Содержание материала

Стенд предназначен для испытания и поверки локомотивных скоростемеров ЗСЛ-2М. Испытания и поверку осуществляют по программе, включающей проверку правильности показания и записи скорости, записи давления воздуха в тормозной магистрали, регистрации направления движения, исправности действия писцов локомотивной сигнализации и счетчика пути, срабатывания контактного механизма контроля скорости на заданных уровнях скоростей.

Основные технические данные стенда следующие:


Запись перечисленных параметров на ленте скоростемера может служить документом, подтверждающим исправность регистрирующей части скоростемера.
Часовой механизм скоростемера проверяют прибором проверки хода часов ПП4-7М, который поставляется самостоятельно по заявкам депо.
Испытания и поверку скоростемеров выполняют в соответствии с ГОСТ 8281—78 «Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки» и Инструкции по эксплуатации и ремонту локомотивных скоростемеров ЗСЛ-2М и приводов к ним № ЦТ/1921 1981 г.


Рис. 58. Общий вид электронного стенда

Устройство и работа стенда.

Стенд состоит из следующих основных узлов: каркаса 20 (рис. 58), приводного электродвигателя 2, муфты 3, механической передачи 4 с двумя вертикальными выходными валами 7 и 8 и шестернями6, 9, 10, датчика скорости 5, поворотных кронштейнов 12, служащих для установки испытуемых скоростемеров, блока пневматики 11 (фильтр, шесть редукторов ДР1—ДР6, электромагнитные вентили У1—У6), трех кранов 13 для подключения скоростемеров и манометра 14. Электрические цепи стенда смонтированы в трех блоках: блоке регулятора напряжения (БРН) 18, блоке реле (БР) 17, блоке с шаговым искателем (БШИ) 16. Электрическая связь между блоками, лицевой панелью 15 и другим оборудованием стенда осуществляется через разъемы. Стенд подключают к сети выключателем. Напряжение подается на выводы 1. Источник питания стенда служит для преобразования промышленного переменного напряжения 220 В, 50 Гц в постоянное напряжение. Подключение трансформатора источника питания к сети осуществляется через стабилизатор напряжения 19. Для защиты стабилизатора, первичной и вторичной обмоток трансформатора источника питания предусмотрены предохранители.
Для индикации включения стенда предусмотрена сигнальная лампа «Сеть», расположенная на лицевой панели.
Источник питания имеет следующие выходные напряжения: постоянное напряжение 50 В; постоянные стабилизированные напряжения 10; 32; 12 В.
Для стабилизации выходных напряжений собран параметрический стабилизатор напряжения 19 на стабилитронах. Управление работой стенда осуществляется двумя способами: автоматическим и ручным. Программа испытания скоростемеров на стенде составлена согласно специальной Инструкции, разработанной Проектно-конструкторским бюро и утвержденной Главным управлением локомотивного хозяйства МПС.

Рис. 59. Кинематическая схема стенда

Кинематическая схема стенда.

На стенде можно проводить испытания и поверку одновременно двух скоростемеров или одного ЗСЛ-2М.
Вращение приводного двигателя 1 (рис. 59) к скоростемерам передается через механическую передачу 3, имеющую два вертикальных выходных вала 6 и 8. Механическая связь вала двигателя с входным валом механической передачи осуществляется посредством муфты 2. На противоположном конце входного вала механической передачи смонтирован датчик скорости 4.
На верхней крышке механической передачи на валу 6 смонтирован датчик пути 5 (S12), выдающий один импульс за 10 м пройденного пути. На валу 8 установлены датчики пути 9 (S 10, 5 11), каждый из которых выдает один импульс за 1 км пройденного пути со сдвигом S11 по отношению к 510 на 180° по углу поворота вала 8 (или на 0,5 км пройденного пути).
Скоростемеры I и II устанавливают на поворотных кронштейнах. Механическая связь с приводом каждого скоростемера осуществляется вертикальными поводками и муфтами сцепления 7.
Датчик скорости состоит из диска с 10 отверстиями, установленного на валу механической передачи и формирователя импульсов (ФИ), на выходе которого формируются импульсы частотой, пропорциональной скорости имитируемого движения и измеряемой цифровым тахометром ТЭСА.
Механическая передача выбрана таким образом, что при частоте вращения вала скоростемера, соответствующей реальной скорости движения 100 км/ч, прибор показывает частоту 1000 Гц. При этом обеспечивается дискретность измерения 0,1 км/ч на единицу показания тахометра.
Для имитации прохождения 1 км пути выходной вал скоростемера совершает 30 оборотов.


РИС. 60. Пневматическая схема стенда

Датчики пути S10, S11 служат для обеспечения последовательности   прохождения программы испытания скоростемеров. Датчик пути S12 служит для фиксации пройденного пути с дискретностью 10 м и определения погрешности счетчика пути при проведении поверки стенда.

Пневматическая схема стенда.

Блок пневматики расположен над платой с редуктором и электродвигателем.
Он обеспечивает проверку скоростемеров при ступенчатом изменении давления воздуха от 0 до ОД МПа (6 кгс/см2).
Воздух от напорной магистрали давлением (0,754:0,05)
МПа (7,5 ±0,5) кгс/см2 через фильтр Ф (рис. 60) подается на шесть редукторов РД1—РД6 (уел. № 348), отрегулированных на следующие давления. МПа (кгс/см2): РД1 —0,588 (6,0); РД2—0,539 (5,5); РДЗ 0,490 (5,0); РД4-0,441 (4,5); РД5 0,392 (4,0); РД6-0,343 (3,5).
Отклонения не более 40,0074 МПа (40,075 кгс/см2).
При поочередном включении электромагнитных вентилей У1—У6 на скоростемеры подается воздух давлением соответственно: 0,588; 0,539; 0Д90; 0,441; 0,392; 0,343 МПа (6,0; 5,5; 5; 4,5; 4; 3,5 кгс/см2).
Для подключения и испытания одного скоростемера или отключения любого из двух скоростемеров установлены краны КР1, КР2. Кран КРЗ предусмотрен для подключения образцового манометра класса 0,4, необходимого для периодической поверки редукторов РД1 — РД6. Контрольный манометр М установлен для наблюдения за моментами срабатывания редукторов во время проведения испытаний.

Размещение и монтаж.

Стенд должен быть размещен в сухом, проветриваемом помещении с температурой не ниже + 10 и не выше + 40°С. Располагают его таким образом, чтобы осуществлялся удобный подход к аппаратам управления и испытываемым скоростемерам, а также обеспечивалась хорошая видимость контрольной ленты скоростемера.
В помещении стенд должен размещаться так, чтобы был обеспечен свободный доступ к дверям стенда и съемным крышкам. Расстояние от стены помещении до задней и боковых стенок стенда должно быть не менее 800 мм, а до лицевой стенки стола — не менее 1000 мм.
Монтаж стенда и передача его в эксплуатацию должны быть выполнены в полном соответствии с действующими Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

Уход за оборудованием.

Аппаратуру и оборудование стенда необходимо периодически осматривать и содержать в чистоте, контакты зачищать, крепление аппаратов и их деталей периодически проверять и крепить.
Ремонт и ревизию электрооборудования стенда, а также его испытание как аппаратов и электропроводки напряжением до 1000 В и проверку заземляющих устройств и фазировки выполняют в соответствии с требованиями действующих Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ), а обслуживание стенда — согласно ПТЭ и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ).
Ремонт и ревизию пневматического оборудования осуществляют в соответствии с действующими Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов,  работающих под давлением.

Рис. 61. Приспособление для регулировки положения формирователя импульсов

Точность измерения воспроизводимой скорости зависит от точности установки формирователя импульсов (ФИ) относительно диска с отверстиями, размещенного на хвостовике червячного вала механической передачи. При правильной установке ФИ каждое засвечивание его фотодиода лампой через отверстия вращающегося диска вызывает появление одного импульса      на         выходе формирователя, т. е; за полный оборот диска ФИ        выдает        50 импульсов. Пропуск импульсов не до пускается, так как в случае пропусков, скорость движения, показываемая тахометром ТЭСА, будет занижена по сравнению с фактически воспроизводимой стендом, что приведет к ошибкам при испытании скоростемеров.
Поэтому необходимо периодически не реже одного раза в 3 месяца, а также при каждом ремонте и обслуживании механической передачи стенда проверять точность установки ФИ и при необходимости регулировать его с помощью спиц 2 (рис. 61), которые вводятся во вспомогательные отверстия формирователя импульсов 3 и соответствующие им отверстия в диске 1. Если оси отверстий не совпадают, положение ФИ регулируют с помощью регулировочных прокладок 4.
Не реже одного раза в 6 месяцев контакты реле, шагового искателя и разъемов необходимо чистить кистью, используя этиловый спирт ГОСТ 6972—75. Применение других растворителей и абразивных материалов не допускается.

Меры безопасности.

Эксплуатацию стенда необходимо осуществлять согласно действующим ПТЭ и ПТБ.
Корпус стенда должен быть заземлен стальной шиной в доступном для обозрения месте в соответствии с действующими ПТЭ. Места для приварки шин должны быть зачищены от следов коррозии и краски и иметь условное обозначение заземления.
Не допускается производить какие-либо наладочные или ремонтные работы внутри стенда при включенном напряжении.
Подключают стенд к сети рубильником на распределительном щите или пакетным выключателем. Установку и крепление скоростемеров необходимо выполнять только при отключенном напряжении. Электроаппараты должны иметь четкую и прочную маркировку в соответствии с принципиальной схемой.
На эксплуатацию стенда в соответствии с ПТЭ в депо должна быть разработана на основе технического описания стенда с учетом местных условий местная эксплуатационная Инструкция. Ее передают обслуживающему персоналу. Инструкция должна периодически, пересматриваться и вместе со схемой и описанием стенда всегда находиться на рабочем месте.
В местной Инструкции должны быть отражены порядок эксплуатации, меры, принимаемые при возникновении аварий, меры безопасности, применяемые защитные средства и противопожарные меры, порядок допуска к ремонту оборудования, обязанности, ответственность и квалификация обслуживающего электротехнического персонала не ниже III группы.
К управлению стендом могут, быть допущены только лица, у которых проверены знания технического описания стенда, правил техники безопасности и местной Инструкции по безопасности обслуживания стенда с отметкой в соответствующем документе.
При эксплуатации стенда не должны допускаться падения поворотной опоры с установленным на ней скоростемером из вертикального положения в горизонтальное, а также резкие перемещения поворотных опор из одного крайнего положения в другое.