Европейские грузовые и пассажирские операторы продолжают терять доходы вследствие пандемии Covid-19. По данным Сообщества европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (CER), доходы ЖД компаний продолжают снижаться.
CER заявляет, что доходы грузовых и пассажирских операторов с января по май 2021 года стали ниже по сравнению со второй половиной 2020 года. Согласно последнему отчету Covid Impact Tracker, опубликованному ассоциацией, ежемесячное падение доходов с января 2021 года по сравнению с 2019 годом составило: для пассажирских перевозок - 50%, для грузовых перевозок - 11% и для инфраструктурных услуг - 12%.
С ноября 2020 года пассажиропоток упал на 66% по сравнению с уровнем 2019 года; в мае снижение доходов было минимальным - 59%. Выручка составляет менее 50%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Несмотря на то, что для проведения полноценного анализа данных об объеме грузовых перевозок было недостаточно, CER заявляет, что грузовые операторы, которые предоставили данные, в среднем зафиксировали падение доходов и объемов на 11% с января 2021 года.
Объемы инфраструктуры с марта по май практически вернулись к допандемичному уровню, при этом количество поездов сократилось на 2%, в то время как снижение доходов сохраняется на уровне 10%.
Доходы и объемы, как правило, находятся примерно в одинаковой пропорции для большинства менеджеров инфраструктуры, за исключением двух, которые сообщают о значительно большей потере доходов, чем объемов. По мнению CER, это связано со снижением платы за инфраструктуру, которая в некоторых странах не компенсируется.
CER поддерживает принятое Европейской комиссией (ЕК) решение о продлении действия постановления ЕС, позволяющего государствам-членам разрешать управляющим инфраструктурой отменять, сокращать или откладывать плату за доступ к путям и резервирование до конца этого года. CER заявляет, что железнодорожный сектор также высоко ценит одобрение Генеральным директоратом ЕС по конкуренции (DG-Comp) нескольких схем государственной помощи, благодаря которым плата за доступ к железнодорожным путям была снижена.
Тем не менее, CER отмечает, что предполагаемые потери доходов для управляющих инфраструктурой составляет намного меньше в государствах-членах ЕС, где плата за доступ к путям была снижена, что подтверждает важность компенсацией финансовых потерь.
«Политика государственной помощи Комиссии должна соответствовать экологическим целями ЕС», - говорит исполнительный директор CER Альберто Маццола. «Отрасли ЕС, которые несут такие же убытки, что и железные дороги, но которые гораздо менее экологичны, уже получили в пять раз больше государственной помощи для смягчения негативного воздействия Covid-19, чем железные дороги. Сегодня пришло время устранить этот дисбаланс».