Содержание материала

 

 

 

 

 

 

Г л а в а 6 КОНТАКТНАЯ СЕТЬ

6.1. Ответственность за правильную и безопасную эксплуатацию устройств контактной сети1 несет лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия, руководитель железнодорожного хозяйства, начальник контактной сети (цеха, службы, участка).

1 Здесь и далее в понятие «контактная сеть» входят все провода, конструкции и оборудование, обеспечивающие передачу тягового тока, включая провода обратного тока.

6.2 Начальник контактной сети, старший мастер, мастер контактной сети по кругу своих обязанностей должны:
а) обеспечить условия, гарантирующие безопасность выполнения работ, следить за выполнением настоящих Правил и инструкций;
б) контролировать и обеспечивать проведение   инструктажа персонала, обслуживающего контактную сеть, проверку знаний, а также выполнение ими требований настоящих Правил и инструкций;
в) обеспечивать работников исправными защитными и монтажными средствами, прошедшими испытания, сигнальными принадлежностями, а также положенной по нормам спецодеждой и спецобувью;
г) не допускать оформления на работу лиц, не прошедших медицинского освидетельствования и не сдавших испытания на знание настоящих Правил;
д) привлекать к ответственности виновных в нарушении настоящих Правил и инструкций независимо от последствий, вызванных этим нарушением.
6.3. Фиксаторныс и натяжные изоляторы в фиксирующих тросах и в анкеровках проводов, а также подвесные и опорные изоляторы контактной сети и высоковольтной линии (ВВЛ) должны располагаться на таком расстоянии от опор, чтобы части контактной сети и ВВЛ, находящиеся под напряжением, были удалены от ближайшей поверхности опор на расстояние не менее 0,8 м для контактной сети постоянного тока и проводов ВВЛ и не менее 1 м — для контактной сети переменного тока.
6.4. Снижение сечения медных, сталемедных, алюминиевых, сталеалюминиевых многожильных проводов и стальных тросов вследствие обрыва проволок не должно превышать 15% полного сечения провода. Места обрыва должны быть забандажированы.
Снижение механической прочности стальных тросов вследствие коррозии не должно быть более 30% по отношению к первоначальной его прочности.
6.5. Горизонтальное расстояние между внутренними рабочими проводами на изолирующем сопряжении должно быть 0,6 м.
Это расстояние, не выдерживаемое по ветровым отклонениям, может быть уменьшено до 5 м на линиях переменного тока и до 0,4 м — на линиях постоянного тока с допуском ±0,05 м.
6.6. Изолирующие  сопряжения анкерных участков станции и перегонов должны располагаться между входным сигналом или знаком «Граница станции» и крайним стрелочным переводом станции со стороны перегона.
6.7. Не допускается наличие каких-либо проводов, тросов и других конструкций, в том числе заземленных, расположенных на   расстоянии менее 3 м выше   рогов секционного   разъединителя.
6.8. Грузовые компенсаторы, подвешенные на деревянных опорах, должны быть заземлены. Если на опоре с гибкой поперечиной имеется разрядник, то к ней же должно подводиться и заземление.
Искусственные заземления устанавливаются с одной стороны.
6.9. Заземление опор контактной сети, находящихся вблизи сооружений, осуществляется как индивидуальными, так и групповыми заземляющими проводниками, подсоединяемыми к электротяговым рельсовым нитям или средним точкам путевых дроссель-трансформаторов.
Индивидуальные заземления и спуски от провода группового заземления выполняются стальными прутками диаметром не менее 10 и 12 мм соответственно на линиях переменного и постоянного токов.
Групповой заземляющий провод может быть выполнен из биметаллического троса сечением не менее 60 мм2 или стального оцинкованного троса сечением 40 мм2 на линиях переменного тока и из биметаллического троса сечением не менее 70 мм2 или стального оцинкованного троса сечением 40 мм2 на линиях постоянного тока.
Общая длина одной секции провода группового заземления не должна превышать на линиях переменного тока 400 м, постоянного тока 600 м при биметаллическом тросе и 300 м при стальном.
Расстояние от места присоединения группового заземления к рельсу или средней точке путевого дроссель-трансформатора до крайней заземленной на групповой трос опоры не должно превышать на линиях переменного тока 200 м, постоянного тока 300 м при биметаллическом тросе и 150 м при стальном.
В случае применения для группового заземления проводников из иного материала их сечение и длина должны быть предварительно проверены по условиям нормальной защиты от токов короткого замыкания.
6.10. Опоры, на которых установлены разъединители контактной сети, разрядники, запирающие и согласующие контуры и сопротивления, спуски групповых заземлений, а также опоры, расположенные в общедоступных местах (посадочных платформах, местах посадки и высадки пассажиров, не имеющих посадочных платформ, оборудованных переездах и переходах на уровне железнодорожных путей; местах систематической погрузки и выгрузки), мосты, путепроводы, пешеходные и сигнальные мостики необходимо заземлять на тяговый рельс или среднюю точку путевых дроссель-трансформаторов двойным заземлением.
6.11. Переключения в схеме питания контактной сети выполняют без наряда по приказу энергодиспетчера.
В аварийных случаях, не терпящих промедления (при обрывах проводов и т. п.), отключать разъединители можно без приказа, но с немедленным уведомлением энергодиспетчера о произведенном отключении.
Переключать разъединители следует при отсутствии тока нагрузки.
6.12. Все применяемые при работах защитные и монтажные средства необходимо осматривать и испытывать по действующим нормам в установленные сроки.
Сроки и нормы механических испытаний приводятся в приложении 6.
Работники контактной сети (кроме сигналистов) должны быть обеспечены защитными касками. Порядок ношения защитных касок определяется руководителем предприятия.
6.13. Работы на контактной сети и ВВЛ и связанных с ними устройствах в отношении мер безопасности подразделяются на следующие категории:
а)   с   полным   снятием   напряжения;
б) с   частичным   снятием   напряжения;
в) вблизи токопроводящих частей, находящихся под напряжением;
г) под   напряжением;
д)  вдали от токопроводящих    частей,    находящихся под   напряжением.
6.14. Работой с полным снятием напряжения считается такая, при которой все расположенные в границах ее выполнения провода и устройства отключены, заземлены и исключается возможность приближения к токопроводящим частям, находящимся под напряжением, на расстояние не менее 2 м.
6.15. Работой с частичным снятием напряжения считается такая, при которой в границах выполнения работ отключены и заземлены те провода и устройства, на которых будет производиться работа, и при этом не исключена возможность приближения на расстояние менее 2 м к токопроводящим частям, находящимся под напряжением   любой   величины,
6.16. При работах с частичным снятием напряжения, а также вблизи токопроводящих частей, находящихся под напряжением, запрещается:
а) приближение (в том числе, при подъеме и спуске) к находящимся под напряжением устройствам на расстояние менее 1 и 0,8 м соответственно для контактных сетей переменного тока и постоянного токов;
б) работать в согнутом положении, если расстояние от работающего при его выпрямлении до токопроводящих частей, находящихся под напряжением, окажется менее указанного в п. а.;
в) работать при наличии напряжения с двух сторон на расстоянии менее 2 м от работающего;
г) работать над токопроводящими частями, находящимися под напряжением;
д) пользоваться металлическими лестницами.
6.17. Работой под напряжением считается такая, при которой провода и устройства в границах выполнения работ находятся под напряжением (рабочим или наведенным), не заземлены, а безопасность работающих обеспечивается применением защитных средств и принятием специальных мер (работа с изолирующих вышек, завешивание шунтирующих штанг и др.). Расстояние до заземленных токопроводящих частей при этом не должно быть менее 0,8—1 м соответственно для линий постоянного и переменного токов.
6.18. Работой вблизи токопроводящих частей, находящихся под напряжением (без снятия напряжения), считается такая, при которой для работающего, находящегося на постоянно заземленной конструкции, не исключена возможность приближения (через инструмент или неизолированные приспособления) к токопроводящим частям, находящимся под рабочим или наведенным напряжением (в том числе, к проводам осветительной сети), на расстояние менее 2 м.
6.19. Работы вблизи токопроводящих частей, находящихся под напряжением, должны выполняться только в светлое время суток. На одной опоре при этом должно находиться не более двух человек. Применение металлических лестниц для этих работ не допускается.
6.20. При работах вблизи токопроводящих частей, находящихся под напряжением, бригада должна иметь заземляющую штангу, подсоединенную к тяговому рельсу и   подготовленную  для   завешивания   на   провода.
6.21. Работой вдали от токопроводящих частей, находящихся под напряжением (без снятия напряжения), считается такая, при которой в границах выполнения работ исключена возможность приближения работающего к токопроводящим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.
6.22. Работы на устройствах контактной сети выполняются не менее чем двумя лицами, за исключением работ, перечень которых утверждается руководителем предприятия.
6.23. Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ, являются:
а)   оформление  работ;
б) инструктаж  на   месте  работ;
в) допуск   к   работам;
г) надзор   во   время   работ;
д) оформление перерыва в работах, перехода на другое рабочее место, окончания работ.
6.24. До начала работ руководитель работ обязан непосредственно на рабочем месте провести инструктаж, в котором указать;
условия  выполнения  работ;
точные границы участка, где должны проводиться работы;
расположение вблизи токопроводящих частей, оставшихся под рабочим или наведенным напряжением (при работах на отключенных и заземленных шинах и устройствах), а также расположение заземленных частей (при работах под напряжением);
места прохода линий с другим потенциалом или другим током;
места   секционирования;
места, на которых запрещается работа, а также места повышенной опасности;
места установки заземляющих штанг с выделением специальных лиц для их установки;
особенности   в   ограждении   места   работ;
порядок  и  условия  прохода  на  рабочее  место.
6 25. До выдачи приказа на работы с полным или частичным снятием напряжения энергодиспетчер обязан оформить через поездного диспетчера приказ о закрытии Для движения всех путей и съездов с изолирующими сопряжениями или секционными изоляторами, а при невозможности этого снять напряжение с участков контактной сети, с которых возможна передача напряжения центральным или боковым токоприемником на отключенный участок контактной сети.
В приложении 7 приведена форма наряда на выполнение работ на контактной сети, ВВЛ и связанных с ни-, ми устройствах.
6.26. К техническим мероприятиям по подготовке рабочего места относятся;
а) снятие напряжения с линии и устройств и принятие мер, препятствующих подаче напряжения к месту работы;
б) выдача предупреждений и ограждение места работ;
в) проверка отсутствия рабочего напряжения и наложение заземлений;
г) установка шунтирующих штанг и специальных шунтов при работах под напряжением.
6.27. Руководитель работ после получения приказа энергодиспетчера должен проверить отсутствие напряжения, заземлить токопроводящие части и при необходимости установить шунтирующие перемычки на месте работ. Для заземления следует применять переносные заземляющие штанги с медным заземляющим тросом сечением не менее 50 мм2.
6.28. Непосредственно перед наложением заземления необходимо убедиться в отсутствий рабочего напряжения на линии.
Проверку отсутствия напряжения необходимо производить указателем напряжения или заземляющей штангой «на искру», присоединив предварительно зажим заземляющего троса к заземлителю, а затем прикоснуться острием крюка заземляющей штанги к токоведущим частям не ближе 1 м от изолятора; при этом касание основных проводов и тросов не допускается.
6.29. Проверять отсутствие напряжения, завешивать первую и снимать последнюю штанги следует в диэлектрических перчатках. Руководитель работ должен следить, чтобы работник при проверке отсутствия напряжения не касался заземляющего троса и находился возможно дальше от него.
Разъединители контактной сети электродепо, экипировочных устройств, путей, на которых осматривают крышовое оборудование электровозов, переключает персонал локомотивного хозяйства без приказа энергодиспетчера.
6 30. Заземлителем на период работ является тяговый рельс. Заземление конструкций контактной сети, линий 6—35 кВ, а также проводов продольного электроснабжения, расположенных на опорах контактной сети, на искусственный заземлитель запрещается.
В случае, если заземление на рельс затруднено, разрешается заземлять на трос группового заземления, непосредственно на металлическую опору или на заземляющий спуск железобетонной (деревянной) опоры. При этом необходимо проверить отсутствие обрыва заземляющего спуска и надежность крепления его к рельсу.
Искровой промежуток в этом случае должен быть надежно зашунтирован медным проводником сечением не менее 50 мм2.
При работах на воздушных питающих линиях контактной сети в тех случаях, когда соединение их с рельсом затруднено, линию заземляют на отсасывающий провод. В таких случаях предварительно должно быть выполнено соединение металлических опор и конструкций крепления на железобетонных и деревянных опорах с проводами отсасывающих линий шунтирующими перемычками сечением не менее 50 мм2.
6.31. Наложение заземления на линии контактной сети должно выполняться бригадой в составе не менее двух человек с квалификационной группой не ниже III.
Допускается выполнение этих работ работниками других служб, но специально обученных, проверенных в знании Правил по кругу своих обязанностей и имеющих квалификационную группу не ниже III.
6.32. При работах с отключением и заземлением проводов, где не исключается возможность одновременного прикосновения работающих к этим проводам и заземленным конструкциям, которые не связаны с рельсами в зоне работы, следует обязательно применять шунтирующие перемычки для выравнивания потенциалов между этими проводами и заземленными конструкциями. Перемычки устанавливаются после завешивания заземляющих штанг.
Сечение одного троса перемычек должно быть не менее 50 мм2.
6.33. При прерывании средств   связи с энергодиспетчером работы на контактной сети могут выполняться и без них, но при обязательном выполнении требований безопасности, предусмотренных в местной инструкции, утвержденной руководителем предприятия.
6.34. Работы под напряжением разрешается выполнять только на проводах контактной сети питающих и усиливающих фидеров.
Работы под напряжением допускается проводить с использованием изолирующих (изолированных) лестниц, вышек и дрезин, которые должны полностью соответствовать техническим условиям на защитные и монтажные приспособления и быть исправными.
6.35. Съемные изолирующие вышки должны иметь обозначение границы верхнего шунтирующего пояса, которая должна наноситься красной краской (ширина полосы 50 мм) на всех стойках лестниц на расстоянии 0,7 м от пола рабочей площадки.
На участках энергоснабжения, обслуживающих контактную сеть постоянного и переменного токов, съемные изолирующие вышки, предназначенные для работы на переменном токе, должны иметь специальное обозначение — три красных кольца, нанесенные краской на всех стойках лестниц у нижнего заземляющего пояса.
6.36. Предназначенные для работы под напряжением изолирующие лестницы должны быть оборудованы одной, а изолирующие съемные вышки и изолированные вышки автодрезин — двумя шунтирующими штангами.
Длина троса шунтирующих штанг и места их крепления должны исключать возможность перекрытия изоляции вышек автодрезин или верхнего шунтирующего пояса изолирующих съемных вышек и лестниц при падении штанг.
6.37. В процессе выполнения работ под напряжением с изолирующих съемных вышек или автодрезин запрещается:
прикасаться к токопроводящим частям контактной сети, находящимся под напряжением, до установки шунтирующих штанг;
спускаться и подниматься или передавать на   рабочую площадку инструмент при завешенных   шунтирующих штангах или если ограждение касается частей контактной   сети;
одновременно подниматься на рабочую площадку автодрезин более чем одному работнику;
находиться на рабочей площадке при перемещении ее в местах секционирования контактной сети, если нет приказа энергодиспетчера на работу в этом месте.
6.38. Во всех случаях необходимо строго следить за тем, чтобы во время работы изолирующие части вышки или рабочие площадки автодрезины не шунтировались другими предметами (штангами, проволокой, фиксаторами, лестницей и т. п.), а инструмент и другие предметы необходимо располагать на рабочей площадке так, чтобы исключить возможность их падения во время передвижения или съема вышки.
6.39. Перед тем, как приступить к работам под напряжением, проводится опробование изоляции вышек или площадок автодрезин рабочим напряжением. Запрещается опробование изоляции в местах секционирования контактной сети. Опробование изоляции выполняется под непосредственным наблюдением руководителя работ работником с квалификационной группой не ниже IV при проверке изоляции вышек и не ниже V при проверке изоляции площадок автодрезин.
6.40. При работах с изолированной съемной вышки руководитель работ должен иметь квалификационную группу не ниже V, члены бригады из двух человек (не менее) — группу не ниже IV.
6.41. При передвижении вышки со снятыми шунтирующими штангами лица, находящиеся на рабочей площадке, не должны касаться частей контактной сети. В местах со стесненными габаритами допускается спускаться работающим на ступени лестницы не ниже границы верхнего шунтирующего пояса. Подниматься на рабочую площадку можно только после остановки вышки. Изолирующую вышку с людьми на рабочей площадке следует передвигать плавно, без толчков и резких остановок со скоростью не более 5 км/ч.
6.42. При ветре со скоростью более 12 м/с необходимо принять дополнительные меры против опрокидывания съемной вышки или прекратить работу.
6.43. При установке изолирующей вышки на землю и необходимости работы под напряжением нижнюю часть ее следует присоединять к тяговому рельсу медным проводом сечением не менее 50 мм2.
Руководитель работ обязан следить за устойчивостью вышки в период нахождения на ней людей и особенно при установке вышки непосредственно на землю или шпалы, а также на кривых малого радиуса (с большим возвышением наружного рельса).
Заземляющее колесо съемной вышки во всех случаях должно находиться только на тяговом рельсе.
Запрещается:
прикасаться при завешенных шунтирующих штангах находящимся внизу работникам непосредственно или через какие-либо предметы к съемной вышке выше заземленного пояса;
проводить всякого рода работы, при которых на верхнюю часть съемной вышки передаются усилия, вызывающие опасность ее опрокидывания;
находиться на рабочей площадке при передвижении съемной вышки по земле,
6.44. На изолированной рабочей площадке автодрезины одновременно может находиться не более трех человек, из которых один должен иметь квалификационную группу не ниже V (исполнитель работ) и остальные не ниже IV (помощники).
Разрешается выполнение работ на изолированной площадке автодрезины одному работнику с квалификационной группой V.
6.45.   Запрещается:
переходить с рабочей площадки на нейтральную и наоборот, если перила ограждения касаются частей контактной сети;
находиться кому бы то ни было во время работы на нейтральной площадке или касаться ее.
6.46. Передвижение автодрезин при    нахождении на рабочей площадке людей можно производить со скоростью не более 10 км/ч только по команде находящегося наверху исполнителя работ.
6.47. Работы с изолирующих приставных лестниц разрешаются только на участках постоянного тока. При работах с изолирующих приставных лестниц бригада должна состоять не менее чем из трех человек (без учета сигналистов), из которых руководитель работ должен иметь квалификационную группу не ниже V.
На изолирующей приставной лестнице может находиться один работник с квалификационной группой не ниже IV.       
6.48. Работы на воздушных отсасывающих линиях без полного разрыва их цепи могут выполняться без отключения тяговой подстанции при условии    заземления этих линий на месте работ.
6.49. Разрыв цепи отсасывающих фидеров без предварительной установки шунтирующей перемычки допускается только после отключения тяговой подстанции.
6.50. Для выполнения работ с отсоединением защитных заземлений необходимо предварительно установить шунтирующие перемычки.
Во всех случаях перед отсоединением и присоединением рабочих и защитных заземлений необходимо устанавливать шунтирующее переносное заземление сечением не менее 50 мм2, надежно присоединенное сначала к тяговому рельсу, а затем к рабочему заземлению на опоре.
Снимать шунтирующее заземление на опоре следует в обратном порядке после надежного крепления рабочего или защитного заземления к рельсу.
651. Работы с изолирующими штангами на линиях, находящихся под напряжением, выполняются бригадой из двух человек (не менее), один из которых (руководитель работ) должен иметь квалификационную группу не ниже V, а остальные — не ниже III.
6.52. Съемные изолирующие вышки постоянного и переменного токов должны подвергаться механическим испытаниям после изготовления и капитального ремонта в следующем объеме:
а) вертикальной нагрузкой 300 кгс, прикладываемой к полу рабочей площадки;
б) горизонтальной нагрузкой 20 кгс, прикладываемой к середине рабочей площадки на уровне ее пола перпендикулярно оси пути;
в) вертикальной нагрузкой 200 кгс, прикладываемой к середине ступеньки; испытываются выборочно две ступеньки, по одной с каждой стороны;
г) вертикальной нагрузкой 200 кгс, прикладываемой к средней части ограждения по широкой стороне;
е)  продолжительность каждого испытания 5 мин.
6.53. Рабочие изолированные площадки монтажных дрезин и автодрезины подвергают механическим испытаниям как статическим, так и динамическим после изготовления, всех видов ремонта, а также периодически в процессе эксплуатации не реже 1 раза в год.
6 54. Статические испытания площадки проводятся путем загрузки ее грузом, равномерно распределенным по ее площади. Груз должен превышать установленную грузоподъемность площадки в 2 раза. Рабочая площадка должна быть поднята на высоту 100 мм. Продолжительность испытаний 10 мин.
Ограждение рабочей изолирующей площадки испытывают вертикальной нагрузкой 200 кгс, прикладываемой к средней части ограждения каждого пролета.
Продолжительность   испытания   5   мин.
6.55. Динамические испытания проводятся после удовлетворительных статических испытаний пятикратным подъемом на полную высоту площадки, на которую предварительно укладывается равномерно распределенный груз, на 10% превышающий грузоподъемность площадки, т. е. 550 кгс.
При динамических испытаниях в нижнем положении изолированную площадку разворачивают на 90° в обе стороны.
В ходе испытаний площадки необходимо проверить ходовые части, узлы подъема площадки, передачу, кузов, рабочую часть и тормоза.
6.56. Обслуживание прожекторов и другого электрооборудования, установленного на специальных жестких, поперечинах, разрешается выполнять по наряду без снятия напряжения с контактной сети, но со снятием напряжения с данного электрооборудования и его заземления.
6.57. Работы на разрядниках должны выполняться при снятом напряжении.
6.58. Работы на станциях стыкования разных видов или величин напряжения должны проводиться с учетом требований безопасности, предусмотренных в местной инструкции.
6.59. Монтаж и демонтаж передвижной контактной сети следует производить механизированным способом с применением монтажных дрезин, опоропереносчиков и другого оборудования.
6.60. Запрещается выполнять работы по монтажу передвижной контактной сети в темное время суток при освещенности менее 5 лк.
Обслуживание передвижной контактной сети должно проводиться согласно местной инструкции с учетом требований безопасности работы, предусмотренных в настоящих Правилах.
6.61. Командированный персонал должен иметь на руках установленной формы удостоверение о проверке  знаний настоящих Правил техники безопасности, полученной в организации, откуда он командирован.
Командированному персоналу разрешается в соответствии с квалификационной группой по технике безопасности выполнение всех работ на контактной сети. Наряд на работу командированному персоналу выдается работниками того участка, на который он командирован. Предприятие, на котором работы на контактной сети выполняются командированным персоналом, несет ответственность за выполнение всех мер электробезопасности этим персоналом.
Предприятие, которое командирует персонал, несет ответственность за соответствие квалификации этого персонала присвоенной ему квалификационной группе и за выполнение командированным персоналом настоящих Правил.