железная дорога Africa Star Railway

Представленный 22 сентября парламенту Кении доклад «Исследование по использованию SGR» предполагает немедленное проведение переговоров о пересмотре операционных расходов с оператором SGR - компанией по эксплуатации железных дорог Africa Star Railway (Afristar), которые, по его словам, должны быть снижены на 50%. 

В настоящее время правительство Кении выплачивает фиксированный ежеквартальный взнос в размере 3,1 млрд. шиллингов (28,6 млн. долл. США) за эксплуатацию SGR дочерней компании China Communications Construction Company (CCCC), которая построила линию. Комитет надеется, что эти платежи могут быть снижены до примерно 1,5 млрд. шиллингов в квартал.

Суммарный убыток SGR составил 21,68 млрд. шиллингов с момента открытия первоначального 472,3-километрового участка Момбаса-Найроби в мае 2017 года, получив за этот период 25,03 млрд. шиллингов, в то время как расходы по проекту составили 46,71 млрд. шиллингов. В связи с этим Kenya Railways (KR) не выплатила Afristar около 40 миллиардов шиллингов.

В отчете также рекомендовано пересмотреть условия займов, полученных в 2014 году у китайского Эксимбанка для финансирования SGR, «из-за экономического кризиса, вызванного последствиями Covid-19».

Погашения по текущему соглашению увеличились до 71,4 млрд. шиллингов в этом финансовом году. Кения начала выплаты в 2019 году после истечения пятилетнего льготного периода.

К числу других рекомендаций, сделанных комитетом по сокращению убытков, понесенных в результате эксплуатации SGR, относятся:

  • реализация мер по улучшению использования активов КР, включая земельные участки и подвижной состав, с получением дохода от этих активов;
  • проведение политики, обеспечивающей конкурентоспособность железнодорожных перевозок, финансируемых из частных источников, и расширение железнодорожной сети «последней мили» на территории Кении с целью сокращения дальнейшего увеличения государственного долга;
  • введение дополнительного сбора в размере 0,28% на развитие железных дорог (RDL) для автомобильных грузоперевозок, в дополнение к существующей надбавке в размере 2,5%.

Отчет следует после критики парламентариев (парламентариев) в адрес правительственных директив, призванных обеспечить контейнерные перевозки грузов по коридору через SGR, а также то, чтобы все грузы перевозились через недавно созданное внутреннее контейнерное депо Найваша (ICD). Обе директивы были отменены в связи с опасениями, что они нарушают принципы свободной рыночной экономики.

«Принудительное использование железнодорожного транспорта противоречит Закону о конкуренции и либерализации рыночной экономики», - говорится в отчете. «Это также противоречит Международному морскому праву и договорам Всемирной торговой организации (ВТО), которые позволяют грузовладельцам выбирать вид транспорта, который, по их мнению, является конкурентоспособным».

«Использование этой стратегии не только увеличило стоимость ведения бизнеса из-за высокой стоимости перевозки грузов, но и поставило под угрозу положение Кении как логистического центра региона».

Отчет следует за постановлением Кенийского апелляционного суда от 26 июня, который установил, что контракт на 500 миллиардов шиллингов, согласованный между KR и CCCC на строительство SGR, был заключен незаконно, поскольку сделка была завершена без достаточного учета конкуренции. Приговор отменил решение о прекращении дела, вынесенного тогдашним судьей Высокого суда, судьей Исааком Ленаола (ныне членом Верховного суда Кении) в ноябре 2014 года.

Этот вердикт поставил под сомнение законность долгов, причитающихся CCCC, и может поставить под сомнение попытку Кении пересмотреть операционные сборы.

В случае успеха переговоров Кения станет второй африканской страной, пересмотревшей условия кредитования инфраструктуры с Китаем. В сентябре 2018 года Эфиопия успешно провела переговоры по пересмотру кредита на железную дорогу Аддис-Абеба - Джибути на сумму 4 млрд. долл. США, увеличив срок погашения с 10 до 30 лет.