Содержание материала

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
СПОСОБЫ ПОДЪЁМКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ЭТИХ РАБОТ
ГЛАВА VI
ПОДЪЁМКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В СЛУЧАЯХ ПРОСТЕЙШЕГО СХОДА

Сошедший с рельсов подвижной состав перед подъёмкой должен быть тщательно осмотрен. При этом необходимо особенно внимательно осмотреть ходовые части, тормозное и рессорное подвешивание. Надо проверить, нет ли таких повреждений, которые будут препятствовать постановке паровозов или вагонов на рельсы. При наличии таких повреждений их устраняют.
При выборе способа подъёмки нужно учитывать рельеф местности, состояние пути, а также характер схода подвижного состава.
Следует указать, что отсутствие достаточного опыта в подъёмке подвижного состава у ряда работников железнодорожного транспорта часто приводит к тому, что даже при простейших случаях схода локомотивов и вагонов возникают перебои в движении поездов.
Нередко для устранения излома шейки оси вагона, схода одного бегунка паровоза, излома среднего пояса тележки Даймонда, схода колёсной пары вагона и т. п. вызывается восстановительный поезд. При этом на вызов, отправление и следование восстановительного поезда тратится значительное время, а движение поездов приостанавливается. Между тем, во многих случаях паровозная и поездная бригады или ближайшая аварийная команда полевой станции могли бы сами быстро поднять сошедший с рельсов паровоз или вагон, не допуская при этом перерыва в движении поездов.

1. Подъемка подвижного состава при помощи накаточных средств

В случае незначительного отхода от рельсов сошедшего подвижного состава установку его на рельсы лучше всего производить при помощи накаточных башмаков.

Фиг. 29. Накаточные башмаки

Накатывание на рельсы паровозов и вагонов производится при помощи башмаков двух типов — так называемых «горбуш» и «лягушек» (фиг. 29).
Накатывание, разумеется, возможно как одного вагона, так одновременно и целой группы их. Накаточные башмаки применяются комплектом в количестве двух штук — правого и левого. Использование этих башмаков при подъёмке подвижного состава несложно и доступно всем работникам железнодорожного транспорта.
При простых сходах подвижного состава (на перегонах, горках, экипировочных путях) его можно поставить на рельсы при помощи накаточных башмаков очень быстро — за 10—15 минут. Поэтому целесообразно их иметь по возможности на большем числе станций. Они необходимы также на всех паровозах и в депо.
При укладке башмаков широкая часть их опускается до подошвы рельса. Узкая часть башмака, поддерживаемая кронштейном, укладывается на головку рельса. Башмаки пришиваются костылями к шпалам и надёжно подклиниваются. При подъёмке паровозов желательно пришивать башмаки пучинными костылями.


Фиг. 30. Установка тележки в нормальное положение

Для обеспечения одновременного входа обеих колёсных пар на башмаки их надо укладывать один против другого так, чтобы широкие плоскости были расположены на одной линии. Установка правого и левого башмаков производится, как правило, на одной и той же шпале.
После укладки башмаков сошедший подвижной состав накатывается на рельсы. Для более плавного входа колёсной пары на башмаки перед их широкой плоскостью следует положить деревянные подкладки. Накатывание может производиться локомотивом, трактором или реечными домкратами. Накатывая вагоны при помощи трактора, надо следить за тем, чтобы не допускать порчи пути.
В том случае, когда при сходе подвижной состав отошёл от рельсов на расстояние 250—300 мм, башмаки укладываются дальше от сошедших с рельсов колёсных пар. Для направления колёсных пар применяются куски рельсов длиной 1—1,5 м, которые пришиваются к шпалам под углом, требуемым для попадания колёсных пар на башмаки.

Иногда накатывание четырёхосного вагона оказывается невозможным ввиду разворота тележек. Попытка произвести постановку вагона на рельсы при развёрнутом положении тележки является совершенно безнадёжной. Поэтому в таких случаях не следует пытаться накатывать вагон до тех пор, пока тележка под кузовом вагона не примет нормального положения.
Установка тележки в нормальное положение производится следующим образом: за угол тележки или буксу (фиг. 30) крепится трос, который тянется паровозом или трактором до занятия тележкой нормального положения.

Фиг. 31. Сварные накаточные башмаки

Кроме типовых —литых накаточных башмаков, — успешно применяются также башмаки сварной конструкции. Они обычно изготовляются самими работниками восстановительных поездов из листовой стали толщиной 15—20 мм.
Хорошо зарекомендовали себя сварные башмаки, показанные на фиг. 31. Эти башмаки по сравнению с типовыми увеличены; наличие с каждой стороны двух опорных кронштейнов делает их более устойчивыми. Несмотря на то, что эти башмаки имеют значительный вес, доходящий до 200 кг, всё же их можно рекомендовать для широкого использования, так как они обеспечивают надёжное накатывание паровозов.
Накатывание подвижного состава, который при сходе отошёл от рельсов на значительное расстояние, доходящее до метра и более, лучше всего производить при помощи крестовины (фиг. 32).
В комплект крестовины входят внутренний и наружный рельсы, два клина и два «языка». Крестовина укладывается следующим образом. Рельс 7 укладывается на шпалы внутрь пути возможно ближе к колёсным парам сошедшего с рельсов подвижного состава; между этим рельсом и путевым рельсом вставляется клин 3; внутренний рельс вместе с клином при помощи лома плотно придвигается к рельсу действующего пути.


Фиг. 32. Крестовина для накатывания подвижного состава:
1, 2 — рельсы; 3, 4 — клинья; 5, 6 — «языки»

Более короткий наружный рельс 2 устанавливается вместе с клином 4 с внешней стороны пути. Крестовина плотно пришивается костылями к шпалам. 
Внутренний рельс крестовины расклинивается распорками. При укреплении крестовины надо обращать внимание на то, чтобы между рельсами укладываемой крестовины и путевыми рельсами сохранялся зазор в 50 мм; для обеспечения этого зазора клинья крестовины нужно плотно прижимать к шейке рельсов.
Сошедший с рельсов локомотив или вагон при накатывании встречает на своём пути рельсы крестовины, направляющие сошедшие колёсные пары на путевые рельсы, на которые ставится подвижной состав. Последующее движение
колёсных пар направляется клиньями и «языками». Поднявшись на клинья, колесо, оказавшееся при сходе с внешней стороны пути, пройдёт гребнем бандажа через головку рельса и встанет на него, второе колесо просто накатится. Установленный на внутреннем клине «язык» помогает накатыванию безгребневой колёсной пары паровоза.
Накатывание локомотивов и вагонов надо всегда проводить в сторону начала схода. Особенно это имеет значение при отходе подвижного состава от рельсов на большое расстояние. При соблюдении этого условия накатывание локомотивов и вагонов по своему следу происходит более успешно.
Особенно эффективно можно применять накаточные средства зимой, когда имеется более твёрдое основание.
При накатывании подвижного состава во избежание порчи шпал на них следует накладывать имеющиеся под руками металлические или деревянные предметы — листовое железо, доски и пр.
Изломы накаточных башмаков — довольно частое явление, особенно при подъёме паровозов. Для предупреждения излома башмаков в узкой части их следует ставить дополнительные наделки; при отсутствии последних без- гребневая колёсная пара паровоза заклинивается и разрывает башмак. Башмаки надо закреплять деревянными клиньями и подкладками; наспех уложенный башмак не обеспечит накатывание подвижного состава и в самый ответственный момент может сломаться. 
9

Фиг. 33. Клинья для накатывания подвижного состава на стрелочных переводах

Направляющие рёбра установленных башмаков рекомендуется смазывать мазутом, чтобы происходило скольжение бандажа; смазывание поверхности рёбер башмаков может предупредить вторичный сход накатываемого подвижного состава.
В восстановительных поездах и аварийных командах для подъёмки подвижного состава крайне необходимо иметь набор различных клиньев, башмаков, укороченных остряков и пр. Такие несложные средства часто позволяют ускорить процесс подъёмки паровозов и вагонов, облегчают постановку на рельсы подвижного состава, сошедшего на стрелочных переводах, в кривых и т. д.
При подъёмке подвижного состава на стрелочных переводах не всегда представляется возможным применить типовые накаточные приспособления. В этих случаях накатывание подвижного состава часто производится при помощи положенных под колёсные пары тормозных колодок, накладок и т. д. Такой несовершенный способ накатывания

является очень длительным, а подчас приводит к поломкам отдельных деталей стрелочных переводов.
В практике при подъёмке подвижного состава на стрелочных переводах хорошо себя оправдали клинья, изображённые на фиг. 33. В течение ряда лет эти клинья успешно применяются некоторыми восстановительными поездами.


Фиг. 34. Остряки для накатывания подвижного состава

 Клинья устанавливаются перед сошедшей с рельсов колёсной парой — между рамным рельсом и переходной кривой. Боковыми полками клинья опираются на рельсы и для большей устойчивости пришиваются к брусьям костылями. На одном из клиньев приваривается ребро, которое обеспечивает нужное направление колёсным парам. Для обеспечения накатывания в любом направлении надо иметь две пары клиньев: одну — без гребней и вторую —  с направляющими гребнями. На одном клине гребень располагается слева направо, а на другом — справа налево.

Для накатывания сошедших с рельсов паровозов и вагонов иногда могут применяться остряки, как это показано на фиг. 34. Остряки клинообразными концами подкладываются в упор под первую сошедшую с рельсов колёсную Пару. Противоположные стороны остряков укрепляются за шейки рельсов скобами и стопорными болтами. Положенные на рельсы концы остряков должны плотно прилегать к головке, в противном случае возможен их излом.
Остряки, положенные под колёсную пару, плотно пришиваются к шпалам костылями; если этого не сделать, то произойдёт сдвиг остряков и накатить на рельсы сошедший подвижной состав не удастся.
Для предупреждения излома остряков необходимо под ними, в ящики между шпалами, подкладывать полушпалки.
При подъёме четырёхосного вагона вначале накатывается одна тележка. Если направление второй тележки не совпадает с остряками, то их расшивают и устанавливают в соответствии с направлением следующей колёсной пары.
В зависимости от положения колёсных пар остряки могут быть уложены как по одну сторону рельсов, так и по другую.