-
Подробности
-
Категория: Подвижной состав
Для надежной и бесперебойной работы тормозного оборудования необходимо перед отправлением поезда в рейс произвести технический осмотр и необходимый ремонт тормозного оборудования вагонов в парках формирования, а локомотивов и моторвагонного подвижного состава — перед выездом из депо Окончательную проверку тормозного оборудования поезда производят при опробовании тормозов перед его отправлением. В работе тормозов и обеспечении графика движения необходимо соблюдать правила управления тормозами в пути следования и предписания инструкций и технических указаний по эксплуатации тормозов.
Таблица 224. Проверка тормозного оборудования вагонов в составе грузового поезда в парке формирования или отправления
Объект проверки |
Что проверяют |
Технические требования |
Тормозная рычажная передача |
Состояние элементов тормозной рычажной передачи и ее предохранительных устройств, износ тормозных колодок, выход штоков тормозных цилиндров, действие ручного тормоза |
Все элементы рычажной передачи должны быть в исправном состоянии. Нестандартные шплинты заменены и разведены. Минимальная толщина чугунных колодок 12 мм, композиционных с металлической спинкой — 14 мм. с сетчатопроволочным каркасом — 10 мм. Выход колодок с поверхности катания колеса за наружные грани не более 10 мм, а на пассажирских и рефрижераторных вагонах не допускается. Выход штоков |
Объект проверки |
Что проверяют |
Технические требования |
Воздухораспределители |
Правильность включения режимов в зависимости от загрузки вагона и типа тормозных колодок |
тормозных цилиндров отрегулировать (см. табл. 226). При затянутом ручном тормозе запас винта не менее 75 мм Правильность включения (см. табл. 230) |
Тормозная сеть и ее плотность |
Правильность включения соединительных рукавов и открытие концевых кранов |
В пассажирских поездах падение давления в магистрали допускается не более 0,2 кгс/см2 в 1 мин, а в грузовых время снижения давления в главных резервуарах на ПТО или локомотиве указано в табл. 232 |
Действие автоматического тормоза |
Торможение и отпуск от стационарной установки в парке |
При ступени торможения (см. табл. 233) все воздухораспределители должны сработать и не давать самопроизвольно отпуска. При поездном положении ручки крана все воздухораспределители должны отпустить |
Действие электрпневматического
тормоза |
То же |
Проверить действие ЭПТ на ступени торможения с давлением в тормозных цилиндрах 0,8 — 1,5 кгс/см2. При отключении питания ЭПТ вес тормоза должны отпустить |
П р и м е ч ан и е. По нормативам в эксплуатации в длинносоставных грузовых поездах допускается перепад давления в тормозной магистрали между головной и хвостовой частями поезда до 1.5 кгс/см2. а время подзарядки тормозов — до 15 мин. Для ускорения зарядки и опробования тормозов на некоторых дорогах в парке отправления применяют автоматическую систему АСОТ-У-2.
Таблица 225. Подготовка и проверка тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава перед выездом из депо
Объект проверки |
Что проверяют |
Технические требования |
Тормозные приборы |
Дата контрольной проверки манометров. Положение ручек разобщительных кранов и режимы включения приборов и соединительных рукавов, крепление приборов, трубопроводов и компрессоров |
Включение воздухораспределителей и их режимных устройств (см. табл. 230). Все крепежные детали затянуть, негодные уплотнительные кольца в головках рукавов заменить |
Продолжение табл. 226
Объект проверки |
Чсо проверяют |
Технические требования |
Тормозная рычажная передача |
Состояние и регулировку рычажной передачи и ее предохранительных устройств, износ колодок и действие ручного тормоза |
Толщина тормозных колодок допускается на магистральных локомотивах 15 мм. на моторвагонном подвижном составе, маневровых и вывозных локомотивах — 10 мм, на скоростных локомотивах — 25 мм. Вы ход колодок за наружную поверхность бандажа не более 10 мм, на скоростных локомотивах не допускается Выход штоков тормозных цилиндров указан в табл. 227. Ручной тормоз должен легко приводиться в действие, винт смазан |
Резервуары и маслоотделители |
Крепление хомутов и продувку резервуаров |
Хомуты затянуть. Продуть резервуары через водоспускные краны
У компрессоров Э-400 и Э-500 не ниже 15 мм верхней кромки заливочного отверстия; у компрессоров ЭК7 не ниже контрольной риски маслоуказателя, в остальных типах компрессоров между верхней и нижней рисками маслоуказателя
Пределы регулировки должны соответствовать данным, указанным в табл. 228 |
Компрессор |
Уровень масла в картере |
Регулятор давления |
Автоматичность включения и выключения компрессоров (пределы давления) |
Краны машиниста № 222, 328, 394. 395 |
Регулировку крана на поддержание давления в поездном положении Плотность уравнительного резервуара (УР). Регулировку стабилизатора |
Падение давления в УР при IV положении не более 0,1 кгс/см2 за 3 мин. Снижение давления с 6,0 до 5,8 кгс/см2 за время 80 — 120 с (для поездов свыше 350 осей — 100 — 120 с), при этом не должен сработать сигнализатор № 418 |
Кран вспомогательного тормоза локомотива |
Регулировку крана |
Максимальное давление в тормозных цилиндрах должно быть в пределах 3,8 — 4,0 кгс/см2 |
Питательная сеть |
Снижение давления в главных резервуарах после отключения компрессоров и снижения давления в них на 0,4 — 0,5 кгс/см2 |
Последующее снижение давления в главных резервуарах не должно происходить более 0,2 кгс/см2 за 3 мин (или 0,5 кгс/см2 за 7,5 мин) |
Тормозная сеть и ее плотность |
Падение давления при перекрытом кране двойной тяги или комбинированном |
От нормального зарядного давления не более 0,2 кгс/ом2 за 1 мин (или 0,5 кгс/см2 за 2,5 мин) |
Объект проверки |
Что проверяют |
Технические требования |
Автоматический
тормоз |
Чувствительность на торможение при снижении давления в магистрали на равнинном режиме |
Воздухораспределитель должен сработать при снижении давления в магистрали на 0,5 — 0,6 кгс/см* и не давать самопроизвольного отпуска в течение 5 мин. Сигнальная лампа ТМ должна загореться и погаснуть |
Чувствительность отпуска |
При постановке ручки крана в поездное положение тормоз должен отпустить |
Электропневматический тормоз |
Напряжение источника питания на электровозе и
тепловозе, на электропоездах, на электросекциях Ср Действие ЭПТ на торможение и отпуск |
Не ниже 50 В
По действующей Инструкции по эксплуатации тормозов ЦТ-ЦВ-ВНИИЖТ/4440 |
* При регулирования рычажных передач на пунктах технического обслуживания и пунктах подготовки к перевозкам выход штока тормозных цилиндров устанавливать по минимально допустимому размеру или на 20 — 25 мм менее. На вагонах, оборудованных авторегулятором рычажной передачи, его привод регулируют на поддержание выхода штока на нижнем пределе установленных нормативов.
Т а б л и ц а 226. Выход штоков тормозных цилиндров на вагонах, мм

Таблица 227. Выход штока тормозного цилиндра на локомотивах и вагонах моторвагонного подвижного состава, мм
Внд подвижного состава |
При выдаче из депо и пунктов технического обслуживания |
Максимально допустимый в эксплуатации |
Электровозы, тепловозы (кроме ТЭП60), грузовые и пассажирские паровозы, (кроме ТЭ) |
75 — 100 |
125 |
Тепловозы ТЭП60, паровозы ТЭ |
50 — 75 |
100 |
Тендеры паровозов всех серий |
125 — 140 |
170 |
Вагоны электропоездов ЭР2. ЭР9: моторные |
50 — 75 |
100 |
головные и прицепные (в том числе ЭР22) |
75 — 100 |
125 |
Моторные вагоны ЭР22 |
40 — 50 |
60 |
Вагоны электропоездов остальных серий:
моторные
головные и прицепные |
75 — 100
100 — 125 |
130
150 |
Моторные и прицепные вагоны дизель — поездов с тормозами: дисковыми |
5 — 8 |
25* |
колодочными |
125 — 140 |
150 |
* В зимний период 12 мм.
Таблица 228. Давление в главных резервуарах при включении и выключении компрессора
Тяговый подвижной состав |
Пределы давлений, κι с/см2 |
Электровозы и тепловозы, имеющие компрессор с электроприводом |
7,5 — 9,0 |
Остальные тепловозы |
7,5 — 8,5 |
Моторвагонный |
6,5 — 8,0 |
Грузовые паровозы |
9,0 |
Пассажирские и маневровые паровозы |
8,0 |
Примечание. Допускается отклонение давления ±0,2 кгс/см2.
Таблица 229. Зарядное давление в тормозной магистрали
Характеристика поезда |
Зарядное давление в тормозной магистрали, кгс/см2 |
Электропоезд ЭР (кроме ЭР22) |
4,5 — 4,8 |
Пассажирский, грузо-пассажирский, грузовой при наличии в составе пассажирских вагонов с включенным автотормозом, моторвагонный |
5,0 — 5,2 |
Грузовой, в составе которого имеются груженые вагоны, моторвагонный с грузовым авторежимом |
5,3 — 5,5 |
Грузовой с составом из порожних вагонов, пассажирский междугородного сообщения, в составе которого следуют вагоны с воздухораспределителями КЕ, Эрликон, DAKO |
4,8 — 5,0 |
Грузовой на затяжных спусках крутизной 0,018 и более; грузовой, в составе которого имеются вагоны с воздухораспределителями № 388 жесткого типа |
6,0 — 6,2 |
Примечание. Зарядное давление 6,0 — 6,2 кге/см2 устанавливается также в грузовых поездах с тягой в голове и числом осей более 350 при массе более 6000 т, если при зарядном давлении 5,3 — 5,5 кге/см2 не обеспечено в тормозной магистрали хвостового вагона зарядное давление не менее 4,5 кгс/см2
Т а б л и ц а 230. Режимы включения воздухораспределителей в поездах и на локомотивах
Воздухораспределитель |
Дополнительные условия, определяющие режим включения воздухораспределителя |
Режим и порядок включения воздухораспределителя |
|
Пассажирские поезда |
|
№ 292 |
Короткосоставные и нормальной длины |
Короткосоставный |
|
Длинносоставные и сдвоенные |
Длинносоставный |
Скородействующие тройные клапаны |
Короткосоставные, нормальной длины и длинносоставные |
С ускорителем экстренного торможения |
№ 218 — 219 |
Сдвоенные при совместной работе с воздухораспределителем № 292 и наличии в одной группе не более трех |
Без ускорителя экстренного торможения |
ке8 |
То же при наличии в одной группе более трех |
Без ускорителя экстренного торможения через один |
Скорость движения до 120 км/ч |
Пассажирский |
|
То же свыше 120 км/ч |
Скоростной |
№ 135 |
Грузовые вагоны, включенные в состав пассажирского поезда в случаях, предусмотренных ПТЭ |
Пассажирский, грузовой режим в зависимости от нагрузки вагона |
№ 270, 483 |
То же |
Равнинный, грузовой режим в зависимости от загрузки вагона |
Продолжение табл. 230
Воздухораспределитель |
Дополнительные условия, определяющие режим включения воздухораспределителя |
Режим и порядок включения воздухораспределителя |
|
Грузовые и пассажирские поезда |
№ 135, 270, 483 |
Вагоны с чугунными тормозными колодками; |
|
грузовые и рефрижераторные с загрузкой более 6 т на ось, оборудованные авторежимом или имеющие на кузове трафарет «Однорежимный» |
Груженый |
грузовые с загрузкой от 3 до 6 т и рефрижераторные до 6 т на ось включительно, служебные, дизельные и машинные рефрижераторных поездов |
Средний |
грузовые с загрузкой менее 3 т на ось и рефрижераторные в порожнем состоянии Вагоны с композиционными тормозными колодками: |
Порожний |
грузовые и рефрижераторные с загрузкой более 6 т на ось, оборудованные авторежимом или имеющие трафарет «Однорежимный» |
Средний |
грузовые и рефрижераторные с загрузкой на ось до 6 т включительно |
Порожний |
№ 292
Скородействующие тройные клапаны |
Пассажирские вагоны, включенные в состав грузового поезда |
Длинносоставный |
Наличие в одной группе более трех пассажирских вагонов, включенных в состав грузового поезда |
Без ускорителя экстренного торможения через один |
№ 218 — 219 |
То же при наличии в одной группе не более трех |
Все без ускорителя экстренного торможения |
КЕ |
Пассажирские вагоны, включенные в состав грузового поезда с воздухораспределителями на равнинном режиме |
Тормоз выключить |
То же с воздухораспределителями на горном режиме |
Грузовой |
Окончание табл. 230
Воздухораспределитель |
Дополнительные условия, определяющие режим включения воздухораспределителя |
Режим и порядок включения воздухораспределителя |
Локомотивы |
№ 135, 270, 483 |
Грузовые поезда со скоростью не более 90 км/ч и маневровая работа
Грузовые поезда со скоростью более 90 км/ч и одиночное следование
Пассажирские поезда:
воздухораспределитель № 135
То же № 270, 483 |
Порожний
Груженый
Груженый, пассажирский Груженый, равнинный |
№ 292 |
Пассажирские поезда короткосоставные и нормальной длины до 20 вагонов
Пассажирские поезда длинно — составные (21 — 25 вагонов) и сдвоенные, грузовые поезда |
Короткосоставный
Длинносоставный |
Недействующие локомотивы и вагоны моторвагонного подвижного состава, пересылаемые в поездах и сплотках |
№ 135, 270, 483 |
Пересылка локомотивов сплоткой |
Средний |
№ 292 |
Пересылка локомотивов сплоткой, одного моторвагонного поезда или сплотки из вагонов МВПС |
Короткосоставный |
|
Пересылка локомотивов в составе грузового поезда, сплотке из грузовых локомотивов, сплотки из вагонов МВПС более 20 или включении сплотки в состав грузового поезда независимо от числа вагонов |
Длинносоставный |
Примечания. 1. Воздухораспределители грузового типа перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более включают на горный режим, переключение на равнинный режим производят после прохода поездом этих спусков в пунктах, установленных приказом начальника дороги. Затяжными спусками считаются: от 0,008 до 0,010 протяженностью 8 км и более, от 0,011 до 0,014 — 6 км и более, от 0,015 до 0,017 — 5 км и более; от 0,018 до 0,020 — 4 км и более; от 0,021 и круче — 2 км и более. Затяжные спуски крутизной 0,018 и более считаются крутыми затяжными.
- При наличии в грузовом поезде не более двух пассажирских вагонов их воздухораспределителя выключают Ставить один или более пассажирских вагонов в хвост поезда не допускается.
- Положения ручек разобщительных кранов и рукояток режимных переключателей пассажирских и грузовых воздухораспределителей приведены на рис. 311 — 314
Рис. 311. Положения ручки переключательного крана на отводе от магистрали к воздухораспределителю на грузовых и пассажирских вагонах СССР: а — тормоз включен; б — тормоз выключен
Рис. 312. Переключатель грузовых режимов воздухораспределителей № 270 и 483: а — порожний режим (П), б — средний режим (С): в — груженый режим (Г)
Рис. 313. Положение рукоятки разобщительного крана воздухораспределителей КЕ: а — тормоз включен; б — тормоз выключен
Рис. 314. Положение рукоятки режимного переключателя воздухораспределителя KES на режимах:
а — грузовой (Т); б — пассажирский (П); в -скоростной (ПС); RIC — тип вагона