Октябрьская железная дорога — объединяет северо-западные участки европейской части отечественных железных дорог, пролегает по территории Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской областей и Карелии. Управление дороги в С.-Петербурге. Эксплуатационная длина дороги (1991) 10 186 км, в т. ч. 900 км за Полярным кругом. Территория районов тяготения дороги составляет 620 тыс. км2.  Октябрьская железная дорога граничит с Московской (ст. Поварово Г, Осуга, Ховряно, Савёлово, Шаховская), Северной (ст. Кошта, Маленьга, Сонково), Белорусской (ст. Езирце, Алеша), а также с ж. д. Финляндии (ст. Лужайка, Кивиярви, Светогорск, Сювяоро, Вяртсиля) и Балтии (ст. Иван- город, Зилупе, Пыталово, Печоры-Псковские). Крупнейший на О. ж. д. узел — Петербург, в котором действуют две сортировочные станции — Петербург-Сортировочный Московский (одна из самых больших на дороге и решающих по объёму грузовых перевозок на европ. части железнодорожной сети страны) и Шушары. Большие объёмы работ выполняют ст. Ховрино (в пределах Моск. узла), а также Волховстрой, Бологое, Берёзки, Великие Луки, Беломорск. Октябрьская железная дорога — вторая по протяжённости после Московской и первая по времени постройки ряда участков крупная магистраль России. В её состав первоначально вошли четыре железнодорожной линии. Головным участком Санкт-Петербург — Витебского направления является быв. Царскосельская железная дорога, день начала движения на которой 30 окт. (11 нояб.) 1837 считается днём начала регулярных ж.-д. сообщений в России. В 1838 дорога была достроена до Павловска; общая протяжённость её составила 27,6 км. Паровозная тяга (вместо конной) на всём протяжении дороги была введена весной
Крупнейшая в сер. 19 в. Петербург- Московская магистраль была введена в эксплуатацию в 1851 (в 1855—1923 наз. Николаевской железной дорогой) и имела протяжённость 649,7 км. Проект дороги отличался тщательной проработкой, трасса имела исключительно прямое направление. Принятая ширина колеи 1524 мм стала общегос. колеей на сети железных дорог России вплоть до 70-х гг. 20 в. Подвижной состав для дороги был построен на Александровском литейном заводе (см. Октябрьский электровагоноремонтный завод). К началу эксплуатации на линию было поставлено 164 паровоза, 2669 вагонов. На линии Петербург — Гатчина, головном участке Петербург — Варшавского направления, движение началось в 1853. Это была первая в России двухпутная железная дорога с левосторонним движением, которое было изменено на правостороннее в кои. 40-х гг. 20 в. Дорога впоследствии вошла в Северо-Западные железные дороги. Четвёртая дорога из состава старейших железнодорожных линий, входящих в О. ж. д., — дорога между Петербургом и Петергофом (Пегродворцом) открыта в 1857; в начале 60-х гг. продлена до Ораниенбаума (ныне Ломоносов), построена ветка Лигово — Гатчина, продлённая позже до Нарвы и далее.
В начале 20-х гг. 20 в. в состав О. ж. д. вошли бывшие частные ж.-д., проложенные по правому берегу Невы, а также линии, принадлежавшие ранее Финляндии и проходившие по территории России: участок Петроград — Госграница (ст. Белоостров), после 1945 продлённый до ст. Лужайка. Этот участок является головным на Выборгском направлении. В 1959 О. ж. д. передана Ленинградская железная дорога, входившая до 1840 в Северо-Западные железные дороги, в составе которых находились бывшая частная Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога (Ленинград — Витебское направление), а также линии Ленинград — Варшавского и Ленинград — Балтийского направлений. В 1959 к дороге присоединена Кировская железная дорога (быв. Мурманская), а в 1963 — часть Калининской. В состав дороги входит также ряд кольцевых линий и веток, сооружённых для обслуживания Ленингр. узла.

Октябрьская железная дорога
В О. ж. д. входит 10 отделений: Московское, Бологовское, Ленинград — Московское, Ленинград — Витебское, Ленинград — Финляндское, Псковское, Волховстроевское, Петрозаводское, Мурманское, Ржевское. В работе О. ж. д. преобладает ввоз как из др. областей России, так и из-за рубежа. Вместе с морскими портами  Октябрьская железная дорога играет существенную роль в экспортно-импортных операциях.
80-е гг.  Октябрьская железная дорога превратилась в мощную технически оснащённую магистраль: на главном Петербург — Московском направлении после реконструкции пути впервые в СССР наряду с обычными пасс, и электропоездами организована эксплуатация скоростных электропоездов ЭР200, а водить составы стали высокоскоростные электровозы ЧС200. На основных направлениях введена автоблокировка и диспетчерская централизация. Около 30% линий электрифицировано. Большой объём сортировочной работы выполняется на автоматизированным сортировочных горках. На мн. станциях внедрена комплексная механизация загрузки вагонов.
Дорога одной из первых закончила восстановление хозяйства, разрушенного в период Гражд. войны и воен. интервенции. Приказом НКПС от 27 февр. 1923 переименована в Октябрьскую. В годы Великой Отечеств. войны дорога стала фронтовой магистралью. Были организованы автомобильно-железнодорожная «Дорога жизни» через Ладожское озеро и «Дорога Победы» (Шлиссельбург — Поляны). За обеспечение перевозок и восстановление разруш. железнодорожного транспорта звание Героя Социалистич. Труда присвоено 12 железнодорожникам. В 50—60-е гг. на О. ж. д. внедрён ряд ценных инициатив, направл. на совершенствование перевозочного процесса: формирование тяжеловесных поездов, учёт вагонов под накоплением при формировании составов не только в сортировочных парках, но и на подъездных путях и в др. местах для сокращения времени их простоя. В кон. 70-х гг. на ряде грузовых станций дороги совместно с промышленного предприятиями внедрена эффективная технология погрузки, в результате чего сократился простой вагонов под грузовыми операциями в среднем на 1,4 ч. Впервые на сети железных дорог на первой сортировочной станции Ленинград-Сортировочный Московский, построенной в 1879, был осуществлён автоматическими роспуск составов с помощью электронной системы АРС, разработанной специалистами Института Гидрогрансснгналсвязь и работниками дороги. Внедрение этой технологии позволило повысить перерабатывающую способность сортировочных горок станции на 30% Новая комплексно-механизированная технология перевозки удобрений позволила высвободить 33 тыс. вагонов. На О. ж. д. осуществляется планирование грузовой работы по единым планам для всех видов транспорта. Разработку планов осуществляют ВЦ Петербургского морского торгового порта и дороги. Прогрессивная форма совместной работы по перевозке грузов даёт значит, экономию времени и средств.

Октябрьский электровагоно-ремонтный завод (г. Санкт-Петербург), основан в1826 как Александровский литейный, с 1844 назван Гл. механическая заводом С.-Петербургско-Московской ж.д. В 1845 здесь построены первые паровоз и вагон. В 1922 переименован в Пролетарский завод Октябрьской железной дороги, с 1931 наз. Пролетарским вагоноремонтным, с 1932— Октябрьским вагоноремонтным заводом, указанное назв. с 1962. В Великую Отечеств. войну завод выполнял заказы Ленинградского фронта. К началу 1992 завод ремонтировал пассажирские вагоны сложной конструкции, в т. ч. для скоростного движения и международного сообщения, электропоезда ЭР1 и ЭР2, ремонтировал и формировал вагонные колёсные пары, выпускал электрическое машины для ЭПС, тележки, др. запасные части.