТОЛ должны проводиться по следующим основным направлениям:
устранение или ослабление шума и вибраций в источнике его возникновения путем совершенствования конструкции оборудования, изменения технологического процесса;
локализация шума и вибраций, звуко- и виброизоляция, звуко- и вибропоглощение;
замена оборудования менее шумным, рациональное размещение источников шума и планирование времени работы оборудования; применение средств индивидуальной защиты.

3.7. Требования пожарной безопасности

3.7.1. В производственных помещениях и на территории депо должны быть обеспечены противопожарные мероприятия в соответствии с ГОСТ 12.1.004-85, ГОСТ 12.4.009-83, ГОСТ 12.2.037-78, СНиП 2.01.02-85, Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и Правилами устройства электроустановок.
3.7.2. При выполнении ТО, ТР и экипировки необходимо предпринять меры по предупреждению пожаров. Все производственные, складские и вспомогательные помещения должны быть оснащены средствами пожаротушения согласно Нормам оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения № ЦУО-4607 от 22.06.88. Для размещения первичных средств пожаротушения в производственных цехах, участках, складах и на территории депо и ПТОЛ должны устанавливаться специальные пожарные щиты.
3.7.3. На каждом ТО-2 необходимо проверять уровень водного раствора пенообразователя в резервуаре противопожарной установки. При ТР-1, ТР-2 необходимо дополнительно контролировать качество пенообразователя. Проверку срабатывания пожарной сигнализации производить на каждом ТО-3, ТР-1 путем нагревания терморезисторов от постороннего источника тепла.
3.7.4. При сварочных работах в кузове ТПС необходимо иметь в месте производства работ огнетушители, песок, воду и защитные экраны (щиты) для ограничения распространения искр. Сварку на топливных баках или резервуарах, содержащих горючие вещества (дизельное топливо, масло и т. п.), разрешается производить после удаления остатков горючих веществ и промывки горячей водой бака или резервуара, согласования огневых- работ с местной пожарной охраной и выполнения анализа, воздуха (в баке или резервуаре) на предмет отсутствия взрывоопасных концентраций газов (паров). Сварщик не должен приступать к огневым работам без письменного разрешения, выданного главным инженером или руководителем предприятия и согласованного с пожарной охраной.
3.7.5. Для предотвращения образования взрывоопасных смесей окраска кузовов внутри должна производиться при проветривании их механической вентиляцией.
3.7.6. На каждом производственном участке должна быть курительная комната, обозначенная; соответствующим указательным знаком. В отделениях ремонта топливной аппаратуры, фильтров, аккумуляторных батарей, пропиточном, столярном и в других отделениях, в которых используют горючие материалы, не допускается применение открытого огня и курение. На стенах и дверях помещений этих отделений должны быть вывешены запрещающие знаки "Запрещается пользоваться открытым огнем".
3.7.7. Для тушения возгорания электроприводов, электроустановок и электропроводки, находящихся под напряжением до 1000 В должны использоваться только углекислотные, порошковые огнетушители и сухой песок.
3.7.8. Резервуары, трубопроводы, насосы, сливные эстакады, раздаточные колонки и другие экипировочные устройства, предназначенные для слива, хранения и выдачи нефтепродуктов, необходимо заземлить.
Электрооборудование насосных дизельного топлива должно быть выбрано для взрывоопасного помещения классов Б-1а, В-15, В-1г, а смазочного хозяйства - для пожароопасного помещения класса П-1 в соответствии с Правилами устройства электроустановок.
В насосных станциях дизельного топлива, смазкораздаточных должны быть вывешены схемы технологической разводки трубопроводов, размещения насосов, вентилей, фильтров с надписями о их назначении.
3.7.9. Все ремонтные, монтажные и строительные работы на территории эксплуатируемых резервуаров, связанные с применением огня (сварка, резка, клепка), легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также очистка резервуаров и другие ремонтные работы на территории резервуарного парка и отдельно стоящих резервуаров должны производиться только с письменного разрешения главного инженера или руководителя предприятия с предварительным согласованием этих работ с пожарной охраной. В разрешении должно быть указано: место и характер работы; необходимые противопожарные мероприятия, подлежащие выполнению до начала работ; сроки начала и окончания работ; фамилия и должность лица, ответственного за проведение работ.
3.7.10. Для указания места нахождения вида пожарного оборудования и огнетушащих средств следует применять указательные знаки по ГОСТ 12.4.026-76, которые размещают на видных местах на высоте 2-2,5 м как внутри, так и вне помещений.
3.7.11. Во время проведения работ по наклейке покрытий полов и отделке ТПС с применением горючих клеев, мастик и других материалов запрещается присутствие посторонних людей.
Запрещается одновременное проведение на ТПС сварочных, окрасочных и отделочных работ с использованием мастик, красок, клеев и других горючих материалов, а также проведение сварочных работ на свежеокрашенном подвижном составе.