Содержание материала

Правила по охране труда работников военизированной охраны Министерства путей сообщения разработаны с учетом особенностей службы военизированной охраны железнодорожного транспорта и устанавливают основные требования техники безопасности, порядок обучения и проверки знаний по охране труда работников подразделений военизированной охраны при несении службы по охране грузов и объектов на железнодорожных станциях, в пути следования поездов, при проведении оперативно-профилактической работы, тушении пожаров и охране искусственных сооружений.

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

Утверждаю
Первый заместитель министра
путей сообщения
Г.М.Фадеев
16 апреля 1991 г.

Правила по охране труда работников военизированной охраны Министерства путей сообщения

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила по охране труда работников военизированной охраны Министерства путей сообщения разработаны с учетом особенностей службы военизированной охраны железнодорожного транспорта и устанавливают основные требования техники безопасности, порядок обучения и проверки знаний по охране труда работников подразделений военизированной охраны при несении службы по охране грузов и объектов на железнодорожных станциях, в пути следования поездов, при проведении оперативно-профилактической работы, тушении пожаров и охране искусственных сооружений.
1.2. Наряду с настоящими Правилами работники военизированной охраны обязаны руководствоваться и другими нормативными документами по охране труда, регламентирующими действия стрелков и пожарных в различных ситуациях, и строго выполнять их при несении службы.
1.3. Лица, поступающие на работу в военизированную охрану, должны пройти медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами по медицинскому освидетельствованию работников железнодорожного транспорта и допускаются к несению службы по охране объектов, грузов и обеспечению пожарной безопасности только после изучения программы начальной подготовки и проверки знаний по основным предметам для стрелковых и пожарных подразделений, Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, настоящих Правил, а также прохождения стажировки в качестве дублеров часовых или номеров боевых расчетов на пожарных автомобилях (пожарных поездах).
1.4. При несении службы работник военизированной охраны должен быть одет в исправную и по размеру спецодежду, застегнутую на все пуговицы, не мешающую движению и исключающую задевание за выступающие части подвижного состава или груза.
1.5. Продолжительность несения службы на постах и других видах нарядов устанавливается в соответствии с Положением о регулировании рабочего времени и времени отдыха личного состава военизированной охраны Министерства путей сообщения. Время пребывания на наружном стационарном посту при температуре воздуха — 20°С и ниже, +ЗО°С (в тени) и выше, а также при сильном ветре сокращается до 4 ч.
1.6. В целях предупреждения нападения служебных собак начальники караулов обязаны информировать стрелков, заступающих на службу, о наличии на охраняемых объектах и в поездах собак, находящихся на привязи или свободном окарауливании.
1.7. На начальствующий состав военизированной охраны МПС возлагаются следующие обязанности:
1.7.1. Начальник отдела военизированной охраны:
1) осуществляет общее руководство и контроль за работой по охране труда, выполнением мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и санитарно-гигиенических условий труда работников военизированной охраны, соблюдением действующего законодательства по вопросам охраны труда;
2) анализирует положение дел с производственным травматизмом, разрабатывает мероприятия и готовит рекомендации подразделениям военизированной охраны по его профилактике;
1    Далее по тексту — Правила.
3) производит в установленном порядке служебные расследования групповых несчастных случаев, а также случаев со смертельным исходом и тяжелыми телесными травмами.
1.7.2. Начальник отряда военизированной охраны:
1) осуществляет контроль за разработкой и выполнением мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и санитарно-гигиенических условий труда, за своевременным медицинским обследованием рабочих, состоянием сооружений и обустройств, соблюдением режима труда и отдыха работников, требует от руководителей подразделений и предприятий устранения обнаруженных недостатков:
2) при посещении подразделений проверяет знания и выполнение работниками правил техники безопасности, наличие и ведение служебной документдции по вопросам охраны труда, результаты проверки отражает в соответствующих документах учета;
3) ежемесячно организует проведение дня охраны труда в подразделениях отряда;
4) в установленном порядке расследует несчастные случаи с работниками военизированной охраны;
5) незамедлительно принимает меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай;
6) в течение трех суток после окончания расследования несчастного случая лично рассматривает его результаты на оперативном совещании с участием начальствующего состава подразделений и причастных к несчастному случаю работников; издает приказ о принятии конкретных мер; утверждает четыре экземпляра акта ф. Н-1, три из которых направляет пострадавшему или лицу, представляющему его интересы, начальнику отдела военизированной охраны, начальнику отдала охраны труда управления железной дороги;
7) распространяет передовой опыт работы по организации безопасных условий труда, санитарно-гигиенических и бытовых условий для работников военизированной охраны;
8) обеспечивает подразделения исправной спецодеждой и форменным обмундированием (согласно установленным нормам), организует чистку, ремонт и дезинфекцию спецодежды.
1.7.3. Начальник команды (пожарного поезда):
1) проводит первичный, повторный, внеплановый и текущий инструктажи на рабочем месте, организует стажировку вновь принятых в военизированную охрану работни-ков;
2) проводит занятия, беседы, организует чтение лекций по вопросам трудового законодательства, техники безопасности и производственной санитарии с работниками подразделения;
3) проверяет исправность спецодежды и форменного обмундирования, обеспечивает и контролирует безопасное состояние помещений и других обустройств, оборудования и инвентаря, рабочих мест;
4) контролирует соблюдение работниками норм, правил, инструкций, приказов и указаний по технике безопасности и производственной санитарии;
5) организует оформление учебного класса (уголка) по охране труда, следит за наличием инструкций, предупредительных знаков, надписей и плакатов по технике безопасности и производственной санитарии;
6) принимает участие в расследовании несчастных случаев, изучает причины, вызвавшие эти случаи, принимает меры для их предупреждения, разрабатывает планы мероприятий по охране труда.
1.7.4. Начальник отделения (караула):
1) проводит инструктаж личного состава на рабочем месте;
2) контролирует соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии личным составом отделения (караула), исправность спецодежды, форменного обмундирования, технических средств, оборудования, инвентаря.

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

2.1. В служебных помещениях подразделений военизированной охраны лестницы, входы и выходы должны быть освещены в соответствии с государственными стандартами и Строительными нормами и правилами. Ступени, перила и поручни лестничных маршей должны содержаться в исправном состоянии.
2.2. Полы в караульных помещениях пожарных, стрелково-пожарных, стрелковых команд и команд по охране особо важных объектов должны выполняться на одном уровне (одной отметке). В дверных проемах пороги делать не допускается.
2.3. Помещение гаража пожарного депо оборудуется вентиляцией и газоотводами для удаления отработанных газов при работе двигателей пожарных автомобилей.
2.4. Пожарное оборудование и инструмент, а также спортивные снаряды должны содержаться в исправном состоянии и периодически проверяться на предмет их годности к дальнейшему использованию. Учебные башни с фасадной стороны должны иметь предохранительные подушки.
2.5. В подразделениях устанавливаются безопасные маршруты следования служебных нарядов по обочинам путей или междупутью с менее интенсивным движением поездов и маневровой работой. Схемы маршрутов вывешивают в караульных помещениях.
2.6. Посты часовых устанавливаются в местах, обеспечивающих хорошее наблюдение за охраняемыми объектами и безопасное несение службы.
2.7. На постах по охране искусственных сооружений и других объектов в соответствии с проектами оборудуются постовые будки (грибки), смотровые вышки, площадки с твердым покрытием, лестницы, настилы и другие необходимые обустройства. В зимнее время площадки, лестницы, настилы и подходы к ним должны регулярно очищаться от снега, льда и посыпаться песком.

3. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ РАБОТНИКАМИ ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

3.1 Работники военизированной охраны, выполняя задачи по охране объектов, грузов и обеспечению пожарной безопасности, обязаны: 3.1.1. В парках станций:
1) проходить только по междупутью или обочине земляного полотна и вести наблюдение за проходящим подвижным составом; при следовании группой совершать движение в колонне по одному;
2) следить за световыми, звуковыми сигналами;
 3) при приближении поезда немедленно отойти в безопасное место на откос насыпи или за кювет выемки на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса, а на участке со скоростным движением поездов — не менее 5 м, и, пропустив поезд, продолжать движение;
4) переходить железнодорожные пути, не наступая на рельсы, быстро и только под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося поезда, локомотива, дрезины или скатывающихся с горки вагонов. Обходить стоящие на станции поездные составы не ближе 5 м от последнего вагона или локомотива,
5) при переходе через пути, занятые вагонами, пользоваться только переходными площадками вагонов,
6) не переходить железнодорожные пути на стрелочных переводах;
7) при выходе на путь из-за стрелочных постов и других сооружений предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава,
8) если в составе проходящего поезда обнаружены негабаритные грузы и нет возможности отойти в безопасное место, то следует немедленно лечь на середине междупутья головой навстречу идущему поезду, подобрав полы шинели (постовой одежды) под себя;
9) документы и пропуска лиц, идущих по железнодорожным путям, проверять, отведя их в сторону от пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса или на междупутье;
10) личный досмотр, а также досмотр вещей задержанных граждан осуществлять на месте задержания разрешается только в тех случаях, когда наряд, производящий задержание, состоит из двух и более человек.
3.1.2. На искусственных сооружениях:
до искусственного сооружения двигаться кратчайшим путем (по дорогам, просекам и тропам, а при отсутствии такой возможности — вдоль железнодорожного полотна). При следовании группой более двух человек назначается старший и наблюдатели за подходом поездов с обеих сторон и оповестительной сигнализацией. Двигаться следует в колонне по одному на расстоянии 2 — 3 м друг от друга;
для прохода через железнодорожный мост двигаться в колонне по одному на расстоянии 3 — 5м друг от друга, придерживаясь ближе к перилам моста. При подходе к мосту поезда немедленно укрыться на мостовых площадках и только после прохода поезда продолжать движение;
для перехода с одной стороны тоннеля на другую следовать по верху тоннеля. Там, где по условиям местности этого сделать нельзя, разрешается проходить по тоннелю. В этом случае наряд следует по обочине пути, держась ближе к стене тоннеля, в колонне по одному на расстоянии 3 — 5м друг от друга. При приближении поезда наряд обязан немедленно укрыться в нишах;
при движении в тоннеле не разрешается поднимать воротники верхней одежды, опускать наушники шапок.
3.1.3. При пользовании плавучими средствами:
1) у берега на территории команды оборудуется причал для стоянки катеров и лодок, которые должны находиться на привязи и под замком;
2) к управлению плавучими средствами (катером или моторной лодкой) допускаются лица, имеющие на это соответствующее удостоверение;
3) плавучие средства должны быть исправными и оборудованы спасательными кругами и поясами;
4) на каждом выделенном в наряд катере (лодке) должен быть назначен старший;
5) посадка и высадка личного состава с плавучих средств должны производиться с причала под наблюдением старшего по наряду;
6) нагрузку на катер (лодку) распределять равномерно, не превышая установленной нормы;
7) не разрешается подплывать близко на катерах (лодках) к идущим судам;
8) осмотр плавучих средств, задержанных за различные нарушения в пределах запретной зоны, производится в специально предусмотренных местах.
3.1.4. При смене часовых на постах:
смена часовых должна производиться в безопасных местах: в парках станций — в стороне от путей или при необходимости на междупутье, где нет движения подвижного состава; на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях — на постовых площадках;
начальник караула обязан подводить к месту смены часового только одного караульного, а остальных оставлять в безопасном месте. При приеме-сдаче поста начальник караула лично ведет наблюдение за подходом поездов. При смене часовых по сменной постовой марке за подходом поездов с обеих сторон наблюдают часовой и прибывший на смену караульный;
при приближении поезда часовой или другое лицо служебного наряда обязаны зайти в постовую будку, а в парке станции — отойти в безопасное место (прием-сдача поста при этом прекращается).
3.2. Лицам служебного наряда запрещается прислоняться к вагонам, садиться на рельсы, переходить пути перед движущимся составом, подлезать под вагоны, садиться и соскакивать на ходу поезда (маневрового состава), переходить пути между отцепами вагонов, если расстояние между ними менее 10 м.

4. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИЕМЕ ГРУЗОВ ПОД ОХРАНУ И СОПРОВОЖДЕНИИ ИХ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ

4.1. Осмотр вагонов по прибытии поезда производится после его остановки.
4.2. Для осмотра груза, расположенного на платформе, подниматься на нее следует только с боковой стороны. Прежде чем подняться на платформу, необходимо убедиться в надежности крепления бортов.
4.3. При осмотре груза на платформе необходимо держаться за крепление груза. Передвигаться по борту платформы запрещается,
4.4. При осмотре крыш вагонов и контейнеров, а также легковых автомобилей, погруженных на второй ярус платформы, на электрифицированных линиях не приближаться к контактной сети ближе 2 м.
Автотракторную технику на платформах и в полувагонах осматривают после ограждения состава с двух сторон.
4.5. Осмотр и прием под охрану автотракторной техники уплотненной погрузки производят с пола платформы или полувагона, не влезая на кабины или кузова машин.
4.6. Не разрешается принимать под охрану вагоны с грузом на путях, где ведется маневровая работа или роспуск вагонов с горки.
4.7. Во время осмотра груза на станции переходить с платформы на платформу разрешается только при открытых или закрытых, но закрепленных бортах.
4.8. При сопровождении груза в пути следования запрещается: стоять ближе 1 м от борта платформы, держаться за борт и сидеть на борту платформы;
садиться на переходную площадку и сходить с нее до полной остановки поезда; -  переходить с платформы на платформу или с вагона на вагон по крышам; сидеть на ступеньке переходной площадки.

5. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОРУЖИЕМ

5.1. Оружие выдается лицам служебных нарядов, которые имеют допуск и знают правила обращения, хранения и применения оружия.
5.2. Оружие выдается личному составу непосредственно перед выходом на пост или другие виды наряда.
5.3. Получая оружие, лицо служебного наряда обязано убедиться в отсутствии в магазинной коробке (магазине, барабане) или в патроннике патрона, а также проверить его исправность.
5.4. Заряжается и разряжается оружие в установленных местах. Караульные заряжают и разряжают оружие по команде и под наблюдением начальника (помощника начальника) караула. После того как оружие заряжено, его ставят на предохранитель. Места, где заряжают и разряжают оружие, должны быть оборудованы пулеулавливателями.
5.5. Лица служебных нарядов, находясь на посту, должны иметь оружие в следующем положении:
карабин — на ремне, у ноги, в положении изготовки для стрельбы стоя; автомат — на груди, на ремне, в положении изготовки для стрельбы стоя; револьвер (пистолет) — в кобуре на ремне.
5.6. Лицам служебного наряда запрещается:
брать на службу неисправное оружие;
затыкать канал ствола;
-оставлять оружие в непредусмотренных для его хранения местах или передавать его другим лицам;
без необходимости направлять оружие на людей независимо от того, заряжено оно или нет;
без надобности заряжать и разряжать оружие; хранить оружие при себе после смены с поста и прибытия в караульное помещение.
5.7. При проведении стрельб строго соблюдать правила и меры безопасности, изложенные в Курсе стрельб из стрелкового оружия

6. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКОЙ, ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ВООРУЖЕНИЕМ, СЛЕДОВАНИИ НА ПОЖАР И ЕГО ТУШЕНИИ

6.1. К управлению пожарными автомобилями и работе со специальными агрегатами допускаются:
водители с непрерывным трехлетним стажем работы в качестве водителя соответствующих категорий транспортных средств, прошедшие специальную подготовку и получившие свидетельство (удостоверение), выданное квалификационной комиссией отряда военизированной охраны железной дороги;
к работе на мотопомпах — лица, имеющие удостоверение на право управления автотранспортным средством и прошедшие обучение по программе подготовки работы на пожарных мотопомпах и других агрегатах и получившие свидетельство (удостоверение) установленного образца.
6.2. Внутри помещения вагона-насосной станции запрещается создавать запасы горюче-смазочных материалов, пользоваться открытым огнем и промывать топливные баки.
6.3. Движение пожарного автомобиля разрешается по команде начальника караула только после посадки личного состава и при закрытых дверях кабины, кузова.
6.4. Боевая и защитная одежда должна быть исправной и обеспечивать безопасность и удобство работы пожарных в условиях высоких и низких температур, а также защиту от воздействия воды и водных растворов огнетушащих веществ.
6.5 Изолирующие противогазы являются строго индивидуальными приборами и пользование ими разрешается только лицам, прошедшим медицинский осмотр и обучение по программе специальной подготовки.
6.6. При сборе по тревоге личному составу военизированной охраны запрещается бросать на путях движения одежду и предметы личного обихода, останавливаться в проходах, дверных проемах пожарного депо и создавать другие различные помехи.
6.7. Во время следования на пожар при движении пожарного автомобиля личному составу запрещается курить, высовываться из окон, открывать двери, стоять на подножках.
В пути следования пожарного поезда запрещается находиться на подножках и переходах между вагонами.
6.8. Выезд (заезд) из вагона-гаража пожарного автомобиля осуществляется только под непосредственным руководством начальника пожарного поезда, его заместителя или начальника караула.
6.9. Запрещается сбрасывать пожарно-техническое вооружение, оборудование и инструмент из вагона-насосной станции.
610. Место стоянки и проведения работ по боевому развертыванию пожарного расчета в ночное время должно быть освещено.
6.11. При боевом развертывании запрещается:
1) приступать к его проведению до полной остановки пожарного автомобиля (поезда);
2) освещать открытым огнем колодцы пожарных гидрантов, газо- и теплокоммуникаций,
3) спускаться в колодцы водо-газо-, теплокоммуникаций без надетого изолирующего противогаза (индивидуальных средств защиты дыхания) и спасательной веревки, прикрепленной к карабину, без наблюдения второго лица (страхующего);
4) надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;
5) находиться под грузом при его подъеме или спуске;
6) подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту.
6.12. При тушении пожара должны соблюдаться следующие меры безопасности:
1) перед входом в задымленное и загроможденное помещение необходимо установить пост безопасности и поддерживать с ним связь по радио, голосом, при помощи спасательной веревки ;
2) в сильно задымленных помещениях следует продвигаться около капитальных стен и стен с окнами, простукивая впереди себя ломом пол, настил в перекрытии и другие конструкции. Кроме того, необходимо иметь спасательную веревку для самоспасения через окно, балкон и т. д;
3) двери помещений, вагонов, контейнеров, в которых произошел пожар, надо открывать осторожно, используя дверные полотнища для защиты от ожогов при возможном выбросе пламени и нагретых газов, имея наготове средства пожаротушения;
4) запрещается входить с открытым огнем в помещения и вагоны, в которых предполагается наличие взрывоопасных паров, газов и легковоспламеняющихся веществ. При пожарах в груженых вагонах и контейнерах необходимо выяснить по документам характеристику и опасность грузов. Тушение производить с соблюдением требований, изложенных в аварийных карточках;
5) при спуске по лестнице в подвал нужно двигаться на четвереньках лицом к выходу. При спуске в чердачное помещение через слуховое окно или проем в крыше следует,спустив ноги, коснуться перекрытия и, придерживаясь руками за конструкцию крыши,проверить прочность перекрытия. Если ноги не достают до перекрытия, надо использоватьлестницу, палку или обвязаться веревкой, один конец которой должен быть у пожарного,находящегося на крыше;
6) при тушении пожара в чердачных помещениях личный состав обязан передвигаться (особенно зимой) с предосторожностями; не ходить по обвисшей кровле и на участках перекрытия с признаками горения;
7) при перестановке лестниц предупреждать об этом поднявшихся по ним лиц, указывать новое место их установки или другие пути спуска;
8) до начала вскрытия и разборки конструкций необходимо обесточить все расположенные на участке электрические сети, отключить газовые сети и приборы. Обесточивать электропровода путем их резки можно при фазном напряжении в сети не выше 220 В и только тогда, когда иными способами обесточить сеть нельзя. Эта работа проводится в установленной последовательности, в резиновых диэлектрических перчатках, галошах (ботах), под наблюдением начальника караула и только лицами, прошедшими ранее практическое обучение;
9) запрещается сбрасывать с верхних этажей и крыш домов конструкции (предметы) без предварительного предупреждения об этом работающих у здания (сооружения) и охраны или ограждения места сбрасывания. При этом необходимо следить, чтобы сбрасываемые предметы не попадали на электропровода, балконы, крыши зданий и пожарную технику;
10) разобранные конструкции, эвакуируемое оборудование, материалы и мебель следует складывать острыми и режущими частями вниз так, чтобы не загромождались подходы к месту работы, исключались перегрузка и обвал перекрытий и покрытий, а также произвольное падение конструкций с высоты;
11) во время работы на пожаре водитель пожарного автомобиля (мастер) не должен без команды подавать или прекращать подачу воды (пены), повышать или понижать давление в рукавной линии, переставлять автомобиль и оставлять без надзора работающие насосы,
12) при работе на крутых крышах, больших высотах и приставных лестницах пожарный обязан надежно закрепиться и закрепить рукавную линию из расчета одной рукавной задержки на пожарный рукав. Для работы со стволом на высоте выделяется не мение двух человек Оставлять ствол без надзора даже после прекращения подачи воды не допускается;
13) при тушении пожара на объектах и в подвижном составе с наличием взрывчатых веществ необходимо предусмотреть защиту личного состава от непосредственного поражения взрывчатыми веществами и взрывной волной, используя различного рода укрытия;
14) при горении нефти и нефтепродуктов в резервуарах необходимо вывести из опасной зоны личный состав пожарных подразделений и обслуживаемый персонал, не занятый на тушении пожара, и пожарную технику;
        15) при работе с пенообразователями следует обеспечить защиту глаз и кожных покровов. При попадании пенообразователя на слизистую оболочку промыть глаза 2%-ным раствором борной кислоты;
16) при возникновении пожара вблизи контактной сети необходимо немедленно сообщить об этом дежурному по станции, поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам района контактной сети;
17) горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается тушить только углекислотными или порошковыми огнетушителями. Горящие предметы тушить водой или пенными огнетушителями можно только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления в установленном порядке и получения письменного уведомления о снятии напряжения от представителя дистанции электроснабжения;
18) горящие предметы, расположенные на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, а также внутри вагонов и кузовов локомотивов, можно тушить без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других частей, находящихся под напряжением;
19) при тушении пожаров на объектах, в зданиях и в вагонах, где находятся какое-либо оборудование или емкости под давлением, необходимо принять меры к предотвращению их нагрева до опасных пределов, при необходимости потребовать от администрации объекта снижения давления в оборудовании (емкостях) до безопасных пределов, организовать охрану помещений, вагонов и удалить из них лиц, не связанных с тушением пожара;
20) во время тушения пожара при низких температурах должны приниматься меры к предупреждению переохлаждения и обморожения работающих. Работа на высоте и спуск (подъем) по пожарным лестницам в обмерзшей боевой одежде должны производиться только при страховке личного состава спасательными веревками;
21) в зависимости от характера, площади и места пожара, задымленности (загазованности) помещений личный состав должен обеспечиваться средствами защиты органов дыхания, приборами освещения и связи, средствами спасания и самоспасания, инструментом для вскрытия конструкций;
22) в условиях открытых пожаров на участках сильного теплового излучения ствольщики должны обеспечиваться теплоотражающими костюмами и при необходимости выполнять работы под защитой водяной струи.
6.13. При тушении пожаров на сооружениях, расположенных в производственных, гражданских и жилых зданиях, необходимо строго соблюдать меры личной безопасности, изложенные в Боевом уставе пожарной охраны МВД.
6.14. При тушении пожаров в пассажирском и грузовом подвижном составе необходимо выполнять меры личной безопасности, изложенные в Инструкции по тушению пожаров в подвижном составе железных дорог, а также в аварийных карточках на данный вид груза.

7. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ

7.1. Должностные лица, ответственные за использование транспортных средств, не должны допускать эксплуатацию автомобилей и мотоциклов, техническое состояние и оборудование которых не соответствует требованиям Правил дорожного движения, правил
технической эксплуатации того или иного вида транспорта и инструкций заводов-изготовителей.
7.2. Перевозка людей, как правило, должна проводиться на автомобилях и мотоциклах, специально предназначенных для этой цели.
Перевозка людей в зимний и переходные периоды года должна осуществляться в крытом подвижном составе, а при температуре ниже — 10°С — в подвижном составе, имеющем обогрев салона для пассажиров.
7.3. Группу людей в кузове грузового автомобиля можно перевозить только при соблюдении требований, определенных Правилами дорожного движения.
7.4. Посадка и высадка личного состава разрешаются только при полной остановке автомобиля (мотоцикла) и лишь со стороны тротуара или обочины (в кузов грузового автомобиля — со стороны заднего борта)
7.5. Запрещается перевозить людей на сиденье рядом с водителем, в кузове автомобиля и в коляске мотоцикла сверх предусмотренного технической характеристикой количества мест на этот вид транспорта.
7.6. При следовании на автомобиле (мотоцикле) начальник подразделения (старший наряда) обязан поддерживать дисциплину среди личного состава и следить, чтобы скорость движения автомобиля не превышала установленных норм.
7.7. На стоянке, в том числе при работе на одном месте, автомобиль должен быть надежно закреплен ручным тормозом, а на площадках, имеющих уклон, кроме того, должны быть подставлены подкладки под колеса.

8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО СЛУЖЕБНЫМИ СОБАКАМИ

8.1. При движении вожатого (проводника) по путям станции собака должна находиться от него с левой стороны, в наморднике и на коротком поводке. При осмотре грузов ее необходимо оставлять в безопасном месте, на короткой привязи, под наблюдением.
8.2. При ветеринарном осмотре собак и уходе за ними собаки должны выводиться на поводке, а злобные, кроме того, в намордниках.
8.3. При работе с собаками специалисты должны соблюдать правила личной гигиены не позволять собаке лизать лицо, не употреблять личную посуду для ее кормления, дезинфицировать и содержать в чистоте свою одежду, мыть перед едой руки и не курить во время работы с собакой.
8.4. В случае укуса человека проводник (вожатый) служебной собаки обязан сообщить пострадавшему сведения о ней (кличку, данные о прививках против бешенства и место нахождения команды военизированной охраны, в которой можно получить копию документа о сделанных собаке прививках).
Работник военизированной охраны, пострадавший от укуса служебной собаки, обязан обратиться в медицинское учреждение.

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

9.1 Объем знаний и правила подготовки работников военизированной охраны железнодорожного транспорта по охране труда определяются программами подготовки личного состава военизированной охраны, разрабатываемыми Управлением военизированной охраны МПС.
9.2. Обучение и проверка знаний по охране труда работников военизированной охраны производятся в соответствии с Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта.
9.3. При приеме (переводе) на постоянную или временную работу должны проводиться:
вводный и первичный инструктажи на рабочем месте;
обучение по охране труда в процессе начального обучения при прохождении испытательного срока;
первичная проверка знаний при приеме (переводе) на работу; стажировка.
9.4. Периодически должны проводиться:
повторный, внеплановый и текущий инструктажи;
обучение по охране труда в процессе ежегодной учебы работников военизированной охраны и на курсах повышения квалификации младшего, среднего и старшего начальствующего состава;
первичный инструктаж на рабочем месте с лицами, привлекаемыми к неотложным кратковременным работам на железных дорогах (снегоборьба, борьба с паводками, пожарами и т. п.).
9.5. Работники, не усвоившие правила по охране труда, к работе не допускаются и с ними проводится повторный инструктаж.
Работникам, показавшим неудовлетворительные знания по охране труда при первичной, периодической или внеочередной проверке, назначается срок повторной проверки знаний. Этот срок не должен превышать одного месяца. Работники, не прошедшие испытания, переводятся в установленном порядке на работу, не связанную с несением службы на железнодорожных путях, движением поездов и другими условиями повышенной опасности.
9.6. Все виды инструктажа, а также стажировка должны отмечаться в журнале ре-гистрации инструктажа по охране труда с обязательными, подписями инструктирующего и инструктируемого работников.
Страницы журнала должны быть пронумерованы и прошнурованы, а в конце его прописью указано количество страниц. Эта запись заверяется печатью.
Вводный инструктаж лиц независимо от того, в какое подразделение они поступают, должен регистрироваться в журнале ф. ТНУ-19, едином для всего отряда, который ведет и хранит лицо, ответственное за охрану труда в отряде.
Другие виды инструктажа, а также стажировка должны регистрироваться в журнале ф. ТНУ-19, который должен быть в каждом подразделении. Для регистрации каждого вида инструктажа, а также стажировки в журнале выделяют отдельные страницы. Журнал хранит начальник подразделения. Использованные журналы ф. ТНУ-19 хранят один год.
9.7. У работников, вновь принятых в военизированную охрану, не позднее чем за три дня до окончания испытательного срока, проводится первичная проверка знаний в установленном объеме по правилам техники безопасности и другим предметам программы начального обучения.
Знания проверяет комиссия в следующем составе: начальник команды (пожарного поезда), заместитель начальника команды (старшина), начальник отделения. После окончания проверки знаний программы начальной подготовки на каждого вновь принимаемого работника составляется акт (см. приложение 1).
Кроме акта проверки знаний, на каждого работника военизированной охраны, выполняющего обязанности на железнодорожных путях станций, в грузовых и пассажирских поездах, на искусственных сооружениях и других объектах с повышенной опасностью для жизни, заполняется контрольный лист (см. приложение 2), в котором делают отметки о проведении вводного и первичного инструктажей, о стажировке, обучении и первичной проверке знаний по охране труда. Контрольный лист хранят в отряде в личном деле работника.
Результаты проверки знаний по охране труда и ПТЭ регистрируют в журнале ф. РБУ-10.
Проверка знаний у лиц, ответственных за техническое состояние и безопасность эксплуатации в подразделениях обогревательных котлов всех типов, газовых приборов, электромеханизмов, должна производиться с участием представителей отделов (служб), в ведении которых находятся указанные приборы, агрегаты и т. п.
Периодические и внеочередные проверки знаний (при необходимости) по охране труда проводят комиссии, утверждаемые приказом начальника отдела или отряда военизированной охраны.
Период времени, за который работник должен быть предупрежден о периодической или внеочередной проверке знаний по охране труда, устанавливает начальник отряда.
Знания, получаемые при инструктаже, проверяет работник, проводивший инструктаж.
9.8. Инструктаж, обучение и проверка знаний при приеме (переводе) на работу.
9.8.1. Вводный инструктаж не проводится с лицами, переводимыми с одной работы на другую внутри подразделения. Вводный инструктаж проводит назначенное приказом по отряду (отделу) лицо, ответственное за охрану труда, а в его отсутствие — начальник отряда или его заместитель.
Со всеми лицами, принимаемыми на работу и переводимыми из одного подразделения в другое проводится вводный инструктаж перед подписанием приказа о приеме на работу, как правило, в кабинете (уголке) охраны труда с использованием наглядных учебных пособий и технических средств обучения по конспекту, утвержденному начальником отряда (отдела).
Лицо, производившее вводный инструктаж, должно сделать соответствующую запись в журнале ф. ТНУ-19, едином для отряда.
В гр. 5 журнала указывают название и дату утверждения конспекта, по которому проводится инструктаж, а в ф. 6 — допускается ли работник к первичному инструктажу по месту выполнения служебных обязанностей. Запись о вводном инструктаже делается также в контрольном листе.
При прохождении вводного инструктажа лица, принимаемые на работу в военизированную охрану, должны быть ознакомлены с приемами оказания доврачебной помощи при несчастных случаях.
В случае травмы или телесного повреждения необходимо вызватв медицинского работника и приступить к оказанию доврачебной помощи пострадавшему, при этом оказывающий помощь должен знать:
общие принципы оказания первой помощи и ее приемы применительно к характеру полученного пострадавшим повреждения;
основные способы переноски и эвакуации пострадавших.
Оказывающий помощь должен уметь:
выполнять искусственное дыхание "изо рта в рот" ("изо рта в нос");
делать закрытый массаж сердца и оценивать его эффективность;
временно останавливать кровотечение наложением жгута, давящей повязки или пальцевым прижатием сосуда;
накладывать повязку при повреждении (ранении, ожоге, ушибе);
создавать щадящее положение пострадавшему при переломе костей, тяжелом ушибе, термическом поражении, чтобы не повредить пораженную часть тела при транспортировке;
оказывать помощь при остром отравлении, рвоте, бессознательном состоянии;
использовать подручные средства при переноске, погрузке и транспортировке пострадавшего;
пользоваться аптечкой первой помощи.
9.8.2. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с рядовым и начальствующим составом, инженерно-техническими работниками и служащими, поступившими на работу вновь или переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, курсантами, прибывшими на производственное обучение или практику с целью ознакомления с конкретной обстановкой и безопасными приемами труда.
Первичный инструктаж можно не проводить с работниками военизированной охраны, выполнение обязанностей которых не связано с повышенной опасностью. При этом в приказе о зачислении работника военизированной охраны следует сделать дополнительную запись: "Первичный инструктаж на рабочем месте и стажировка не требуются". Перечень должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, утверждает начальник отдела военизированной охраны.
Первичный инструктаж проводит начальник подразделения или его заместитель. Это делается после вводного инструктажа перед началом работы с каждым работником индивидуально. Практически начальник подразделения или его заместитель показывают безопасные приемы труда непосредственно на рабочем месте (на подвижном составе или стационарных постах).
Лицо, проводившее первичный инструктаж на рабочем месте, делает соответствующую запись в журнале ф. ТНУ-19, хранящемся в подразделении. В гр. 5 журнала указывают конспект, по которому проведен инструктаж. В гр. 6 делается запись о допуске работника к первичной проверке знаний по охране труда (для лиц, имеющих квалификацию) или что работник (для лиц, проходящих профессиональное обучение на производстве) допускается к производственному обучению (стажировке) на рабочем месте лод руководством и под ответственность руководителя обучения (стажировки) с указанием его должности и фамилии.
Прохождение первичного инструктажа отмечается в приказе о приеме на работу или переводе на другую работу.
9.8.3. Стажировку должны проходить вновь принимаемые и переводимые на другую работу работники военизированной охраны, для которых она предусмотрена (см. приложение 3) с целью получения практических навыков безопасного труда на рабочем месте.
Стажировка проводится после первичной проверки знаний по охране труда. Во время стажировки работник самостоятельно выполняет работу под наблюдением руководителя. К одному руководителю стажировки может быть прикреплено не более двух человек.
Стажировкой работников военизированной охраны руководит начальник подразделения, а в его отсутствие — лицо, его замещающее.
На время стажировки за работником закрепляется опытный наставник, имеющий стаж работы не менее трех лет.
При переводе на другую работу продолжительность стажировки для различных профессий определяет начальник отряда исходя из местных условий.
О проведении стажировки начальник подразделения делает запись в журнале ф. ТНУ-19 подразделения: в гр. 1 журнала указывают дату проведения стажировки, в ф. 5 — основные виды работ, выполняемые работником во время стажировки, в гр. 6 — допуск к самостоятельной работе.
О проведении стажировки производится также запись в приказе о приеме на работу ф. Т-1 или переводе на другую работу ф. Т-5.
9.8.4. Повторный инструктаж следует проводить со всеми работниками независимо от их квалификации, образования и стажа работы с целью повышения уровня знаний по охране труда. Перечень должностей работников, освобожденных от повторного инструктажа, утверждает начальник отдела (отряда) военизированной охраны.
Повторный инструктаж проводит начальник подразделения по наиболее важным вопросам техники безопасности на охраняемых объектах.
Периодичность повторного инструктажа — не реже одного раза в три месяца, а с работниками со стажем работы на данном месте до одного года — не реже одного раза в полтора месяца.
Периодичность, время, место и лиц, ответственных за повторный инструктаж, определяет начальник отряда военизированной охраны.
Лицо, проводившее повторный инструктаж, должно сделать соответствующую запись в журнале ф. ТНУ-19. В журнале указывают название тем, по которым проведен инструктаж, а также делают отметку о том, усвоен ли инструктаж работником и допускается ли он к дальнейшей работе.
9.8.5. Внеплановый инструктаж проводится при разборе несчастного случая, происшедшего в подразделении, при выявлении нарушений требований техники безопасности, которые не привели, но могли бы привести к травме, аварии (в этих случаях инструктаж проводят с работниками, причастными к допущенным нарушениям, и с работниками, имеющими аналогичные условия труда), а также при разборе телеграмм, приказов, указаний о несчастных случаях в других подразделениях.
При перерыве в работе более чем на 30 календарных дней инструктаж проводят до начала работы по программе первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж проводит начальник подразделения не позже чем через трое суток после имевшего место несчастного случая или получения сведений о несчастных случаях в других подразделениях.
Лицо, проводившее внеплановый инструктаж, делает соответствующую запись в журнале ф. ТНУ-19. В гр. 5 журнала записывают номер приказа (телеграммы) о несчастном случае или перечень требований безопасности труда в изменившихся условиях. В гр. 6 указывают, усвоен ли инструктаж и допускается ли работник к дальнейшей работе.
9.8.6. Текущий инструктаж проводится с личным составом караула перед заступлением на службу с целью доведения до сведения работников оперативной обстановки и разъяснения безопасных приемов труда при выполнении полученного задания. Время инструктажа караула и боевого расчета не должно превышать 15 мин.
При изменении характера и условий несения службы начальник караула (подразделения) при проведении инструктажа обязан обращать внимание на эти изменения. При резко изменившихся и экстремальных условиях допускается проведение данного вида инструктажа с применением технических средств связи (телефон, радиостанция, громкая связь).
Инструктаж разъездных стрелков, прибывших на службу после инструктажа основного состава караула, а также караульных перед направлением в различные виды наряда, проводит начальник караула или его помощник. Место проведения инструктажа устанавливает начальник подразделения исходя из местных условий.
О проведении текущего инструктажа заступающего караула делается отметка в ведомости работы караула (ф. ХУ-1), журналах учета работы дежурного караула (ф. ХУ-18 или ХУ-16), а о проведении инструктажа разъездных нарядов — в маршруте караула (ф. ХУ-2). На каждом инструктаже начальник подразделения напоминает и проверяет правила техники безопасности при несении службы, порядок применения и обращения с оружием и пожарно-техническим вооружением. Инструктируемый работник подписывает указанные документы.
9.8.7. В процессе программной учебы личный состав военизированной охраны обучается охране труда с целью совершенствования знаний, повышения квалификации и закрепления навыков безопасной работы. Обучение должно осуществляться по двухгодичной учебной программе, утверждаемой Управлением военизированной охраны МПС.
Занятия по охране труда проводят начальники отрядов, их заместители, инструкторский состав отрядов (отделов), начальники подразделений, их заместители и начальники отделений. Руководителя занятия указывают в расписании занятий, которое утверждает начальник отряда (отдела).
Для проведения специальных занятий следует приглашать медицинских работников, юристов, работников органов внутренних дел на транспорте, технических инспекторов труда ЦК Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, а также других специалистов. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, сопровождаемых демонстрацией кинофильмов, диафильмов и других учебно-наглядных пособий.
9.8.8. Периодическая проверка знаний по охране труда проводится среди работников военизированной охраны, перечисленных в приложении 3. При необходимости дополнительной проверке знаний по охране труда могут быть подвергнуты работники, которые проходят проверку знаний только при назначении на должность.
Начальники отрядов по согласованию с отделом военизированной охраны могут вносить дополнения в перечень должностей, подлежащих проверке знаний по охране труда.
Периодическая проверка знаний по охране труда различных категорий работников должна проводиться соответствующими комиссиями под председательством руководителя отдела, отряда или подразделения военизированной охраны. В состав комиссия должны входить: заместители начальников подразделений, лица, занимающиеся вопросами охраны труда и техники безопасности, общественные инспектора, а также работники военизированной охраны, имеющие большой опыт работы в данном подразделении и прошедшие обучение по технике безопасности.
Периодическая проверка знаний по охране труда работников военизированной охраны должна проводиться в сроки, указанные в приложении 3.
Для работников, непосредственно связанных с эксплуатацией и обслуживанием действующих электроустановок, должна проводиться дополнительная ежегодная проверка знаний Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
При совпадении сроков проверки знаний по охране труда с инспекторской проверкой по боевой подготовке они должны проводиться одновременно.
У работников, окончивших курсы повышения квалификации, во время сдачи экзаменов должны быть одновременно проверены знания по охране труда.
Результаты периодической проверки знаний по охране труда работников военизированной охраны должны быть отмечены в гр. 7 книги ф. РБУ-10 записью: "Сдал" или "Не сдал"
По распоряжению начальника отдела (отряда) может назначаться внеочередная проверка знаний по охране труда.
Период времени, за который работник должен быть предупрежден о периодической и внеочередной проверках знаний по охране труда, устанавливается начальником отдела (отряда).

10. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

10.1. При расследовании и учете несчастных случаев, происшедших с работниками военизированной охраны, необходимо руководствоваться Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС и Госпроматомнадзора СССР от 17. 08. 89 № 8 - 12 (см. приложение 4).
102. Начальник команды (пожарного поезда), где произошел несчастный случай, обязан немедленно сообщить об этом начальнику отряда, а тот в свою очередь — начальнику отдела военизированной охраны железной дороги.
О случаях травмирования работников военизированной охраны с тяжелыми последствиями при исполнении служебных обязанностей, а также случаях группового травматизма начальник отдела военизированной охраны дороги в суточный срок докладывает в Управление военизированной охраны МПС.
10.3. Несчастный случай расследует комиссия, утверждаемая приказом начальника отряда, под его председательством, с участием лица, ответственного за охрану в отряде, общественного инспектора по охране труда, начальника подразделения, в подчинении которого находится пострадавший.
10.4. Специальное расследование несчастных случаев (групповые и с тяжелыми последствиями) проводит начальник отдела военизированной охраны или его заместитель.
Материалы специального расследования и приказ о принятых мерах высылаются в 15-дневный срок в Управление военизированной охраны МПС для рассмотрения и подготовки рекомендаций по устранению условий и причин, способствующих производственному травматизму.
Правила по технике безопасности личного состава военизированной охраны Министерства путей сообщения СССР от 08.06. 77 № ЦУО/3450 считаются утратившими силу.