Высота подвески контактного провода над уровнем головок рельсов в искусственных сооружениях, как и в любом другом месте, не должна быть меньше 5750 мм при расположении его на перегонах и 6250 мм - на станциях. В исключительных случаях с разрешения МПС в пределах искусственных сооружений, расположенных на путях станций, на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, а также на перегонах, эта высота может быть уменьшена до 5550 мм на линиях постоянного тока и до 5675 мм на линиях переменного тока.
На подходах к низким искусственным сооружениям важно обеспечить определенный характер снижения контактного провода, т. е. располагать его с некоторым уклоном. На участках с наибольшими скоростями движения 160 км/ч допускается уклон 0,002, т. е изменение высоты подвески провода на длине 100 м не должно быть больше 200 мм Для улучшения качества токосъема принято также между каждым участком с горизонтальным расположением контактного провода и участком, где провод расположен с допустимым (основным) уклоном, устраивать переходные участки длиной не менее одного пролета с уклоном в 2 раза меньше основного.
Контактный провод на мостах и под путепроводами фиксируется с помощью фиксаторов, устанавливаемых на кронштейнах, прикрепляемых крюковыми болтами к фермам или балкам.
Рис. 55. Схема расположения контактной подвески в тоннеле на прямом участке пути
Особенно сложно выполнение контактной сети в тоннелях, где для нее выделяется весьма малое пространство. В более свободных тоннелях удается разместить цепную полукомпенсированную контактную подвеску, сблизив точки подвеса несущего троса до 20—30 м, уменьшив конструктивную высоту до 400—500 мм и применив скользящие струны.
Одна из возможных схем контактной подвески для прямого участка тоннеля приведена на рис. 55. Определенное взаимное расположение двух контактных проводов в плане — поочередное сближение и удаление в смежных пролетах, достигаемое установкой между ними коротких и длинных распорок, позволяет, с одной стороны, обойтись здесь без фиксаторов, а с другой -обеспечить равномерный износ контактных элементов полоза токоприемника по их длине.
Крепление цепной подвески к своду тоннеля может быть различным. На линиях постоянного тока оно выполняется посредством вертикально расположенного подвесного изолятора.
Рис 56. Крепление контактной подвески на линии переменного тока к своду тоннеля
На линиях переменного тока крепление может быть выполнено с помощью гибких поперечных связей, составленных из стержневых изоляторов, по два с каждой стороны несущего троса (рис. 56). Аналогичную конструкцию применяют и на линиях постоянного тока, но там с каждой стороны устанавливают по одному стержневому изолятору.
Фиксаторы на кривых участках тоннеля приходится или устанавливать на тех же кронштейнах, которые поддерживают несущий трос (если имеются такие кронштейны), или располагать на отдельных конструкциях, углубляемых в специальные ниши в сводах тоннеля, или изготовлять стержни фиксаторов из изоляционного материала, чтобы не применять изоляторы.
В особо стесненных тоннелях применяют простую контактную подвеску (без несущего троса) с частым подвешиванием контактного провода на струнах к изоляторам, установленным в своде. Для исключения большого наклона струн вблизи тоннеля располагают среднюю анкеровку.
С целью повышения ветроустойчивости контактной подвески на мостах через реки всегда применяют два контактных провода, если даже в этом ног необходимости по условиям съема тока. В тоннелях иногда число контактных проводов увеличивают до трех-четырех, с тем чтобы улучшить качество токосъема и повысить общую площадь сечения подвески.