Содержание материала

Бригада, обслуживающая кран, должна постоянно поддерживать его в исправном состоянии: своевременно устранять малейшие неисправности, крепить расстраивающиеся части и производить смазку трущихся поверхностей. Краны периодически должны подвергаться определённому виду ремонта: текущему или промывочному, среднему или капитальному.
В объём промывочного или текущего ремонта входят работы по устранению всех неисправностей, обнаруженных в процессе эксплуатации, которые не могут быть устранены силами крановой бригады без остановки крана.
Основной целью промывочного ремонта является очистка парового котла от накипи и шлама, а также приведение в полную исправность всех приборов, контролирующих нормальную работу котла.

На промывках должны осматриваться все ответственные части крана, обнаруженные при этом недостатки устраняются.
Подшипники коленчатого вала, главной трансмиссии, крейцкопфа, валов поворота и перемещения крана, а также и тормоза, водоуказательные приборы должны осматриваться каждую промывку. Переливка контрольных пробок, а также осмотр предохранительных клапанов котла, манометров, инжекторов, питательных труб, регуляторного золотника, цилиндров, поршней и золотников паровой машины должны производиться не реже чем через три месяца работы крана.
Сроки промывочного ремонта устанавливаются для каждого крана в зависимости от объёма выполняемой им работы и качества питательной воды.
Капитальный ремонт производится примерно через три года непрерывной работы крана. Основанием для капитального ремонта является изношенность поворотного и движущего механизмов, необходимость производства котельных работ, ремонта паровой машины и ходовых частей.
При капитальном ремонте производятся полная разборка крана и осмотр всех его частей, с ремонтом и заменой неисправных и изношенных деталей.
Примерно через год работы крана должен производиться средний ремонт, при котором производятся оздоровление крана и поддержание его в работоспособном состоянии до капитального ремонта.
Общие технические указания по ремонту кранов, его отдельных деталей и узлов изложены в Правилах ремонта углеподъёмных кранов на железнодорожном ходу.
Наиболее часто встречающиеся дефекты основных деталей паровых машин, способы их ремонта, а также допускаемые отклонения от альбомных размеров указаны в табл. 8.
Начальник восстановительного поезда и механик при всех видах ремонта кранов обязаны обращать внимание на правильность разборки и сборки узлов крана, а также проверять качество выполненных работ.
Для ускорения ремонта кранов в восстановительных поездах в достаточном количестве должны быть запасные части. В тех случаях, когда кран отправляется для ремонта на завод, к нему прилагается вся техническая документация.

Таблица 8
Способы ремонта паровых машин кранов на железнодорожном ходу


Наименование деталей

Дефекты

Наибольшие допускаемые отклонения от альбомных размеров, мм _

4
Способы ремонта

Вкладыши коренных и шатунных подшипников

Сквозные трещины, излом бортов. Слабина по трущейся поверхности

а)      коренные подшипники — 0,5;
б) шатунные —
0,75

Замена вкладышей новыми. Спиловка натяга. Заливка баббитом

 

Слабина в рамке. Разбег в рамке

а)      коренные подшипники — 2,0;
б)  шатунные —
3,0

Обварка бронзой
Наплавка на
галтели бронзы

Шейка коренного вала

Овальность

0,5

 

1
Обточка шеек

Конусность

0,1

Паровые цилиндры

Трещины

Не допускаются

При трещинах длиной до 50 мм засверливание медными шурупами; сквозные трещины большей длины подлежат газовой заварке чугунными электродами с полным прогревом цилиндра и с постепенным его охлаждением

 

»                        

Раковины

 

Мелкие раковины заделывать шурупами, крупные несквозные заваривать медью

Наименование деталей

Дефекты

Наибольшие допускаемые отклонения от альбомных размеров,мм

Способы ремонта

 

Овальность
.

1,0

Расточка цилиндра

 

Конусность

0,2

»

Задиры

Глубиной 0,5

При наличии не более трёх задиров на расстоянии не ближе 25 мм можно оставлять без ремонта. В худших случаях требуется расточить цилиндр или заварить бронзой Тобина

Золотниковые втулки

Конусность

0,1

Расточка втулок

Овальность

0,3

Диски поршней
* , ч

Разница в диаметрах диска и цилиндра

6,0
1

Обварка диска до альбомного зазора

Шток поршня

Износ

Наружный диаметр штока допускается равным диаметру резьбовой части

Замена

Конусность

а)    при мягкой набивке — 0,5;
б)    при металлической — 0,25;

Проверка штока на станке

Продолжение


Наименование деталей

Дефекты

Наибольшие допускаемые отклонения от альбомных размеров, мм

Способы ремонта

Кольца поршневые и золотниковые

Утолщение кольца против альбомного размера

 

1,0

 

 

Уширение ручья для кольца против альбомного

кольца:
а)      поршневые— 2,0;
б) золотниковые— 1,0

Обварка и расточка ручья вновь

 

Зазор в замке (в результате сработки кольца)

 

кольца:
а) поршневые — 5,0
б) золотниковые  — 3,0

Сменить кольца*

Сальник

Зазор между штоком и втулкой

при набивке:
а) мягкой — 1;
б) металлической— 0,3

Наварка втулки бронзой, смена чугунных колец, перешабровка колец




Кулиса

Выработка

 

Шлифовка с сохранением радиуса кривизны

 

Трещины

I

Замена кулисы

Кулисный камень

Слабина по кулисе

 0,2

Обварка или замена

* Кольца должны изготовляться с двух обточек с Г-образным замком. Боковой зазор у нового кольца в ручье должен быть не более 0,05 мм; в работе допускается не более 0,1 мм. Зазор в замке у вновь изготовленного кольца должен быть не менее 0,3 и не более 0,5 мм. На поршневых кольцах должна быть выточена лабиринтовая канавка шириной 4 мм и глубиной 2 мм. Заусенцы и острые края колец должны быть зачищены. Твёрдость колец должна быть меньше твёрдости цилиндров на 10—20 по Бринелю.

Продолжение

 

Наименование
деталей

Дефекты

Наибольшие допускаемые отклонения от альбомных размеров, мм

Способы ремонта

 

Валики и втулки кулисного механизма

Разработка

0,25

 

Смена деталей

Уменьшение диаметра валика

2,0

Увеличение диаметров втулок

3,0

Тяги и шатуны

Выработка и разработка в головках

Исправление сваркой

Разработка отверстий для болтов

2,0

Заварка и доведение до альбомного размера

Крейцкопфный валик

Слабина в подшипниках

0,75

Спилить натяг подшипников (наплавка баббитом не разрешается)

Слабина подшипников в рамке

 

Обварка подшипников бронзой

Эксцентриковые диски

Эллиптичность

0,5

Смена

Трещины

 

Заварка и обработка

Цилиндры

Вредные пространства цилиндров
Неравномерность

 

Устраняется постановкой клингеритовых прокладок не толще 2 мм или проточкой бортов цилиндровых крышек не более 2 мм

Параллель

Выработка

1,0

Прострожка, расточка

Зазор между параллелями и ползунами

1,0 на сторону

Регулировка прокладками

Передача крана в ремонт, а также его приёмка и испытание после ремонта должны производиться в присутствии заказчика.
Каждый паровой котёл, находящийся в эксплуатации в соответствии с «Правилами устройства, установки, содержания и освидетельствования паровых котлов, пароперегревателей и водяных экономайзеров», подвергается в установленные сроки освидетельствованию Инспекцией котлонадзора МПС.
При освидетельствовании парового котла подъёмного крана участвует начальник поезда или его заместитель.
Наружный осмотр котла производится не реже одного раза в год без остановки его действия. При наружном осмотре обращается внимание на проверку правильности работы водоуказательных и питательных приборов, манометра, предохранительных клапанов и других устройств, обеспечивающих безопасную работу парового котла.
При этом осмотре инспектор котлонадзора проверяет знания должностных инструкций машинистом крана и его помощником, устанавливает, знают ли они назначение приборов котла, какие принимаются меры в случае аварии, повышения давления пара в котле свыше допускаемого, упущения воды ниже наинизшего уровня воды и пр.
Внутренний осмотр котла производится в три года один раз. Если по конструкции котла внутренний осмотр его невозможен, то он заменяется гидравлическим испытанием.
При внутреннем осмотре инспектор котлонадзора вместе с начальником восстановительного поезда определяет состояние стенок котла, заклёпочных соединений дымогарных или кипятильных труб как снаружи, так и внутри котла. В этом случае устанавливается также объём необходимого ремонта котла, производство которого обеспечивало бы безопасную его работу до следующего осмотра.
При внутреннем осмотре проверяются наличие и химические свойства накипи, жёсткость питательной воды и организация внутрикотловой обработки воды.
Гидравлическое испытание производится один раз в шесть лет. Гидравлическим давлением проверяется прочность котла и качественная постановка арматуры.

Котлы кранов восстановительных поездов испытываются давлением, в 1,2 раза превышающим рабочее, но не менее чем на 3 ат. Давление в котле при испытании поднимается медленно, равномерно и проверяется контрольным манометром. Котёл под испытательным давлением должен находиться не более 5 минут, затем давление снижается до рабочего и поддерживается всё время, потребное для осмотра котла.
Вместе с котлом гидравлически испытывается и его арматура; при испытании водомерные стёкла должны быть перекрыты и предохранительные клапаны заклинены.
Перед гидравлическим испытанием или внутренним осмотром котёл должен быть охлаждён и очищен от сажи, грязи, золы и накипи.
Помимо очередного гидравлического испытания парового котла может производиться досрочное гидравлическое испытание: после перестановки котла на новое место, смены более 50 % дымогарных или 15 % кипятильных труб, замены части листа, переклёпки не менее 25% заклёпок в одном из швов или не менее 15 рядом стоящих заклёпок, если котёл находился в бездействии более 2 лет или при ремонте котла производились сварочные работы частей котла.
Результаты всех видов освидетельствования парового котла с указанием следующих сроков освидетельствования заносятся в шнуровую книгу.
Своевременные промывка и продувка котла имеют большое значение для нормальной работы крана.
Промывка крановых котлов обычно производится в паровозных депо и бывает двух видов — холодная и тёплая.
Поскольку котлы кранов не приспособлены к искусственному расхолаживанию, они промываются после естественного охлаждения.
Перед постановкой крана на промывку вначале производятся его экипировка и чистка зольника.
После того как при естественном охлаждении давление пара упадёт до 0, производится предварительный спуск воды до уровня нижнего крана водомерного стекла. Затем для ускорения охлаждения котла открываются люки, расположенные выше оставшегося уровня воды, и ослабляются остальные. С открытыми люками котёл остывает до 30— 40°, а в летнее время, если температура наружного воздуха выше 25°, разрешается спускать воду температурой до 45°.
После спуска воды из котла он продолжает охлаждаться в течение 3,5—4 часов.

Очистка котла от накипи производится специальными крючками и скребками. Очистку накипи следует начинать от верхней решётки с последующим переходом к стенкам цилиндрической части котла, дымогарным трубам, нижней решётке и стенкам огневой коробки.
Очистка частей котла от накипи продолжается и при его промывке, при этом один промывальщик промывает котёл, а другой очищает накипь с последующим удалением её через отверстия нижних люков. При холодной промывке котла пользуются промывочным насосом, который даёт струю воды давлением 6 ат. Вода для промывки берётся из водопроводной магистрали.
Тёплая промывка по сравнению с холодной является более совершенной, к тому же значительно сокращающей простой крана на промывке.
Там, где это возможно, котлу следует производить тёплую промывку. Он и в этом случае расхолаживается естественным путём до температуры 30—35°. После этого кран вводится в стойло депо. Температура в промывочном стойле зимой должна быть не ниже +13°. По окончании расхолаживания приступают к спуску воды из котла.
Перед промывкой котла, так же как и при холодной промывке, производится очистка всех частей котла от накипи и грязи. Затем приступают в промывке котла тёплой водой 30—35° от насоса.
В то время когда производится промывка котла или он стоит с открытыми люками и спущенной водой, открывать ворота стойла не разрешается.
После того как котёл будет очищен и промыт, его тщательно осматривают. При осмотре котла пользуются электролампой. Осмотр производится с верхней решётки до грязевого колодца, при этом каждый раз лампочку вводят с одной стороны котла, а осмотр производят с противоположной стороны.
Если при осмотре обнаружится скопление грязи или накипи, то следует произвести повторную очистку и промывку котла.
Во время промывки механик крана обязан осмотреть все люки, хвостовики люков и их гайки.
К окончанию промывки замеченные недостатки в гнёздах люков должны быть устранены и люки должны быть готовы к постановке на место.
При постановке люков на место нужно следить, чтобы они были установлены без перекоса и каждый на своё место, согласно ранее сделанной разметке.

После того как котёл будет осмотрен, люки поставлены, производится наполнение котла водой температурой 45— 50° до уровня 1/4 водомерного стекла.
При давлении пара 2—3 ат люки необходимо подкрепить.
Продувка котла является надёжным средством частичной очистки воды в котле от грязи, накипи и других вредных примесей, она даёт возможность значительно увеличить межпромывочную работу котлов.
Крановые котлы приспособлены к нижней продувке через кран Эверластинга. Продувка может быть длительная и короткая.
Длительная, т. е. основная, продувка производится в пункте стоянки восстановительного поезда, где место продувки должно быть специально ограждено.
Производить её желательно после окончания работы крана, когда частицы накипи, плавающие в котловой воде, успеют опуститься в нижнюю часть котла.
Прежде чем продувать котёл, механик крана должен убедиться, что инжекторы работают исправно, уровень воды в котле по верхнюю гайку и водяной бак заправлен полностью.
Открытие заслонки крана производится краткими перерывами по 2—3 секунды в течение примерно 8—10 минут до исчезновения шлама. Если при продувке котёл будет пополняться водой, то в этом случае должны быть приняты установленные меры против резкого охлаждения холодной водой.
Большое значение для повышения форсировки котла имеет чистота дымогарных труб и решёток со стороны огня и горячих газов, так как при отоплении котла стенки дымогарных труб со стороны огня покрываются сажей, трубы забиваются золой, изгарью и мелкими частицами угля. В результате засорённости дымогарных труб ослабляется тяга, в топке топливо горит слабо, котёл плохо готовит пар. Достаточно иметь на внутренней поверхности труб слой сажи в 1 мм, как коэффициент теплопередачи по сравнению с чистой стенкой понижается на 23%.
Образованию налёта в трубах способствуют: течь труб, неправильная вальцовка их, неумелое ведение топки, скопление изгари в дымовой коробке, а самое главное —неправильная и нерегулярная продувка и очистка труб при промывке котла,
Скопление изгари в дымовой коробке, т. е. верхней решётке котла, способствует забивке изгарью верхних концов дымогарных труб. Очень часто оставляют не продутыми боковые трубы; постепенно эти трубы забиваются так, что их приходится пробивать стальными прутьями. Во избежание этого дымогарные трубы нужно регулярно продувать при помощи пара или сжатого воздуха. Пар для продувки обычно берётся из котла самого крана, для этого нужно иметь продувательный прибор и гибкий рукав длиной 1,5—2 м.
Продувку производят через шуровочное отверстие.
Для продувки труб паром котёл должен быть соответственно подготовлен, в топке должен быть светлый огонь, а давление в котле 5—6 ат. Для лучшей видимости нижней решётки при продувке труб следует открыть немного сифон. Качать воду при этом нельзя. Во избежание сильного охлаждения топки и труб весь процесс продувки нужно производить быстро.
Продувку труб воздухом производят через дымовую трубу.
Продувка труб сжатым воздухом через шуровочное отверстие при наличии огня в топке, особенно в зимнее время, не рекомендуется, так как это сильно охлаждает трубы при открытой топочной дверке и открытом сифоне.