Содержание материала

Взлет инженерно-технической мысли па отделении был бы невозможен без широкой общественной поддержки всех тружеников отделения. Вопросами технического творчества стали заниматься не только отдельные работники, но и творческие группы, бригады, — количество творческих бригад доходило до 150.
Была задействована постоянно действующая связь руководства отделения с коллективами: участие руководителей в рабочих собраниях цехов, предприятий, станций.
Создана организация шефов линейных станций. Шефы регулярно выезжали на свои станции с подробным разъяснением действий руководства отделения, помогая работникам станций лучше организовать свой труд, отдых и быт, оказывали практическую помощь в укреплении хозяйства станций. Шефами станций были руководящие работники отделения, старшие инженеры. Шефский коллектив регулярно снабжался свежей информацией о работе отделения.
Приказом начальника отделения в 1962 году было отмечено активное участие в проведении массово-политической и организационной работы на линейных станциях шефа станции Менделеево В. М. Баландина (заместитель начальника отдела движения), шефа станции Кузьма Л. Г. Гутермахера (помощник ревизора по безопасности движения), шефа станции Чикали Η. Н. Куликова (старший инженер БРИЗ), шефа станции Тулумбасы Я. А. Никулина (помощник ревизора по безопасности). На предприятиях активизировалась работа стенной печати. Замечательные газеты, насыщенные критикой и горячей информацией о работе цехов, бригад и людей, выпускались в вагонном депо Верещагино (редактор Г. А. Баранкин), в локомотивном депо Пермь II (редактор и фотограф И. И. Иванов).
С высокой эффективностью стали работать товарищеские суды, лучшие из них — в Пермской дистанции пути, под председательством А. С. Минеевой, и в локомотивном депо Пермь II, под руководством А. И. Радионова.
Вагонники отделения явились инициаторами в организации движения общественного контроля за безопасностью движения поездов. Работа общественных инспекторов по безопасности на ПТО Пермь-Сортировочная является примером для других предприятий. У истоков движения стоял осмотрщик вагонов Г. Ф. Чупин, который в 1964 году был избран председателем совета общественных инспекторов парка «Б» пункта технического осмотра вагонов станции Пермь-Сортировочная.
За 1965 год на ПТО были проведены 41 ночная проверка, 187 взаимных проверок. Выявлены ослабшая ступица колесной пары, трещина семи спиц колесного центра, обнаружена напрочь лопнувшая подрессорная балка. Четко организованная система работы командиров и общественности обеспечивала безопасность движения в вагонном хозяйстве на протяжении многих лет.
В 1963 году на станции Пермь II были созданы цеховые советы общественных инспекторов, которые регулярно проводили проверки безопасности движения поездов на станции, результаты проверок записывались в книги проверок, и их выполнение обобщалось на экранах, в стенной печати. Советом инспекторов в цехе движения долгие годы руководил А. Р. Чайковский, заместитель начальника станции.
Но были и другие, кто имел или не имел удостоверения общественного инспектора по безопасности движения поездов, но считал себя в душе ответственным за безопасность движения поездов, независимо от того, находился он на работе или же у него было свободное время.
Только за 1966 год на отделении 126 раз были предотвращены аварии, крушения и браки с тяжелыми последствиями. На станции Чайковская осмотрщик вагонов А. И. Анисимова, обливаясь мазутом, сумела закрыть наружный клапан сливного прибора цистерны в проходящем поезде. Машинист Г. А. Балуев и помощник машиниста Г. В. Цыганко остановили на башмаки самопроизвольно движущийся навстречу прибывающему поезду состав на станции Блочная. Машинист Ш. И. Дзадзамия, в нерабочее время находясь на посадочной площадке Железнодорожная, увидел, что хвостовая часть проходящего поезда идет в заторможенном состоянии. Он сообщил об этом по телефону дежурному по станции Курья. Оказалось, что поезд был отправлен с разъединенными в середине поезда рукавами. В. П. Зверев из Кунгурской дистанции пути за шесть месяцев 1966 года обнаружил 16 случаев излома рессор в проходящих поездах.
Намного интенсивней стали решаться задачи социального положения пермских железнодорожников. Развернулось строительство жилья хозяйственным способом, индивидуальных домов через застроечные кооперативы. В микрорайоне Заречный в Перми (остановочный пункт Железнодорожный) есть улицы индивидуальных домов, построенных в то время. Строились пятиэтажные дома — железнодорожники начали переселяться в отдельные квартиры из бараков и коммуналок. Были реконструированы пионерские лагеря, построен профилакторий отделения. За счет отделения строились корпуса железнодорожной больницы и закупалось оборудование, строились детские сады и школы для детей железнодорожников.                                 
Работники станции Пермь II, как и других железнодорожных предприятий, до 1950 года проживали в основном в деревянных, неблагоустроенных домах, бараках, подвалах, вагонах, служебных помещениях и на частных квартирах. А уже в 1970 году в благоустроенных квартирах проживало 523 семьи.
В 1967 году работниками станции Пермь II было создано общество садоводов-любителей на 75 участков в районе станции Шабуничи. С 1965 года на берегу реки Сылва в живописном месте была организована база отдыха с отдельным домом и земельным участком.
Методы работы пермских железнодорожников были одобрены МПС и рекомендованы для распространения по всей сети дорог. Более 200 делегаций побывали в Перми, изучая опыт работы. Было проведено несколько сетевых школ по изучению работы отделения и отдельных предприятий отделения. В 1965 году отделение посетила болгарская делегация железнодорожников с целью изучения НОТ на отделении. В 1966 году отделение было участником Выставки достижений народного хозяйства СССР и было награждено Дипломом I степени. Была награждена группа новаторов отделения. Золотыми медалями ВДНХ награждены Б. В. Ряшко и Μ. Е. Дзадзамия, серебряными медалями — И. В. Харланович и А. С. Ковалев, бронзовой медалью — главный инженер отделения Т. М. Шнейдер. Медалями ВДНХ награждена группа изобретателей и рационализаторов экспериментальных мастерских: Н. И. Пачес, Ю. В. Зайцев, Е. С. Бабушкин, Н. И. Левочкин, Б. А. Стопакевич.
Успехи отдельных предприятий отделения были отмечены присвоением звания Героя Социалистического Труда машинисту паровоза Верещагинского паровозного депо Г. Г. Завьялову, бригадиру пути Пермской дистанции В. Д. Кузнецову, машинисту электровоза депо Пермь II Μ. Т. Балуеву, составителю поездов станции Пермь II В. А. Павлову. Коллективу отделения и предприятиям много раз присуждались переходящие Красные знамена МПС и ЦК профсоюза железнодорожников.
2   Гудок, 1965, 2 апреля, № 77, с. 1.
3  Гудок, 1965, 21 апреля, № 93, с. 3.