Содержание материала

ГЛАВА IV
ДОМКРАТЫ

Иногда при подъёмке подвижного состава используют винтовые и реечные домкраты. Грузоподъёмность их составляет от 1 до 30 т. Подъём грузов при помощи реечных и винтовых домкратов осуществляется на незначительную высоту. Установка этих домкратов при подъёмке не представляет особых затруднений.
Характеристики реечных и винтовых домкратов приводятся в табл. 9 и 10.

Таблица 9

Данные о реечных домкратах

Таблица 10

Данные о винтовых домкратах на салазках

Винтовые и реечные домкраты вследствие своей недостаточной производительности и подъёмной силы имеют ограниченное применение. Более широко используются, особенно при подъёмке паровозов, гидравлические домкраты, которые представляют собой мощные механические средства.
Гидравлический домкрат в основном состоит из корпуса и двух поршней — большого и малого; поршни имеют кожаные манжетные уплотнения. Домкрат приводится в действие ручным насосом или насосом, работающим при помощи воздуха от паровоза. Тот или другой насос подаёт рабочую жидкость (желательно трансформаторное масло) в цилиндры домкратов, вызывая подъём их плунжеров.
Горизонтальное перемещение поднятого подвижного состава осуществляется при помощи балки и тележки, передвигающейся при помощи горизонтального домкрата. Тележка соединяется с домкратом цепью.
В комплект пневматической установки входят: пневмогидравлический насос, ручной гидравлический насос, домкраты подъёмной силой 120/60, 60/30, 40/20 и 40 т, переводные балки и балочные тележки. Техническая характеристика установки приведена в табл. 11.
Пневмогидравлический насос состоит из пневматического двигателя и гидравлического насоса.
Двигателем служит паровой цилиндр насоса Вестингауза с золотниковым распределением. Поршень цилиндра двигателя смонтирован на удлинённом штоке, противоположный конец которого с навёрнутыми бронзовыми втулками и кожаным уплотнением выполняет роль плунжера.
Пневматический двигатель расположен горизонтально, соединён с гидронасосом при помощи переходного фланца и смонтирован на резервуаре для рабочей смеси.
Шток пневматического двигателя с плунжером насоса имеет в трёх местах уплотнения: набивочное — у переходного фланца пневматического двигателя и кожаное манжетное — на обоих концах корпуса насоса. При работе пневматического двигателя плунжер совершает двустороннее осевое движение и попеременно всасывает из резервуара рабочую жидкость. Плунжер через фильтр и всасывающий клапан гонит рабочую жидкость через нагнетательный клапан по трубе в распределительную коробку, а оттуда через штуцер по трубке в домкрат. При помощи распределительной коробки производится управление подъёмом и опусканием грузов.

Таблица 11
Техническая характеристика пневмогидравлической установки

Ручной гидронасос приводится в действие съёмными рычагами. В четырёх цилиндрах насоса помещено по два плунжера большого и малого диаметров. Насосы соединены попарно через распределительную коробку, а распределительные коробки соединены трубкой, благодаря чему всасываемая жидкость всеми плунжерами может подаваться в один или сразу в два домкрата.
При использовании пневмогидравлической установки необходимо перед началом подъёмки обязательно производить смазку цилиндров насоса, плунжера, винта пускового крана, роликов передвижной тележки, направляющих поршня и стволов телескопических домкратов. По окончании подъёмки все детали пневмогидравлической установки должны тщательно очищаться и смазываться.

Фиг. 28. Гидравлические домкраты малой грузоподъёмности с совмещением подъемочного устройства и насоса

Гидравлические и пневматические домкраты должны иметь плотные соединения, не допускающие в процессе подъёма грузов утечку жидкости или воздуха из рабочих цилиндров.
В гидравлических или пневматических домкратах должны иметься особые приспособления (обратный клапан, диафрагмы), препятствующие стремительному опусканию штока в случае повреждения труб, подводящих или отводящих жидкость или воздух; эти приспособления должны обеспечить медленное и спокойное опускание штока или полностью останавливать движение, например, при помощи обратного клапана.
Для подъёмки подвижного состава и при различных вспомогательных операциях на месте аварий могут применяться гидравлические домкраты грузоподъёмностью от 5 до 20 т (фиг. 28).
Эти домкраты отличаются небольшим весом и значительным выходом штока, доходящим до 500 мм, В домкрате совмещается подъёмное устройство с насосом: в корпусе находится рабочая смесь, обычно масло, а также всасывающие и нагнетательные клапаны.
Испытание всех гидравлических и пневматических домкратов производится нагрузкой, превышающей предельную грузоподъёмность домкрата на 25%, в их верхнем положении в течение 10 минут.