- Подробности
- Категория: Подвижной состав
Для надежной и бесперебойной работы тормозного оборудования необходимо перед отправлением поезда в рейс произвести технический осмотр и необходимый ремонт тормозного оборудования вагонов в парках формирования, а локомотивов и моторвагонного подвижного состава — перед выездом из депо Окончательную проверку тормозного оборудования поезда производят при опробовании тормозов перед его отправлением. В работе тормозов и обеспечении графика движения необходимо соблюдать правила управления тормозами в пути следования и предписания инструкций и технических указаний по эксплуатации тормозов.
Таблица 224. Проверка тормозного оборудования вагонов в составе грузового поезда в парке формирования или отправления
Объект проверки | Что проверяют | Технические требования |
Тормозная рычажная передача | Состояние элементов тормозной рычажной передачи и ее предохранительных устройств, износ тормозных колодок, выход штоков тормозных цилиндров, действие ручного тормоза | Все элементы рычажной передачи должны быть в исправном состоянии. Нестандартные шплинты заменены и разведены. Минимальная толщина чугунных колодок 12 мм, композиционных с металлической спинкой — 14 мм. с сетчатопроволочным каркасом — 10 мм. Выход колодок с поверхности катания колеса за наружные грани не более 10 мм, а на пассажирских и рефрижераторных вагонах не допускается. Выход штоков |
Объект проверки | Что проверяют | Технические требования |
Воздухораспределители | Правильность включения режимов в зависимости от загрузки вагона и типа тормозных колодок | тормозных цилиндров отрегулировать (см. табл. 226). При затянутом ручном тормозе запас винта не менее 75 мм Правильность включения (см. табл. 230) |
Тормозная сеть и ее плотность | Правильность включения соединительных рукавов и открытие концевых кранов | В пассажирских поездах падение давления в магистрали допускается не более 0,2 кгс/см2 в 1 мин, а в грузовых время снижения давления в главных резервуарах на ПТО или локомотиве указано в табл. 232 |
Действие автоматического тормоза | Торможение и отпуск от стационарной установки в парке | При ступени торможения (см. табл. 233) все воздухораспределители должны сработать и не давать самопроизвольно отпуска. При поездном положении ручки крана все воздухораспределители должны отпустить |
Действие электрпневматического тормоза | То же | Проверить действие ЭПТ на ступени торможения с давлением в тормозных цилиндрах 0,8 — 1,5 кгс/см2. При отключении питания ЭПТ вес тормоза должны отпустить |
П р и м е ч ан и е. По нормативам в эксплуатации в длинносоставных грузовых поездах допускается перепад давления в тормозной магистрали между головной и хвостовой частями поезда до 1.5 кгс/см2. а время подзарядки тормозов — до 15 мин. Для ускорения зарядки и опробования тормозов на некоторых дорогах в парке отправления применяют автоматическую систему АСОТ-У-2.
Таблица 225. Подготовка и проверка тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава перед выездом из депо
Объект проверки | Что проверяют | Технические требования |
Тормозные приборы | Дата контрольной проверки манометров. Положение ручек разобщительных кранов и режимы включения приборов и соединительных рукавов, крепление приборов, трубопроводов и компрессоров | Включение воздухораспределителей и их режимных устройств (см. табл. 230). Все крепежные детали затянуть, негодные уплотнительные кольца в головках рукавов заменить |
Продолжение табл. 226
Объект проверки | Чсо проверяют | Технические требования |
Тормозная рычажная передача | Состояние и регулировку рычажной передачи и ее предохранительных устройств, износ колодок и действие ручного тормоза | Толщина тормозных колодок допускается на магистральных локомотивах 15 мм. на моторвагонном подвижном составе, маневровых и вывозных локомотивах — 10 мм, на скоростных локомотивах — 25 мм. Вы ход колодок за наружную поверхность бандажа не более 10 мм, на скоростных локомотивах не допускается Выход штоков тормозных цилиндров указан в табл. 227. Ручной тормоз должен легко приводиться в действие, винт смазан |
Резервуары и маслоотделители | Крепление хомутов и продувку резервуаров | Хомуты затянуть. Продуть резервуары через водоспускные краны У компрессоров Э-400 и Э-500 не ниже 15 мм верхней кромки заливочного отверстия; у компрессоров ЭК7 не ниже контрольной риски маслоуказателя, в остальных типах компрессоров между верхней и нижней рисками маслоуказателя
Пределы регулировки должны соответствовать данным, указанным в табл. 228 |
Компрессор | Уровень масла в картере |
Регулятор давления | Автоматичность включения и выключения компрессоров (пределы давления) |
Краны машиниста № 222, 328, 394. 395 | Регулировку крана на поддержание давления в поездном положении Плотность уравнительного резервуара (УР). Регулировку стабилизатора | Падение давления в УР при IV положении не более 0,1 кгс/см2 за 3 мин. Снижение давления с 6,0 до 5,8 кгс/см2 за время 80 — 120 с (для поездов свыше 350 осей — 100 — 120 с), при этом не должен сработать сигнализатор № 418 |
Кран вспомогательного тормоза локомотива | Регулировку крана | Максимальное давление в тормозных цилиндрах должно быть в пределах 3,8 — 4,0 кгс/см2 |
Питательная сеть | Снижение давления в главных резервуарах после отключения компрессоров и снижения давления в них на 0,4 — 0,5 кгс/см2 | Последующее снижение давления в главных резервуарах не должно происходить более 0,2 кгс/см2 за 3 мин (или 0,5 кгс/см2 за 7,5 мин) |
Тормозная сеть и ее плотность | Падение давления при перекрытом кране двойной тяги или комбинированном | От нормального зарядного давления не более 0,2 кгс/ом2 за 1 мин (или 0,5 кгс/см2 за 2,5 мин) |
Объект проверки | Что проверяют | Технические требования |
Автоматический тормоз | Чувствительность на торможение при снижении давления в магистрали на равнинном режиме | Воздухораспределитель должен сработать при снижении давления в магистрали на 0,5 — 0,6 кгс/см* и не давать самопроизвольного отпуска в течение 5 мин. Сигнальная лампа ТМ должна загореться и погаснуть |
Чувствительность отпуска | При постановке ручки крана в поездное положение тормоз должен отпустить |
Электропневматический тормоз | Напряжение источника питания на электровозе и тепловозе, на электропоездах, на электросекциях Ср Действие ЭПТ на торможение и отпуск | Не ниже 50 В По действующей Инструкции по эксплуатации тормозов ЦТ-ЦВ-ВНИИЖТ/4440 |
* При регулирования рычажных передач на пунктах технического обслуживания и пунктах подготовки к перевозкам выход штока тормозных цилиндров устанавливать по минимально допустимому размеру или на 20 — 25 мм менее. На вагонах, оборудованных авторегулятором рычажной передачи, его привод регулируют на поддержание выхода штока на нижнем пределе установленных нормативов.
Т а б л и ц а 226. Выход штоков тормозных цилиндров на вагонах, мм
Таблица 227. Выход штока тормозного цилиндра на локомотивах и вагонах моторвагонного подвижного состава, мм
Внд подвижного состава | При выдаче из депо и пунктов технического обслуживания | Максимально допустимый в эксплуатации |
Электровозы, тепловозы (кроме ТЭП60), грузовые и пассажирские паровозы, (кроме ТЭ) | 75 — 100 | 125 |
Тепловозы ТЭП60, паровозы ТЭ | 50 — 75 | 100 |
Тендеры паровозов всех серий | 125 — 140 | 170 |
Вагоны электропоездов ЭР2. ЭР9: моторные | 50 — 75 | 100 |
головные и прицепные (в том числе ЭР22) | 75 — 100 | 125 |
Моторные вагоны ЭР22 | 40 — 50 | 60 |
Вагоны электропоездов остальных серий: моторные
головные и прицепные | 75 — 100 100 — 125 | 130 150 |
Моторные и прицепные вагоны дизель — поездов с тормозами: дисковыми | 5 — 8 | 25* |
колодочными | 125 — 140 | 150 |
* В зимний период 12 мм.
Таблица 228. Давление в главных резервуарах при включении и выключении компрессора
Тяговый подвижной состав | Пределы давлений, κι с/см2 |
Электровозы и тепловозы, имеющие компрессор с электроприводом | 7,5 — 9,0 |
Остальные тепловозы | 7,5 — 8,5 |
Моторвагонный | 6,5 — 8,0 |
Грузовые паровозы | 9,0 |
Пассажирские и маневровые паровозы | 8,0 |
Примечание. Допускается отклонение давления ±0,2 кгс/см2.
Таблица 229. Зарядное давление в тормозной магистрали
Характеристика поезда | Зарядное давление в тормозной магистрали, кгс/см2 |
Электропоезд ЭР (кроме ЭР22) | 4,5 — 4,8 |
Пассажирский, грузо-пассажирский, грузовой при наличии в составе пассажирских вагонов с включенным автотормозом, моторвагонный | 5,0 — 5,2 |
Грузовой, в составе которого имеются груженые вагоны, моторвагонный с грузовым авторежимом | 5,3 — 5,5 |
Грузовой с составом из порожних вагонов, пассажирский междугородного сообщения, в составе которого следуют вагоны с воздухораспределителями КЕ, Эрликон, DAKO | 4,8 — 5,0 |
Грузовой на затяжных спусках крутизной 0,018 и более; грузовой, в составе которого имеются вагоны с воздухораспределителями № 388 жесткого типа | 6,0 — 6,2 |
Примечание. Зарядное давление 6,0 — 6,2 кге/см2 устанавливается также в грузовых поездах с тягой в голове и числом осей более 350 при массе более 6000 т, если при зарядном давлении 5,3 — 5,5 кге/см2 не обеспечено в тормозной магистрали хвостового вагона зарядное давление не менее 4,5 кгс/см2
Т а б л и ц а 230. Режимы включения воздухораспределителей в поездах и на локомотивах
Воздухораспределитель | Дополнительные условия, определяющие режим включения воздухораспределителя | Режим и порядок включения воздухораспределителя |
| Пассажирские поезда | |
№ 292 | Короткосоставные и нормальной длины | Короткосоставный |
| Длинносоставные и сдвоенные | Длинносоставный |
Скородействующие тройные клапаны | Короткосоставные, нормальной длины и длинносоставные | С ускорителем экстренного торможения |
№ 218 — 219 | Сдвоенные при совместной работе с воздухораспределителем № 292 и наличии в одной группе не более трех | Без ускорителя экстренного торможения |
ке8 | То же при наличии в одной группе более трех | Без ускорителя экстренного торможения через один |
Скорость движения до 120 км/ч | Пассажирский |
| То же свыше 120 км/ч | Скоростной |
№ 135 | Грузовые вагоны, включенные в состав пассажирского поезда в случаях, предусмотренных ПТЭ | Пассажирский, грузовой режим в зависимости от нагрузки вагона |
№ 270, 483 | То же | Равнинный, грузовой режим в зависимости от загрузки вагона |
Продолжение табл. 230
Воздухораспределитель | Дополнительные условия, определяющие режим включения воздухораспределителя | Режим и порядок включения воздухораспределителя |
| Грузовые и пассажирские поезда |
№ 135, 270, 483 | Вагоны с чугунными тормозными колодками; | |
грузовые и рефрижераторные с загрузкой более 6 т на ось, оборудованные авторежимом или имеющие на кузове трафарет «Однорежимный» | Груженый |
грузовые с загрузкой от 3 до 6 т и рефрижераторные до 6 т на ось включительно, служебные, дизельные и машинные рефрижераторных поездов | Средний |
грузовые с загрузкой менее 3 т на ось и рефрижераторные в порожнем состоянии Вагоны с композиционными тормозными колодками: | Порожний |
грузовые и рефрижераторные с загрузкой более 6 т на ось, оборудованные авторежимом или имеющие трафарет «Однорежимный» | Средний |
грузовые и рефрижераторные с загрузкой на ось до 6 т включительно | Порожний |
№ 292 Скородействующие тройные клапаны | Пассажирские вагоны, включенные в состав грузового поезда | Длинносоставный |
Наличие в одной группе более трех пассажирских вагонов, включенных в состав грузового поезда | Без ускорителя экстренного торможения через один |
№ 218 — 219 | То же при наличии в одной группе не более трех | Все без ускорителя экстренного торможения |
КЕ | Пассажирские вагоны, включенные в состав грузового поезда с воздухораспределителями на равнинном режиме | Тормоз выключить |
То же с воздухораспределителями на горном режиме | Грузовой |
Окончание табл. 230
Воздухораспределитель | Дополнительные условия, определяющие режим включения воздухораспределителя | Режим и порядок включения воздухораспределителя |
Локомотивы |
№ 135, 270, 483 | Грузовые поезда со скоростью не более 90 км/ч и маневровая работа Грузовые поезда со скоростью более 90 км/ч и одиночное следование
Пассажирские поезда: воздухораспределитель № 135
То же № 270, 483 | Порожний Груженый
Груженый, пассажирский Груженый, равнинный |
№ 292 | Пассажирские поезда короткосоставные и нормальной длины до 20 вагонов Пассажирские поезда длинно — составные (21 — 25 вагонов) и сдвоенные, грузовые поезда | Короткосоставный Длинносоставный |
Недействующие локомотивы и вагоны моторвагонного подвижного состава, пересылаемые в поездах и сплотках |
№ 135, 270, 483 | Пересылка локомотивов сплоткой | Средний |
№ 292 | Пересылка локомотивов сплоткой, одного моторвагонного поезда или сплотки из вагонов МВПС | Короткосоставный |
| Пересылка локомотивов в составе грузового поезда, сплотке из грузовых локомотивов, сплотки из вагонов МВПС более 20 или включении сплотки в состав грузового поезда независимо от числа вагонов | Длинносоставный |
Примечания. 1. Воздухораспределители грузового типа перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более включают на горный режим, переключение на равнинный режим производят после прохода поездом этих спусков в пунктах, установленных приказом начальника дороги. Затяжными спусками считаются: от 0,008 до 0,010 протяженностью 8 км и более, от 0,011 до 0,014 — 6 км и более, от 0,015 до 0,017 — 5 км и более; от 0,018 до 0,020 — 4 км и более; от 0,021 и круче — 2 км и более. Затяжные спуски крутизной 0,018 и более считаются крутыми затяжными.
- При наличии в грузовом поезде не более двух пассажирских вагонов их воздухораспределителя выключают Ставить один или более пассажирских вагонов в хвост поезда не допускается.
- Положения ручек разобщительных кранов и рукояток режимных переключателей пассажирских и грузовых воздухораспределителей приведены на рис. 311 — 314
Рис. 311. Положения ручки переключательного крана на отводе от магистрали к воздухораспределителю на грузовых и пассажирских вагонах СССР: а — тормоз включен; б — тормоз выключен
Рис. 312. Переключатель грузовых режимов воздухораспределителей № 270 и 483: а — порожний режим (П), б — средний режим (С): в — груженый режим (Г)
Рис. 313. Положение рукоятки разобщительного крана воздухораспределителей КЕ: а — тормоз включен; б — тормоз выключен
Рис. 314. Положение рукоятки режимного переключателя воздухораспределителя KES на режимах:
а — грузовой (Т); б — пассажирский (П); в -скоростной (ПС); RIC — тип вагона