Содержание материала

При уходе за двигателями обращается особое внимание на системы газораспределения, зажигания и питания.
В системе газораспределения должен быть соблюдён нормальный зазор между коромыслом и стержнем клапанов. Этот зазор должен равняться 0,6—0,7 мм; проверка его производится щупом.
Получение нормального зазора достигается путём отвинчивания или завинчивания регулирующего винта штанги (фиг. 19). При отвинчивании регулирующего винта зазор будет уменьшаться, а при завинчивании —увеличиваться.
Следует иметь в виду, чтобы при проверке и регулировке зазоров кулачок распределительного валика регулируемой штанги находился в нижнем положении, в противном случае установить правильность зазора будет невозможно.


Для обеспечения хорошей работы системы зажигания необходимо содержать в чистоте магнето, провода и свечи. Кроме того, нужно соблюдать правильные зазоры между контактами прерывателя магнето и электродами свечей; первый должен быть равен 0,3—0,4 мм, второй 0,6—0,7 мм. Регулировка зазора между контактами прерывателя магнето достигается ввёртыванием или вывёртыванием длинного контактного винта при положении прерывателя на разрыве.  
Нагар па поверхности контактов прерывателя должен сниматься бархатным напильником. Зазор между электродами свечей регулируется путём подгибания боковых электродов. Нагар с электродов, свечей и фарфора должен быть снят без нанесения царапин на их поверхности.
Для обеспечения безотказной работы системы питания нельзя допускать скопления грязи и отстоя горючего в топливном баке и (на дне поплавковой камеры карбюратора.
Без необходимости не следует регулировать карбюратор.
При наличии отстоя горючего в топливном баке и поплавковой камере его следует спустить через отстойник или спускной краник поплавковой камеры. Через 25—30 час работы двигателя фильтр карбюратора должен промываться.

Уход за сцеплением.

Уход за муфтой сцепления сводится к предупреждению пробоксовки дисков при включённом положении рычага.
Пробоксовка дисков может иметь место в результате замасливания райсбестовых прокладок, их поломки или недостаточного нажатия нажимного диска. Замасленные прокладки нужно промывать, для этого производится поливка бензина на рабочие поверхности их при выключенном положении рычага.
Степень нажатия нажимного диска регулируется путём подвинчивания крестовины к нажимному диску; при повороте крестовины вправо нажатие увеличивается, а при повороте влево — уменьшается.

Уход за фрикционами.

Фрикционы должны содержаться сухими. В случае замасливания фрикционов их следует промыть бензином.


Фиг. 20. Регулировка двуплечих рычагов фрикциона гусениц: 1 — ключ; 2 — контргайка регулировочной втулки; 3 — крышка люка

Для этого в камеры фрикционов наливают по 7—8 л бензина и пускают трактор в ход без выключения рычагов управления, тем самым достигается обмывка фрикционов с наружной стороны. После этого бензин сливают, камеры заполняют чистым бензином, выключают рычаги управления и трактору дают поработать вхолостую в течение 5—8 минут. Затем бензин спускают и рычаги управления оставляют выключенными с целью обеспечения свободного стока бензина из фрикционов.
Регулировка рычагов управления производится в том случае, если их свободный ход не равняется 7—9 см. Регулировка рычагов производится через смотровые люки путём поворачивания регулировочной втулки коромысла (фиг. 20).

Фиг. 21. Регулировка тормозов:
1 — шпилька тормозной ленты; 2 — ключ на регулировочной гайке; 3 — ключ на контргайке

Тормоза фрикционов подтягиваются по мере износа феродо путём подвёртывания гайки хвостовика ленты (фиг. 21). При нажатии тормозной педали наполовину должно начинаться торможение, при отпущенном положении ленты не должны касаться барабанов.

Уход за передачей.

Неплотность сальника полуосей должна устраняться немедленно, так как это вызывает пропуск масла в камеры фрикционов. Подтягивание сальника производится ломиком через тормозной люк. Перед подтягиванием сальниковой гайки надо вывести из зацепления крючок, удерживающий гайку, а после подтягивания крючок вновь завести в зацепление с пазом и его валик закрепить стопорным болтом. Наружный сальник ведущего колеса подтягивается натяжными гайками (фиг. 22). Все четыре гайки подтягиваются равномерно до тех пор, пока прекратится течь масла.

Уход за гусеницей.

Степень натяжения гусеницы проверяется путём поднятия её над верхним катком.

Фиг. 22. Регулировка сальника втулки ведущего колеса:
1 — натяжная гайка; 2 — контргайка; 3 — шпилька; 4 — ключ; 5 — ведущее колесо

Отрыв гусеницы от катка должен быть не более 4—5 см. Регулировка натяжения гусеницы производится путём подвёртывания регулировочных болтов, натягивающих пружину. Длина правильно отрегулированной пружины должна равняться примерно 435 мм.
При помощи тех же болтов регулируется правильность установки натяжного колеса относительно продольной оси гусеницы.

Уход за дизелем и пусковым двигателем.

Наличие выхода дыма из сапуна указывает на неполное сгорание топлива в двигателе вследствие неплотности компрессионных колец. При этом дизель сильно теряет мощность,

Фиг. 23. Регулировка клапанных зазоров
Для устранения этого дефекта следует заменить компрессионные кольца. С целью предохранения колец от заклинивания при их установке должны быть обеспечены зазоры у компрессионных колец от 0,9 до 1,2 мм и у маслосбрасывающих колец от 0,45 до 0,65 мм. При постановке поршней нужно следить за правильным положением замков, стыки которых должны располагаться по отношению друг к другу на 180°.

Мощность дизеля снижается в случае неплотного прилегания клапанов к своим гнёздам из-за отсутствия клапанных зазоров. Регулировка зазоров клапанов и штанг декомпрессора производится при рабочем положении рычага декомпрессора и при опущенном положении проверяемого клапана.
Нормальный клапанный зазор должен быть равен 0,3 мм. Этот зазор регулируется при помощи регулировочного винта коромысла и проверяется щупом между верхней плоскостью направляющего стакана и концом коромысла (фиг. 23).
Установив правильные зазоры клапанов, следует проверить и установить зазоры между верхним концом штанги декомпрессора и вторым концом коромысла клапана. Этот зазор при рабочем положении рукоятки декомпрессора должен быть не менее 0,45 мм. Для его регулировки отвёртывается гайка наконечника штанги декомпрессора и производится проворачивание наконечника до требуемого зазора (фиг. 24).
При наличии воздуха в топливной системе пуск дизеля будет затруднён или вовсе невозможен. Воздух удаляется путём открытия продувочного вентиля фильтров. Выход горючего из продувочных вентилей секций без пузырей говорит об отсутствии воздуха в топливном насосе.

Удаление воздуха из трубок высокого давления производится путём прокачки насосной секции вручную.
После прокачки насосной секции нужно убедиться в том, что метки валиков ручной подкачки V стоят остриём вниз.
Не рекомендуется допускать уровень топлива в баке, ниже 1/4 ёмкости бака.
Работа дизеля с перебоями и выход густого дыма из выхлопной трубы указывают на плохую работу форсунок.

Фиг. 24. Регулировка зазоров между верхним концом штанги декомпрессора и вторым концом коромысла клапана

Форсунка может быть проверена при помощи впрыска топлива ручной подкачкой. Для этого отнимают форсунку от места и присоединяют её к трубке высокого давления так, чтобы она расположилась в горизонтальном положении. Если при ручной подкачке не наблюдается подтекания топлива и распыление происходит мелкими струйками, то, следовательно, форсунка работает нормально.
В случаях выхода горючего сплошной струёй или отдельными струйками, а также в случае одностороннего выхода или нечёткого обрыва конца впрыска распылитель следует сменить. Распылитель не должен иметь нагара; при наличии нагара последний удаляют деревянной палочкой.
Увеличение зазора между плунжером и гильзой насосной секции приводит к утечке топлива во время его нагнетания к форсунке; при наличии такого дефекта эти детали нужно сменить. При нормальных плунжере и гильзе, как правило, требуется приложить значительное усилие для ручной прокачки. Слабое сопротивление при прокачке объясняется износом плунжера и гильзы секции; в этих случаях форсунка может совершенно не впрыскивать топлива или будет подавать его в незначительном количестве.
Клапанный зазор в пусковом двигателе должен быть равен 0,2 мм. Этот зазор проверяется между концом стержня клапана и плоскостью головки регулировочного болта.

Регулировка сцепления.

Правильность регулировки сцепления определяется включением рычага сцепления «на себя», при этом рычаг в данное положение входит со щелчком и требует приложения значительного усилия.
Регулировка производится через крышку корпуса маховика путём повёртывания крестовины с предварительным оттягиванием защёлки. Повёртывание крестовины должно производиться постепенно; через каждые два отверстия защёлки надо проверять регулировку рычагом.

Установка магнето.

При установке магнето надлежит снять крышку корпуса маховика, вывернуть свечу из головки первого цилиндра, закрыть отверстие свечи пальцем и поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока не определится момент сжатия; наблюдая за торцом маховика, продолжать поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока отметка «ЗАЖ» на маховике не совпадёт с риской на корпусе сцепления. При таком положении рисок кривошип первого цилиндра не дойдёт на 24° до отметки «ВМТ». После этого поворачивают валик магнето в положение, при котором риска на шестерне магнето совпадёт с риской на крышке. Затем следует, не нарушая достигнутой регулировки, затянуть на оба винта регулирующую муфточку.
Тракторист должен внимательно следить за работой трактора и во-время устранять малейшие неисправности.
Своевременно не устранённые дефекты могут вызвать перебои в работе и даже аварию трактора. Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся неисправности дизеля трактора и способы их устранения.

3. Основные неисправности дизеля и способы их устранения

Возможные причины неисправностей

Способы устранения неисправностей


I. ДИЗЕЛЬ НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ

НЕИСПРАВНОСТИ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

1. Насос не подаёт топлива

а) Кран топливного бака закрыт

а) Открыть кран

б) Засорены               топливные
фильтры или трубопроводы

б) Промыть фильтры и трубопроводы

в) Воздух в топливной системе

в) Выпустить воздух, отвернув продувочные вентили топливных фильтров и насосных секций.
Как только потечёт топливо без пузырьков воздуха, закрыть продувочные вентили


г) Обратные клапаны «заели»

г) Вынуть обратные клапаны и гнёзда для очистки, если имеются повреждённые, сменить клапан и гнездо. Если сломаны клапанные пружины, то их тоже сменить
4-

д) Тяга реек топливного насоса в выключенном положении «заела», так как тяга реек погнута, или «заел» плунжер вследствие того, что стопорный винт упирается в гильзу

д) Выправить тягу. Если «заел» плунжер, его нужно промыть в керосине, поставить нормальный стопорный винт и освободить немного штуцер. Если плунжер и после этого перемещается туго, сменить плунжер и гильзу

     2. Подкачивающая помпа не качает топлива

а) Поршенёк клапана «заел» или стоит сильная пружина
б) Срезан стопорный штифт ведущей шестерни валика помпы

 

а) Зачистить или поставить новый, сменить пружину
б) Поставить новый

Возможные причины неисправностей

Способы устранения неисправностей

в) Воздух в подкачивающей помпе

в) Отпустить гайку пружины перепускного клапана и при вращающемся коленчатом вале дизеля выпустить воздух

г) Топливные фильтры загрязнены

г) Промыть и выпустить воздух из топливных фильтров и насосных секций

3. Насос установлен на слишком поздний или слишком ранний угол опережения подачи топлива

а) Шестерня кулачкового валика насоса установлена не по метке
*

а) Установить шестерню насоса по метке и проверить начало подачи топлива по метке («НП») на маховике. Если начало подачи топливным насосом не соответствует 15° до В. Μ. Т., отрегулировать насос

б) Ролики толкателя сильно изношены

б) Сменить роликовые толкатели и отрегулировать насос на момент подачи топлива

в) Кулачки валика насоса сильно изношены

в) Сменить кулачковый валик и отрегулировать насос на момент начала подачи топлива

4. Форсунки не работают

а) Иглы распылителей «заедают»

а) Для проверки работы распылителей следует вынуть форсунку и проверить её работу при помощи ручной прокачки насосной секции.
Если распылитель не работает, следует его вынуть, промыть и прочистить деревянной палочкой внутреннюю поверхность. В случае повреждения распылителя или иглы заменить их и отрегулировать форсунку на давление в 110 ат

Возможные причины неисправностей

Способы устранения неисправностей

б) Давление распыла слишком низкое, так как регулировочный винт форсунки ослаблен

б) Отрегулировать на необходимое давление впрыска

в) Соединения трубок высокого давления неплотны. Наблюдается течь топлива

в) Плотно соединить трубки

г) Просачивание топлива в месте соприкосновения распылителя с корпусом форсунки вследствие загрязнения соприкасающихся поверхностей.

г) Снять форсунку, убрать скопившуюся грязь между плоскостями соприкосновения и затянуть распылитель нажимной гайкой

НЕИСПРАВНОСТИ ДИЗЕЛЯ

1) Вода в цилиндрах

1) Проверить затяжку шпилек головок цилиндров. В случае, если это окажется недостаточным, проверить прокладку

2. Компрессия недостаточна

а) Поломка клапанных пружин

а) Сменять сломанные пружины

б) Слишком большой зазор в стыках поршневых колец

б) Сменить кольца

в) Рычаг декомпрессора в положении «пуск» или «половина»

в) Перевести рычаг в положение «рабочее»

г) Неправильно отрегулированы зазоры в клапанах и штангах декомпрессора 4

г) Отрегулировать зазор между коромыслом и стаканчиком —  0,3 мм, в штангах декомпрессора не меньше 0,45 мм

Возможные причины неисправностей

Способы устранения неисправностей

II. ДИЗЕЛЬ ЗАПУСКАЕТСЯ, НО ПОСЛЕ ПЕРВЫХ ВСПЫШЕК ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ НЕИСПРАВНОСТИ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

1. Топливные фильтры засорены

1. Промыть фильтры в бензине или керосине. Перед запуском дизеля нужно удалить воздух из фильтров и насосных секций

2. Топливопроводы засорены или неисправны

2. Прочистить топливопроводы или заменить. Выпустить воздух из фильтров и насосных секций

3. Воздух в насосе.
Неплотное соединение подводящей трубы к насосным секциям и корпусу фильтров

3. Плотно затянуть болты и выпустить воздух из насосных секций и фильтров

4. Доступ воздуха к топливному баку затруднён (отверстие засорено)

4. Прочистить отверстие

III. ДИЗЕЛЬ НЕ РАЗВИВАЕТ ПОЛНОЙ МОЩНОСТИ НЕИСПРАВНОСТИ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ
1. Насос подаёт слишком мало топлива

а)     Ослабла пружина регулятора
б)     Износ плунжеров

а)        Отрегулировать пружину, чтобы тяга реек доходила до упора ограничителя
б)         Увеличить ход тяги реек так, чтобы часовая подача составляла 16,5—17 кг/час при 850 об/мин. Поворот регулировочной гайки ограничителя на один раз изменяет подачу примерно на 0,15 кг/час. При значительной изношенности плунжер и гильзу заменить

в) Насосные секции подают неодинаковое количество топлива

в) Отрегулировать насос на равномерность подачи; разность в подаваемом количестве топлива допускается не более 3% на один ход плунжера

Возможные причины неисправностей

Способы устранения неисправностей

г) Гнездо обратного клапана неплотно прилегает к гильзе вследствие слабой затяжки или наличия грязи между соприкасающимися плоскостями, в результате чего часть топлива вытекает

г) Вынуть гнездо обратного клапана, промыть соприкасающиеся плоскости, затем поставить на место и плотно затянуть

д) Обратные клапаны неплотно сидят в гнезде

д) Поставить новый клапан и гнездо

е) Пружина обратного клапана сломана

е) Сменить пружину

ж) Пружина форсунки сломана

ж) Сменить пружину и отрегулировать форсунку на нужное давление распыла

2. Начало момента подачи топлива изменилось

а) Шестерня кулачкового валика насоса установлена не по метке

а) Установить шестерню насоса по метке и проверить начало подачи топлива по метке «Η. П.» на маховике

б) Регулировочный винт толкателя отвернулся

б) Отрегулировать насос на момент начала подачи топлива

в) Кулачки кулачкового валика или ролика толкателя изношены

в) Сменить кулачковый валик, роликовые толкатели и отрегулировать насос на момент подачи топлива

3. Неисправности форсунки

а) Износ иглы распылителя

а) Если распылитель с иглой имеют большой зазор, иглу сменить и отрегулировать форсунку- распылитель

б) Слабо затянут корпус форсунки или имеется неплотность вследствие загрязнения соприкасающихся плоскостей

б) Промыть соприкасающиеся плоскости и плотно затянуть корпус форсунки

в) Распылители сильно подтекают и дизель дымит

в) Вынуть распылители и промыть. Если распылители повреждены, сменить распылители и иглу


Возможные причины неисправностей

Способы устранения неисправностей

4. Неисправности дизеля

а) Поршни заедают в цилиндрах вследствие недостаточной смазки

а) Проверить уровень масла по масломерной линейке и давление масла по манометру; давление по манометру должно быть 1,7—2 ат

б) Масло плохого качества образует смолистую плёнку

б) Сменить масло, промыть картер и фильтры

в) Загрязнены масляные фильтры, вследствие чего масло проходит нефильтрованным

в) Промыть фильтры

г) Туго затянуты коренные и шатунные подшипники

г) Отрегулировать затяжку

д) Крыльчатка водяного насоса не вращается (сорвана шпонка) и нет циркуляции воды

д) Поставить шпонку и проверить циркуляцию воды

е) Погнуты лопасти вентилятора (нет достаточной циркуляции воздуха)

е) Выправить лопасти вентилятора

ж) Мало воды в системе охлаждения или накипь на поверхностях радиатора и водяных рубашках

ж) Долить воду в радиатор. Промыть систему охлаждения

з) Клапанные пружины ослабли

з) Сменить клапанные пружины

IV. ДИЗЕЛЬ ДЫМИТ

НЕИСПРАВНОСТИ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

1. Насос подаёт топливо слишком поздно

1. Отрегулировать насос на момент подачи топлива

2. Давление распыла низкое

2. Проверить форсунки и отрегулировать их на нужное давление

3. Пружина форсунки сломана

3. Сменить пружину форсунки

Возможные причины неисправностей

Способы устранения неисправностей

4. Игла распылителя заедает и топливо впрыскивается неравномерно

 

4. Снять форсунку и проверить распыл. Если форсунка даёт хороший распыл, значит сильно затянута

5. Насос подаёт много топлива:

а) Ход тяги реек слишком велик

а) Установить ход тяги реек так, чтобы подача топлива насосом уменьшалась, и соответственно отрегулировать регулятор. Один поворот регулировочной гайки ограничителя изменяет подачу — примерно 1,5—1,8 кг/чв.с при 850 об/мин. и давлении распыла форсункой в 110 ат

б) Некоторые насосные секции разрегулировались, вследствие чего подают топлива больше чем надо

б) Отремонтировать насос на нужную подачу топлива

НЕИСПРАВНОСТИ ДИЗЕЛЯ

1. Холодный дизель нагружен полностью без предварительного прогрева

1. Дать дизелю прогреться до его загрузки

2. Низкая компрессия:

 

а) Неплотность клапанов

а) Притереть клапаны

б) Неплотно затянута головка

б) Подтянуть гайки на прогретом дизеле

в) Увеличенная толщина прокладки головок цилиндров

в) Сменить прокладку

3. Воздухоочиститель засорен

3. Промыть воздухоочистители и сменить масло в его поддоне

4. Проникновение масла в камеру сжатия

4. Остановить дизель. Проверить уровень, спустить масло до необходимого уровня

Возможные причины неисправностей

Способы устранения неисправностей

V. ДИЗЕЛЬ СТУЧИТ
НЕИСПРАВНОСТИ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

  1. Насос подаёт топливо слишком рано
  2. Давление распыла форсунки слишком низкое
  1. Проверить и правильно установить шестерню насоса по метке
  2. Отрегулировать форсунку на нужное давление распыла

НЕИСПРАВНОСТИ

ДИЗЕЛЯ

1. Увеличенный зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна или отверстия в бобышках поршня
Признак—звонкий металлический стук на малых и переменных оборотах

1. Сменить изношенные детали

2. Клапанный температурный зазор больше необходимого
Признак — лёгкий металлический стук

2. Отрегулировать зазор до 0,3 мм 

3. Увеличенный зазор между поршнем и гильзой
Признак — глухой стук по всей длине гильзы

3. Заменить изношенные детали

4. Увеличенный зазор между шатуном и шейкой коленчатого вала (стук, особенно ощутимый при уменьшении нагрузки и работе на холостом ходу)

4. Остановить дизель. Отрегулировать зазор путём снятия прокладок                        

5. Увеличенный зазор между шейкой коленчатого вала и коренным подшипником (стук сходен со стуком шатунных подшипников, и ощутим в нижней части блока)

5. Отрегулировать зазор путём выкидывания прокладок 

  1. Удар клапана о поршень
  2. Стук клапана о гильзу Гильза запрессована неправильно (не по меткам)
  1. В случае ослабления клапанных пружин сменить их
  2. Выпрессовать гильзу и установить по меткам